- Людмила, расскажите, как родилась идея открыть производство женской верхней одежды? Что вас вдохновило или стало такой отправной точкой?
- На рынке верхней одежды «Палето» с 1994 года. Тогда мы продавали изделия производства Турции и Китая. И с самых первых дней у меня появилась мысль: «Вот бы свою фабрику открыть!» Этой мечте было суждено сбыться только через 14 лет.
- Швейная фабрика «Paleto» стартовала в 2008 году. Это был кризисный год. С какими сложностями пришлось столкнуться, как их преодолели и не было ли вообще страха начинать, когда вокруг многие закрывались?
- Около 10 лет я уговаривала моих турецких партнёров открыть производство дублёнок у нас в России, конкретно в Оренбурге. Ведь сама я без их помощи не смогла бы этого сделать, так как не владела технологией пошива. И вот, когда наступил кризис, мои партнёры созрели, и сами предложили шить у нас. Кризис ведь их тоже коснулся. Если честно, я тогда сомневалась: надо ли это делать сейчас. Но упускать такую возможность не хотелось. И вот мы закупили в Турции немецкие швейные машины б/у, дубло овчины, привезли турецких мастеров в Оренбург, а они потом научили наших шить дублёнки. Шить у нас получилось, а вот продавать такой объём монобрендового товара – нет. У нас тогда был только один магазин, а продавать оптом не получилось потому, что в Турции давали товар оптовикам без предоплаты. Мы себе такого позволить не могли. Поэтому мы начали масштабироваться: открывать магазины в России и в Казахстане. Но тут турецкие дублёнки уступили на рынке китайским шубам, и нам опять пришлось перестраиваться: мы начали шить норковые шубы. Хотя уже понимали, что и шубы продержатся не долго. Их сменили пуховики, и мы начали их шить. И теперь я понимаю, что если бы не было той первой фабрики дублёнок, то и сегодня не было бы наших трёх фабрик пуховиков. С первой фабрикой в 2008 году мы получили бесценный опыт, и это самое важное. Сотрудники, которых обучили тогда турки, работают у нас до сих пор и уже обучают наших.
- В ассортименте товаров фабрики есть искусственные шубы и дублёнки из экомеха. Это дань новому мировому тренду не использовать животных при производстве, или это всё же было таким личным решением?
- Это дань рынку. Есть спрос – будет и предложение.
- Затронем немного производственный процесс. В линейке товаров есть пуховики, способные выдержать минус 30 градусов мороза. А как проверяется такой показатель в деле, как тестируете?
- Пуховики мы шьём с 2018 года. Но заявили мы о том, что наши эко-пуховики выдерживают температуру 30 градусов мороза только в этом году, после трёх зим тестирования. У нас в Оренбурге климат резко континентальный: летом 30 градусов жары, зимой 30 градусов мороза. Также у нас много клиентов из Сибири. Мы регулярно получаем обратную связь от наших клиентов. Так что после ряда опросов проанализировали и сделали такой вывод. Просто так об этом заявить нельзя: клиенты в отзывах тут же уличат нас в неправде.
- Одежда «Paleto» продаётся во многих странах мира, в этот список входят: Германия, Австрия, Великобритания, Нидерланды, Казахстан, Беларусь, Узбекистан. На какую страну приходится самый большой отгруз товара? И планируется ли расширение этого списка?
- Больше всего изделий мы отгружаем в Казахстан. Так сложилось, сначала в наши магазины, потом оптовикам. Попробовали выйти на Германию, затем и в другие страны Европы, но там нам очень сложно конкурировать по цене с китайскими производителями. Шьём то мы в России, но из китайских материалов. Мы планируем захватить мир, но только с материалами российского производства.
- Можно ли прийти на фабрику «Paleto» со своим эскизом? Берёте ли вы в работу такие единичные индивидуальные заказы?
- У нас поточный метод пошива изделий. Мы обучились технологиям Бережливого производства. Да и рынок не даёт нам расслабиться: маркетплейсы поглощают всё, что мы производим, и ещё не хватает. Так что идею индивидуальных заказов мы на инновационном совещании рассматривали, но пока оставили на будущее.
- Поделитесь с нами ближайшими планами по развитию фабрики «Paleto». Может быть нас ждут какие-то новинки?
- Новинки у нас появляются регулярно. Наши клиенты уже привыкли и ждут. Но что касается планов – это организовать производство синтетических тканей в России, чтобы не зависеть от импорта. Вот мы открываем уже третью фабрику, а становится не по себе, как подумаю: вдруг китайцы прекратят поставки тканей? Из чего мы будем шить? Куда я дену 200 человек сотрудников? И не дай Бог что, во что мы будем одевать и обувать наших солдат?
5 бизнес-советов от Людмилы Зарщиковой:
1. Не бойтесь перемен. Как говорит Ицхак Адизес, в мире меняется всё. Ничего не меняется только на кладбище.
2. Будьте честны со своими клиентами, партнёрами, государством. Это окупится.
3. Пересмотрите свою Картину мира. Когда-то в 90-х я поставила цель - стать номером 1 по продаже верхней одежды в Оренбурге. Теперь мучаюсь: почему в Оренбурге, а не в мире?
4. Не ищите причины, ищите способы.
5. Доверяйте Богу.