Как развивать несколько бизнесов одновременно: опыт предпринимателя из Волгограда

Одновременно вести несколько видов бизнеса непросто. Но у серийных предпринимателей есть важное преимущество перед теми, кто развивает одну компанию - падение продаж или даже закрытие одного бизнеса они могут компенсировать другими источниками дохода. Эта модель особенно актуальна сейчас, когда на бизнес колоссальное влияние оказывает пандемия. О том, как развивать сразу несколько проектов в совершенно разных сферах, рассказал победитель премии «Бизнес-Успех» в Волгограде Михаил Фурманов.

Досье

Михаил Фурманов, 34 года, серийный предприниматель из Волгограда. Окончил Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. С 2012 года занимается разными видами бизнеса, которые время от времени совмещал с работой в найме. Среди его проектов –  автокинотеатр «Победа», нанесение разметки на парковках, организация лазерных шоу RevoL, гидропосев газонов.

фото 1.jpg

Кино на открытом воздухе

Свой первый бизнес - автокинотеатр «Победа» - я открыл в 2012 году. Идея пришла ко мне, когда я сидел в машине и думал, где в Волгограде можно интересно провести время в необычной обстановке. И вспомнил про автокинотеатры, которые видел в США. 

На тот момент автокинотеатра в Волгограде не существовало, а сам я был студентом. Идею поддержал мой одногруппник по университету – с ним мы совместно вложились в проект. Стартовые вложения составили около 100 тысяч рублей. 

Договорились с дворцом спорта профсоюзов об аренде площадки около него и приступили к поиску оборудования. Нужную нам аппаратуру нашли в городе Хмельницкий в Украине – купили проектор и оборудование для раздачи звука. За ними пришлось ехать больше 1000 км. Экран заказали в Китае через Alibaba. Это полотно размером 10х12 метров, натянутое между надувных рам метрового диаметра.

фото 2.jpg

Но когда мы вернулись из Украины, выяснилось, что нам отказали в аренде площадки. До отъезда мы не заключили договор – всё было только на словах. И мы открыли автокинотеатр в соседнем с Волгоградом городе Волжский, на парковке торгового центра. Показывали фильмы каждый день, но зрителей собиралось мало: волгоградцам приезжать туда было не слишком удобно. Мы брали плату с каждой машины – 300 рублей. Если в машине несколько человек, то сеанс обходился им дешевле, чем в обычном кинотеатре. 

В Волжском мы проработали всего месяц, после чего переехали в Волгоград. Один из торговых центров пустил нас на свою парковку даже без арендной платы. Но нас опять хватило лишь на месяц. Оказалось, что в этом месте дуют сильные ветры, и экран нельзя зафиксировать. Однажды мне пришлось весь фильм держать экран, чтобы его не унесло ветром. Потом наш энтузиазм закончился, мы решили закрыться и продать оборудование, а мой друг переехал в Канаду.

фото 3.jpg

Позже я вернулся к идее с автокинотеатром и перезапустил проект. Правда, в этом сезоне из-за пандемии мы долго не открывались. Но когда кинотеатры были вынуждены прекратить работу, мы решили стартовать. Посещаемость у нас была выше, чем в прошлые годы. Но когда осенью снова открыли кинотеатры, количество машин упало в три раза. Люди соскучились по «обычным» кинотеатрам, и мы их прекрасно понимаем. В конце ноября мы закрылись до весны. 

Лазер для шоу и рекламы

Следующей моей бизнес-идеей стали лазерные проекции. В 2013 году ко мне приехали друзья с маленьким лазерным проектором. Я понял, что это прикольная штука, начал изучать вопрос и узнал, что проекторы могут высвечивать что угодно на поверхности любой площади. Так появилась идея заняться лазерной проекционной рекламой. 

«Лазерный» проект я назвал RevoL. Начальные вложения составили менее 100 000 рублей. Для создания лазерных проекций существуют специальные программы. В них изображение сначала создаётся на компьютере, а затем выводится на проектор при помощи специального контроллера. Проектор стоил 76 000 рублей, я заказал его в Китае. Контроллер с программой стоил порядка 15 000 рублей, его я нашёл в Москве.

фото 4.jpg

Моя первая работа в этом направлении, которая принесла деньги – реклама автосалона Lexus на стене здания. Затем проект несколько сменил концепцию. Из рекламы я «перешёл» в нишу лазерных шоу. Например, новогодние шоу, детские праздники и т.д. 

Около двух лет я организовывал лазерные шоу в волгоградском цирке, почти на каждом представлении помогал освещать манеж для некоторых номеров, придумывал анимацию. Также мне заказывали лазерные шоу крупные заводы для своих юбилеев или новогодних праздников. 

Работал и с частными клиентами. Один из них сделал предложение своей девушке с помощью световой проекции на стену многоэтажного дома, а другой поздравил девушку с днём рождения.

фото 5.jpg

В 2016 году я предложил свои услуги организаторам этапа «Формулы-1» в Сочи, где я до этого два раза работал волонтёром. Во время вечерних концертов я светил на олимпийский факел. Это было специально подготовленное шоу про автогонки, которое я демонстрировал три года подряд. 

Рекламные заказы тоже время от времени случались. В основном это были презентации машин для автосалонов. Чтобы демонстрировать лазерную рекламу, нужен преобразователь напряжения для проектора. Его я, как правило, подключаю к аккумулятору машины. Если рекламу нужно транслировать в течение нескольких дней, то необходимо помещение для размещения проектора, а также договорённость с собственником здания, на которое будет проецироваться изображение. Иногда приходится заключать краткосрочный договор аренды.

фото 6.jpg

Примерная стоимость одного лазерного шоу на данный момент варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Цена зависит от сложности самого шоу, его продолжительности и бюджета заказчика. Я пока не могу существовать на доход от RevoL. Этот проект для меня больше творческий, он вдохновляет на необычные идеи. 

Бизнес на чужих парковках

Ещё один мой бизнес – нанесение дорожной разметки на парковках. До 2014 года я пару лет проработал в организации, которая занималась дорожной разметкой, установкой знаков и проектированием дорог. Общался с клиентами, которые обращались с запросами о знаках и разметке. Но некоторые заказы эта организация не брала: объём работ по ним был небольшой. 

Я стал выполнять небольшие заказы, от которых отказывалась эта компания. Например, нарисовать пару полосок разметки. Я делал это вручную, валиком. Или как-то нужно было сделать разметку для парковки торгового центра. Я привлёк друзей, и мы вручную нарисовали разметку на шестиярусной парковке. Потратили много времени, но клиент остался доволен.

фото 7.jpg

В 2014 году я уволился из дорожной организации и стал искать себя в разных сферах бизнеса. Вскоре получил заказ от торгового центра обновить разметку. Для этого заказа я арендовал оборудование у одной государственной организации. А затем купил почти новый разметочный аппарат за 30 000 рублей. Деньги на него я занял, но первым же заказом окупил эти затраты. 

Как-то раз я заехал в «Макдоналдс» и увидел, как инженер рисует там разметку валиками. Потом заехал в другой «Макдоналдс» и увидел ту же картину. Я попросил позвать менеджера ресторана и предложил нанести образец разметки прямо сейчас – у меня в машине был аппарат. Она сняла это на телефон. На следующий день они позвонили и сказали, что им надо разметить ещё пять ресторанов. Так я стал, можно сказать, разметчиком сети «Макдоналдс» в Волгограде.

фото 8.jpg

Я понял, что разметив парковку одного ресторана, можно заработать такие же деньги, как на моей основной работе за месяц. Летом 2018 года я решил сделать следующий шаг к работе только на себя и окончательно ушёл из найма. Начал искать объекты для разметки. Составил список крупных ТЦ и других объектов, где есть парковки. Проехал по ним, пообщался с инженерами. Так получил несколько заказов. Среди них – парковка ТЦ «Акварель», самого большого в городе. 

Постепенно я начал получать заказы с самых разных объектов. Например, мы уже два года обслуживаем сеть гипермаркетов «Магнит» в Волгограде. Сейчас нанесение разметки – самый прибыльный из всех моих проектов. 

Разметка квадратного метра в Волгограде стоит 300 рублей. Если брать заправочную станцию или «Макдональдс», то разметка парковки такого объекта стоит примерно 20-30 тысяч рублей. Парковка среднего размера у «Магнита» обходится заказчику в 100-150 тысяч рублей, а парковка у крупного ТЦ – до нескольких сотен тысяч рублей.

фото 9.jpg

Для таких организаций это не самые большие деньги, но они всё равно пытаются сэкономить. Разметку у ТЦ надо делать минимум два раза в год, а в Волгограде её наносят раз в два-три года. Иногда обращаются только тогда, когда краска совсем сотрётся. В этом году из-за пандемии и экономического кризиса примерно 50-60% заказчиков, которые планировали сделать разметку, отказались от этих планов. 

Газон с современными технологиями

Идею гидропосева газонов мне предложил в 2016 году один знакомый. Тогда у меня не было средств на закупку оборудования, и в результате он открыл проект с другими людьми. 

В 2017 году организации «Волгоградзеленхоз», которая занимается озеленением города, потребовались услуги гидропосева. Я решил связаться с ними и узнать, что именно им нужно. Речь шла о высадке газона на большом участке набережной. Объём был серьёзный – работы оценивались примерно в 5 млн. рублей.

фото 10.jpg

Я хотел выполнить этот заказ, но у меня не было оборудования. Я начал искать его на Avito. И так сошлись звёзды, что нужная мне подержанная установка для гидропосева продавалась в Сочи – возможно, осталась там после Олимпиады. Она была в хорошем состоянии и стоила 450 000 рублей – более чем вдвое дешевле новой. Я решил рискнуть и купил её. У меня была нужная сумма – я заработал её на разметке парковок. 

Это оборудование американского производства. В США гидропосев используют уже давно. В ёмкости замешивают семена, удобрения и мульчу (отходы деревообрабатывающих производств). Это среда для прорастания семян. Она задерживает семена, поэтому их не уносит ветром с газона, их не клюют птицы и не растаскивают насекомые. В итоге получается жидкость зелёного цвета. 

С помощью специальной помпы этот состав подают под давлением в шланг и распыляют по газону. Семена равномерно распределяются по всей площади газона – вручную так сделать не получится при всём желании. Важно и то, что этот метод почти в четыре раза дешевле, чем рулонный газон.

фото 11.jpg

Когда я выполнил свой первый объект на набережной в Волгограде, многие снимали этот процесс на видео. Люди даже специально останавливали машины. Они были в шоке – им казалось, что мы красим землю зелёной краской! Тогда я дал интервью пяти местным телеканалам. Новость о том, что «в Волгограде красят землю» дошла даже до Саратова. Оттуда приезжали телевизионщики и тоже снимали про нас репортаж. 

После этого примерно год заказов не было. Метод новый, и многие не знают, что такой способ создания газона вообще существует. Но в 2019 году я стал подрядчиком муниципальной организации, в которой раньше работал. Мы для них второй год подряд озеленяем городские улицы. Работаем весной, летом и даже осенью. В этом году провели озеленение на площади 20 000 метров. Также мы сеяли газон в трёх посёлках Волгоградской области. 

Стоимость квадратного метра варьируется от объёмов. На первом объекте она была 30 рублей за метр. Сейчас семена и другие материалы подорожали – половина из них закупается за границей. Теперь цена этих работ – почти 100 рублей за метр. В стоимость входит и проведение предварительных работ. Для гидропосева нужно подготовить грунт, разровнять его граблями, убрать крупные камни.

фото 12.jpg

По этому проекту мы в плюсе, но о большой прибыли речь пока не идёт. Я думаю, что за гидропосевом будущее, и в потенциале этот бизнес может стать для меня основным источником дохода. Наверное, единственный минус гидропосева – для него подходят только большие площади. Оборудование очень тяжёлое, и чтобы его завезти на объект, необходимо заказывать манипулятор. 

Многозадачность в бизнесе

Мне очень нравится, что у меня разнообразные бизнес-проекты. Я люблю движуху, мне скучно сидеть на месте. Вместо того чтобы лежать на диване вечером перед телевизором, я лучше покажу людям кино, подарю им эмоции. 

Конечно, иногда приходится разрываться. Например, днём я занимаюсь гидропосевом, а вечером – кино. У меня есть только один нанятый сотрудник, который мне помогает. Но для тех работ, которыми я занимаюсь, много людей и не требуется – максимум два-три человека.

фото 13.jpg

На данный момент в моих бизнес-проектах у меня нет компаньонов, но есть единомышленники, которые периодически мне помогают. Большую помощь оказывает мой папа, за что я ему безмерно благодарен.  

Осенью этого года я заявился на региональный этап конкурса «Бизнес-Успех», чтобы рассказать о своих проектах. И стал победителем в номинации «Лучший молодёжный проект» с автокинотеатром. Конечно, мне нравится им заниматься. Тем более сейчас, в период пандемии, эта тема особенно актуальна. Но мне было бы интереснее, если бы заметили другие мои проекты, особенно гидропосев. 

Я планирую масштабировать именно этот проект. У меня в планах расширение и увеличение количества бригад. Тогда мы сможем выполнять заказы одновременно в разных местах.

Ссылка на источник. 

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр