«Делом нужно жить. Это и есть секрет успеха»

О том, как из простой карамели создавать произведения искусства и превратить увлечение из далёкого советского детства в востребованный и технологически сложный бизнес, Порталу предпринимателей рассказал предприниматель из Волгоградской области, основатель компании «СКАЗКА-Леденцы» и победитель премии «Бизнес-Успех» Алексей Щербаков.

- Алексей, расскажите немного, чем занимается ваша компания «СКАЗКА-Леденцы»? Как родилась идея вашего бизнеса? Почему вы решили возродить производство русско-народных леденцов на палочке и начать именно этот бизнес?

- Мы лидирующая компания в России - «СКАЗКА-Леденцы», которая занимается производством леденцов на палочке. Компания была основана в 2008 году, 12 лет назад.

Мы, рождённые в СССР, варили леденцы в ложках, жгли их, потом получали от родителей «люлей». Тогда у меня появилась формочка для этого дела. И однажды я решил попробовать показать эту формочку своим детям, освежить в памяти воспоминания. Так и началось. Сначала я сам сотрудничал с розничными магазинами, потом взял на работу кондитера из центра занятости, через полгода взял ещё одного. Постепенно штат компании дорос до 30 человек.

фото 1.jpg

- У вас очень красивая и разнообразная продукция, в вашем ассортименте насчитывается более 150 видов леденцов на палочке и кручёной карамели. Расскажите немного о производстве, и как кондитеры ищут новые идеи для продукции?

- Все леденцы – ручной работы. Продукция сертифицирована и приготовлена по ГОСТу. У нас одних «Петушков» 8 разновидностей. Такого нет ни у одного из производителей. Наши технологи каждый месяц разрабатывают новые виды и позиции карамели! Мы постоянно движемся вперёд и не останавливаемся на достигнутом. И уже никак, наверное, не остановить эту «машину». Идей очень много, но на их осуществление требуется много сил, времени и, конечно же, финансов. Леденцы изготовлены из натурального сахара с добавлением глюкозы. Сейчас работают три цеха: первый – это ливная продукция, когда сварил карамель, вылил сироп в формочку и положил в неё деревянную палочку. В ливной карамели мы не добавляем ароматизаторы, леденцы остаются со вкусом карамели (вкус детства); второй цех производит кручёную карамель, похожую на «колбаски» из пластилина, которые мы катали в детстве. Эти разноцветные карамельные «колбаски» раскатываются, затем скручиваются по кругу, в спираль, трость. И получаются красивые кручёные, подходящие к любому празднику конфетки. А в третьем, художественном цехе, конфеты разрисовывают айсингом (сахарной глазурью) придающие леденцу форму и цвет.

Это всё непросто – правильной рецептуры мы добивались годами. Сначала методом проб и ошибок, выбраковки: то недоваривали, то переваривали. Потом создали лабораторию, которая и сейчас участвует в производстве. Благодаря этому мы о любой конфете можем узнать, как её приготовили, сколько в ней влаги присутствует, сухих и редуцирующих веществ.

- Как вы реализуете свою продукцию? Как ищете потенциальных покупателей?

- Первые несколько лет я сам ездил по оптовым рынкам (Москва, Краснодар, Астрахань, Волгоград, Тула, Воронеж), предлагал нашу продукцию, неделями мог не возвращаться домой. Загружал свой микроавтобус полностью леденцами и ставил цель перед собой: пока всё не продам – домой не вернусь. Знакомился с покупателями, рассказывал, показывал, угощал леденцами. Леденцы – это красивый и не дорогой подарок, который всегда вызывает детскую радость даже у взрослых людей. Затем появился сайт, и многие клиенты пошли через него. Ну и, конечно, работает Сарафанное радио. Большинство клиентов – оптовые и постоянные: даже если они заказывают что-то только раз в год, например, на Новый год, то каждый год возвращаются снова к нам.

фото 2.jpg

- Расскажите, пожалуйста, о вашей команде. Как вы подбираете ключевых сотрудников? Много ли требуется сотрудников для производства вашей продукции?

- Сотрудников сейчас тяжело найти. Даём объявления в газеты и через интернет. Мало кто заинтересован, да и за работу большинство не держатся. У молодёжи другие взгляды на жизнь. Офисных сотрудников у нас мало – 5 человек, остальные – кондитеры. Кондитеров на данный момент около 20 человек. Среди них есть директор по производству – Наталья, моя правая рука, которая набирает кондитеров. Без неё бы мне было бы очень тяжело. Все вопросы, советы, финансы, бухгалтерия только с ней. Она - мои руки, мысли, генератор идей!

- Можно ли назвать ваш рынок конкурентным или есть ещё много возможностей для реализации продукции? Что лежит в основе успеха вашей компании?

- Когда мы только начинали, у нас работала одна технолог, которая, разузнав технологическую карту и местных волгоградских поставщиков, через полтора-два месяца работы предложила арендовать у меня пустующее помещение, чтобы отрыть там собственное производство. Я не согласился. Но она в итоге всё равно открыла такой же бизнес, с теми же клиентами и даже точно такими же коробками, как у нас. Только продержалась всего 3-4 месяца. Таких в Волгограде было четверо человек за все 12 лет работы. Это о конкуренции.

Делать леденцы – это не «бизнес с нуля без вложений». Казалось бы: купил килограмм сахара, сварил, воткнул палочку и готово. Это не так. Это – технологически сложный бизнес, который требует соблюдения рецептуры и постоянного её поддержания. Даже найти поставщиков не так просто, потому что сахар сахару рознь: он бывает сладкий и не очень, грязный, светлый или тёмный. Ночами не спишь, планируешь, высчитываешь, проблемы с поставщиками, цены – качество, маркетинг, сотрудники, налоги, аренда, коммунальные услуги, логистика и т.п. Многим продукцию отдавать под реализацию. Из-за всего этого и получается высокая себестоимость продукции. И после того как некоторые пробуют заняться карамелью, через некоторое время понимают, что этим нужно болеть и жить. И после этого закрываются.

Кроме того, делом нужно житьЕсли вы привыкли работать с 8 утра до 5 вечера, то у вас ничего не получится. Здесь нет выходных, просыпаешься в 6 утра, ложишься в 2 ночи, постоянно думаешь о рабочих задачах, продолжаешь решать их из дома по телефону. Поэтому просто сделать и разбогатеть не получится. Это и есть секрет успеха.

- Я правильно понимаю, что особенностью компании является не только производство леденцов, но и помощь по организации праздников и мероприятий?  Расскажите о необычном заказе, который больше всего вас удивил?

- Москвичи часто просят придумать им что-нибудь необычное, сделать определённый вкус или цвет, синий с зелёным оттенком, например. Делаешь, присылаешь фотографии, просят переделать, добавить побольше зелёного для оттенка или синего, приходится переделывать всё заново.

Один из московских ресторанов на Год Петуха решил завесить потолок зала карамельными петухами. У нас в каталоге есть такая карамель в виде петуха размером – 15х17 см. Надо было придумать так, чтобы конфеты можно было подвесить палочкой вниз. Мы и сверлили их, и пытались вставлять в форму какие-то крепежи-крючочки, понимая, что конфеты для украшения, и никто их есть не будет. После долгих поисков задачу решили вставкой из обычной рыболовной лески с правой и с левой стороны. Огромными красными петухами завесили потолок 300-метрового помещения – получилось очень красиво. Потом такое же решение заказывала нам одна из московских ярмарок.

На свадьбу другу я однажды сделал карамельное 15-килограмовое сердце размером с холодильник. Оно состояло из двух сердец: на том, что побольше было имя жениха, а на меньшем – невесты. Специально варили для него огромную подставку – для устойчивости, упаковывали в слюду и ленты с бантами. Когда все подарки были подарены, мы занесли это сердце в центр зала. Гости были в восторге, а жених даже попробовал. Слепить из карамели можно всё, что угодно: и плетёные корзины с цветами, и новогодние ёлки.

фото 3.jpg

- Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на бизнес вашей компании? Пришлось ли вносить коррективы в производство, закупки и реализацию продукции?

- В конце прошлого года у нас был системный администратор и дизайнер, мы начали выстраивать удалённый отдел продаж. В марте мы поняли, что в колл-менеджерах нет необходимости, потому что обзванивать больше некого – крупные клиенты просто перестали брать трубки.  Детские площадки, кинотеатры, множество магазинов перестали работать. За те несколько месяцев затишья от нас ушли системный администратор, водитель, менеджер, дизайнер, несколько кондитеров, которые работали под заказы.

Но я не сидел на месте, предлагал продукцию по розничным магазинам и в результате за время пандемии мы начали работать и вести переговоры с несколькими торговыми сетями и магазинами, начали продаваться в отделах сухофруктов и солений. Раньше мне и в голову не приходило продавать леденцы с солёными огурцами и капустой. Но они продаются! Пандемия помогла многое переосмыслить. Сейчас всё постепенно нормализуется, у нас снова появился новый штат сотрудников. Так что будем надеяться на лучшее.

- Вы стали победителем национальной премии «Бизнес-Успех» (г. Волгоград) в номинации «Лучший проект в сфере торговли и услуг». Могли бы рассказать нашим читателям, для чего нужно участвовать в премиях и что это даёт компании?

- Признание даёт большую уверенность в себе, а ещё понимание того, что годы работы потрачены не зря и есть, куда стремиться. Кроме того, участие в премиях делает рекламу: если твой труд и качество продукции оценили, значит, она этого заслуживает. «Бизнес-Успех» дал освещение проекту, стали звонить представители СМИ, приглашать на интервью. В качестве подарка нам, как победителю, дали бесплатные: годовое обучение в Synergy.online, подписку на сервисы Seldon, сессию на создание франшизы, книгу «Финансовый Менеджмент» от «Альпина Паблишер».

Видите, есть к чему стремиться и покорять новые вершины!

фото 4.jpg

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр