Оренбуржец, победивший в премии «Бизнес-Успех», рассказал о трудностях, с которыми столкнулся в бизнесе

Дидар Туршинов, предприниматель, руководитель первой роботизированной молочной фермы в регионе (ГКФХ Туршинова Айнагуль Сансыбаевна), победитель премии «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший сельскохозяйственный проект» рассказал с какими трудностями ему пришлось столкнуться и о планах на будущее.

- Дидар, расскажите, как вам пришла идея поменять вид деятельности и вместо госслужбы заняться роботизированной молочной фермой?

- Между оставлением госслужбы и запуском первой роботизированной фермы прошло ещё пять лет, в которые я занимался предпринимательской деятельностью. В целом, несмотря на мой хороший карьерный рост и то, что я был на хорошем счету в органах следствия, я решил оставить госслужбу. Зарплаты, которую я там получал, не хватало, чтобы содержать семью. Поэтому я решил уйти в бизнес, чтобы получать доходы, которые позволят нормально содержать мою семью. Поэтому у меня был какой-то период юридическая практика, еще ряд проектов, мы инвестировали, занимались даже одно время ресторанным бизнесом, у нас был ресторан "Кунжут". А в сельское хозяйство я пришёл совершенно случайно, не планировали мы заниматься этим всерьез. Для себя в деревне взяли десять коров на мясо и что-то разошлись в итоге, потом подумали, что можно еще десять молочных коров, чтобы молоко продавать как излишки, чтобы деньги постоянно были. Держали 30 голов симменталов, потом до 50 выросли и потом сотрудники Министерства сельского хозяйства сказали, что бывают такие роботизированные современные фермы, мы начали изучать этот вопрос и в итоге, в том числе с использованием средств гранта, реализовали этот проект по строительству роботизированной молочной фермы. Но грант мы тоже получили не с первого раза, на третий год, на третью попытку только получили. Первые два раза мы не могли победить в конкурсе. А вот на третий раз победили и уже с помощью средств гранта, с помощью своих средств, реализовали строительство фермы.

фото 1.jpg

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

- При строительстве роботизированной фермы основные трудности, наверно были, что в нас практически никто не верил с учётом того, что у нас не было опыта в сельскохозяйственной деятельности в силу нашего возраста. Мне прямо говорили, что вы наверно эти деньги гранта выиграли чтобы своровать и ничего вы не построите. Первое — это неверие. Второй момент, когда мы уже начали реализацию гранта, у нас был контракт на покупку Lely заключен в евро, а евро на тот момент очень сильно скакнул, и у нас очень большое удорожание нашего проекта пошло. Это было ощутимо. Достаточно непросто найти, собрать команду, уже кто непосредственно на ферме будет работать, но в целом с этим разобрались, сейчас же всё устаканилось и в целом всё хорошо.

- Что вы можете сказать о стоящем у вас оборудовании? Какую роль оно играет в вашем производстве?

- Оборудование очень хорошее, как я уже сказал это фирма Lely голландская, мы очень долго выбирали оборудование. Основные самые известные производители роботов-дояров — это Lely как раз и Delaval. Но мы очень много ездили по хозяйствам в России, в частности были в Татарстане, Свердловской области, в Подмосковье, Тульской области, непосредственно в Голландию ездили. В результате всех этих поездок, разговоров с теми фермерами, кто уже эксплуатирует это оборудование, приняли решение всё-таки взять Lely. Робот сам доит коров, это очень сильно облегчает задачи, потому что никто сейчас из молодежи не идёт в дояры или доярки работать. Мы понимали, что рано или поздно, если мы не будем переходить на роботизированное доение мы столкнемся с кадровым дефицитом и очень сложно будет заниматься животноводством. Также у нас есть не только робот-дояр, но и робот-подталкиватель кормов, который каждый час сам выезжает, подталкивает корма. Это тоже очень важно, чтобы корова имела постоянно доступ к корму, это тоже влияет на показатель продуктивности коров. Автоматизированная уборка навоза, навозоудаление, автоматические поилки. То есть мы постарались максимально автоматизировать, роботизировать всю ферму.

- Почему вы решили выбрать коров голштинской породы и сколько голов скота сейчас содержится на ферме?

- Мы выбрали именно голштинскую породу скота, потому что это самая высокопродуктивная порода в мире. Несмотря на то, что они нежные в уходе. но дают больше всего молока. Тем более у нас беспривязное круглогодичное стоевое содержание. Мы исходим из того, что у нас круглый год на столе должен быть один монокорм, поэтому создали все условия, чтобы им было комфортно. И выбрали эту породу в связи с тем, что эта самая высокопродуктивная порода, больше всего молока дает. То есть потенциал этих пород — 13-14 тыс. литров в год с каждой коровы. Мы в этом году пока вышли на 8200, нам есть, куда расти, минимум процентов на 30. Это не сразу думаю, что в течение пяти лет мы придем к этому результату. Результаты складываются из многих составляющих. Для понимая цифр могу сказать, что в среднем продуктивность молочность коров по Оренбургской области 3500-3700 литров. То есть мы уже в принципе в два раза выше среднего по области, ну и мы понимаем, что с этими результатами нам есть куда расти и очень далеко.

фото 2.jpg


- Куда вы поставляете молоко?

- Основной у нас контрагент - Ириклинский молочный завод, мы с ними в том году заключили годовой контракт. Также у нас приезжают ребята из города Орска, которые пастеризуют наше молоко, потом продают его по торговым точкам. И плюс мы сами реализуем молоко через свой кооператив “Наше деревенское” по торговым точкам в Адамовском и Кваркенском районе. Сейчас поставили два ларька, тоже будем в самой Адамовке дополнительно реализовывать молоко. Сейчас в декабре-январе будем участвовать в тендерах на поставку молока в бюджетные учреждения — детские сады, школы, больницы.

- Насколько рентабелен молочный бизнес?

- Рентабельность молочного бизнеса складывается из многих факторов, но основной фактор — это корма, качество основных кормов, и в этом плане нам тоже есть еще куда расти. Мы знаем, что нужно делать. В целом по отрасли считаются хорошей рентабельность 25-30%. У нас может быть пока нет такой хорошей рентабельности, я оцениваю порядка 10-15% сейчас. Но мы понимаем, что нам надо сделать, чтобы этот бизнес наш стал рентабельнее. То есть опять же это основные корма, это тоже непростая работа, потому что требует определенную подготовку, наличие определенной техники, наличие определенного всего оборота — это раз. Потом сам процесс приготовления корма, силосование его, либо сенажирование — здесь тоже технологии, их тоже надо отрабатывать. Ну и плюс работа с генетикой. Наши роботы позволяют нам отслеживать продуктивность каждой коровы по большому счету, и мы понимаем, что если та или иная корова на одном и том же рационе дает больше молока, чем другая, то мы понимаем, что здесь дело в генетике и поэтому мы таких коров для себя отслеживаем и отслеживаем телят, которые родились от этой коровы, сразу для себя отмечаем, что здесь хорошая генетика. Таким образом я думаю, что если мы постоянно будем работать с генетикой, то продуктивность будет увеличиваться, а чем больше продуктивность коровы — тем больше рентабельность.

- Какие цели вы ставите на будущее, планируете ли расширение фермы?

- У нас конечно большие цели, но говорят: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи о своих планах». Но тем не менее мы думаем о расширении. Мы сейчас хотим допилить те бизнес-процессы, те производственные процессы, которые у нас сейчас есть. Как только мы приведем их в тот вид, который мы себе представляем, мы будем готовы к масштабированию, поэтому планы у нас такие есть. Когда мы их начнем реализовать — сейчас точно сказать не могу. Планы были на будущее, 2022-й год. Но сейчас то, что творится с ценой металла и так далее — это тоже по инвестиционной привлекательности бьет очень сильно. Но будем оценивать ситуацию, будем смотреть, что будет с ростом. Будет ли рост цен на молоко, какая будет поддержка со стороны Министерства сельского хозяйства в плане реализации подобных проектов и надеюсь, что в течение двух-трех лет ближайших мы начнем расширение.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр