Регистрация
Национальная премия «Бизнес-Успех» - это всероссийский конкурс для предпринимателей, которые готовы заявить о своих проектах на государственном уровне. Региональные форумы «Территория бизнеса – территория жизни» открывают новых бизнес-героев России.
«Бизнес-Успех» - время двигаться вперёд!
Организаторы

Бизнес на пенсии: как бывший преподаватель развивает швейное производство

Бизнес на пенсии: как бывший преподаватель развивает швейное производство
Зинаида Столяренко из города Кириши стала предпринимателем, выйдя на пенсию. Она открыла собственное швейное производство, так как всю жизнь была преподавателем швейного дела. Полученный опыт пригодился как в поиске поставщиков, так и в привлечении клиентов. Большая часть сотрудников – люди с нарушением слуха. О том, как выполнять заказы от госучреждений без участия в тендерах и какие преимущества есть у швейного предприятия из небольшого города рассказала финалист премии «Бизнес-Успех» Зинаида Столяренко.

Досье

Зинаида Столяренко, 72 года, предприниматель из города Кириши Ленинградской области, основатель швейного производства «Стежок». Закончила техникум советской торговли. До 2000-х годов работала преподавателем швейного дела в школьном учебно-производственном комбинате. В 2011 году открыла собственное швейное производство, больше половины сотрудников которого – люди с ограниченными возможностями. В 2020 году проект стал финалистом регионального этапа конкурса «Бизнес-Успех».

фото 1.jpg

Пенсия – время для своего дела

Зинаида Столяренко много лет преподавала швейное мастерство в школьном учебно-производственном комбинате, где старшеклассницы в рамках обязательной учебной программы учились шить несложные вещи. Периодически они даже выполняли коммерческие заказы - для районной больницы и других организаций.

Часто к школе обращалось местное общество инвалидов, у которого был свой швейный цех. Его сотрудникам для пошива изделий нужно было поработать на одной из машин, которой у них не было. Зинаида Столяренко им никогда не отказывала.

Когда она вышла на пенсию в конце 2000-х годов, у неё возникла мысль о создании собственного швейного цеха. С этой идеей она обратилась в районный центр поддержки предпринимательства и городской центр занятости. Там она узнала, на какие меры господдержки могут рассчитывать небольшие предприятия. Ей посоветовали взять на работу людей с ограниченными возможностями - это позволило бы воспользоваться субсидиями на покупку оборудования и обустройство рабочих мест.

К тому времени местное общество инвалидов уже закрылось, и трудоустроиться людям с ограниченными возможностями было очень сложно. Зинаида Столяренко решила, что в своём новом цехе она предоставит несколько мест инвалидам по слуху и речи.

фото 2.jpg

Помещение площадью в 120 квадратных метров Зинаиде предоставил в аренду знакомый – владелец торговой компании. Стартовые вложения составили примерно 300 тысяч рублей – это были личные накопления предпринимательницы и господдержка.

Первые клиенты появились почти сразу. По словам Зинаиды Столяренко, к тому моменту весь небольшой город Кириши знал её как ответственного человека и преподавателя швейного дела. Всем организациям, с которыми Зинаида сотрудничала по коммерческим заказам во время работы в школе, она сообщила о запуске собственного цеха. К ней стали обращаться детские сады, школы, интернат и городская больница.

Работа с розничными покупателями

«Стежок» производит постельное бельё, портьеры и шторы, пледы, покрывала, подушки и прочий домашний текстиль. Практически сразу после запуска цеха стали поступать заявки на комплекты постельного белья от частных покупателей. Клиентов сначала принимали прямо в помещении цеха. Но постепенно их становилось всё больше. Многие спрашивали, почему у предприятия нет своего магазина, где можно было бы выбрать нужную вещь.

В 2015 году Зинаида Столяренко открыла в торговом центре «Волхов» отдел с продукцией цеха. Здесь можно не только купить что-то из представленных изделий, но и сделать заказ, если вещи нужного цвета или размера не оказалось в наличии. Ещё одна возможность для покупателей – зарезервировать понравившийся товар на 3-4 дня, если у него в настоящий момент нет денег на покупку.

фото 3.jpg

«Например, человеку понравился комплект белья, но зарплата будет только через пару дней. Мы берём у него аванс в 100 рублей, даём товарный чек и откладываем этот товар. Потом он приходит с чеком и деньгами и выкупает продукцию», - рассказывает Зинаида.

Сейчас продажи частным клиентам приносят компании примерно 40% от общего оборота. В те месяцы, когда цех получает большие оптовые заказы, этот показатель снижается. Тем не менее, частные клиенты для цеха очень важны: они позволяют уменьшить зависимость от крупных заказчиков.

Нередки случаи, когда одна частная покупка «превращается» в мелкооптовую. Например, клиентка покупает один комплект белья, а через некоторое время возвращается и берёт ещё 20 комплектов. Оказывается, она отправила фото товара подругам и знакомым из других городов, которые тоже захотели такую вещь. Они выслали ей деньги, после чего она купила нужное количество вещей и отправила их по почте.

фото 4.jpg

«Покупать у нас очень удобно. К примеру, перекупщики продают запакованные вещи, и покупатель не может проверить их качество. А мы даём клиентам посмотреть и потрогать изделия. Мы даже можем намочить вещь, чтобы показать, как ткань впитывает влагу, не линяет ли краска. И только после продажи упаковываем товар», - объясняет Зинаида.

Отказ от госзакупок

С государственными организациями цех работает только по так называемым прямым договорам. Согласно закону, госучреждения таким образом могут делать небольшие или срочные закупки. А все крупные закупки они обязаны проводить через тендер.

В своё время предприятие пыталось выйти на тендерные закупки. Но от этой идеи пришлось отказаться. Причина в том, что для победы в подобных тендерах нужно предлагать нереально низкие цены.

«Мы не можем предложить цены ниже, чем себестоимость хорошей ткани. Поэтому мы решили: не стоит ломиться в закрытые ворота, нужно искать свой сектор рынка. Например, срочные заказы, которые нужно сделать «ещё вчера» - это наш вариант», - рассказывает Зинаида Столяренко.

Ассортимент под запросы и тренды

«Мы делаем прежде всего то, о чём люди спрашивают. Смотрим новые идеи в интернете, изучаем работы различных дизайнеров. Своего дизайнера позволить не можем: мы маленькие, и всё делаем сами», - говорит о формировании ассортимента Зинаида Столяренко.

Когда началась пандемия, цех в течение недели запустил производство многоразовых хлопчатобумажных масок. Их отшивали по заказу организаций-партнёров, а также для свободной продажи жителям Киришей. На изготовлении масок предприятие не зарабатывает. Более того, их продают ниже себестоимости. По словам Зинаиды, это было сознательное решение: так их маленький цех вносит свой вклад в борьбу с эпидемией.

«Наши маски стоят 70 рублей. Я считаю, что это фактически подарок. Если учитывать себестоимость и немножко заложить на прибыль, маска должна стоить примерно 150 рублей. Но это было бы слишком дорого для горожан. Не всё в этой жизни сводится к деньгам, тем более мы можем зарабатывать на других товарах», - считает Зинаида.

фото 5.jpg

Один из основных видов продукции цеха в эпоху коронавируса - одноразовые и многоразовые халаты, а также бахилы для больниц. Например, сейчас «Стежок» выполняет большой заказ для одного из своих давних клиентов – Кировской межрайонной больницы в Ленинградской области.

Весной-летом 2020 года большая часть продукции цеха производилась для медицинских целей. Продажи остальных товаров снизились, но не упали «до нуля». К примеру, продолжали поступать заявки от детских садов и школ на изготовление штор: новый учебный год и связанные с ним закупки никто не отменял.

Материалы и поставщики

Большинство тканей, которые использует для своей продукции «Стежок» - импортные. В основном это различные виды хлопковой ткани: поплин, бязь, сатин. Их производят в Пакистане, Турции, Китае на официальных предприятиях, имеющих необходимые сертификаты на свою продукцию.

Материалы закупаются у компаний, которые привозят их напрямую от производителей. Это позволяет приобретать ткани по минимальным ценам, так как в их поставках не участвует несколько посредников. С большинством своих поставщиков Зинаида сотрудничает уже много лет.

фото 6.jpg

«У нас с поставщиками долгосрочные отношения, основанные на доверии и понимании. Они меня хорошо знают. Если у меня сейчас нет денег, они мне дают в долг, который я возвращаю через 2-3 недели. Но такое случается редко, я не люблю сидеть в долгах. Обычно мы рассчитываемся сразу. Поэтому мы у них – среди лучших клиентов», - констатирует Зинаида.

Также компания пользуется и отечественными тканями. Их закупают как у поставщиков, так и на производствах - в Иваново, Шуе и Московской области.

Преимущества маленького цеха из глубинки

Конкуренцию на рынке постельного белья и штор основательница «Стежка» оценивает как очень высокую. Основным преимуществом своей продукции она считает относительно низкие цены при высоком качестве. Компания работает в разных сегментах – от эконома до премиального. В каждом из них Зинаида старается продавать товары чуть дешевле, чем в среднем по рынку.

Ещё один важный плюс цеха при работе с клиентами – персональный подход. Клиенту могут предложить разработку индивидуального дизайна и нестандартную комплектацию заказа. Партнёры, которые заказывают производство вещей под собственной маркой, ценят отсутствие минимального объёма заказа. В отличие от других производств, цех принимает в работу заказы от одного экземпляра.

фото 7.jpg

«Одно из основных наших преимуществ – скорость выполнения заказов. Если у клиента «сильно горит», мы готовы сделать частичную поставку. Например, при срочном заказе на 1000 изделий мы можем сразу же поставить 50-100, а остальную партию довезти чуть позже», - рассказывает Зинаида Столяренко.

Команда особенных сотрудниц

Штат предприятия на данный момент состоит из 8 человек, пятеро из которых – инвалиды по слуху. Остальные трое – это заведующий производством, продавец в магазине и водитель. В развитии проекта помогает и дочь Зинаиды – Руслана Столяренко. По словам предпринимательницы, у неё никогда не было проблем с персоналом.

«Наши сотрудники с ограниченными возможностями – очень ответственные люди. Они сами очень строго относятся к своей работе. И мы знаем, что за качество можно не беспокоиться», - говорит Зинаида.

фото 8.jpg

Общение с глухонемыми сотрудниками происходит без записок или языка жестов. Как правило, они могут понять собеседника «по губам». Если они понимают сказанное, то подтверждают это кивком головы. Но, как утверждает Зинаида, в большинстве случаев говорить почти не приходится. Швеям просто показывают, что именно нужно делать – обычно этого достаточно.

Как можно обходиться без сайта

Самым эффективным каналом продвижения своей продукции Зинаида Столяренко считает участие в ярмарках и выставках. До начала пандемии цех часто «выезжал» на дни города и другие праздники в различных городах Ленинградской области.

фото 9.jpg

У «Стежка» нет собственного сайта, но есть страница в «ВКонтакте», которая выполняет функции магазина. Там можно выбрать и заказать товары для дома, в ленте публикуется информация о всех новинках производства. Создавать полноценный интернет-магазин Зинаида не планирует - в 2013 году подобный опыт закончился неудачей.

«Мы очень маленькое предприятие. И поддерживать объём товаров, необходимый для полноценного интернет-магазина, не можем. К тому же для этого нужен отдельный сотрудник. Живое общение в офлайн-магазине плюс страница в «ВКонтакте» для нас более продуктивны», - считает Зинаида Столяренко.

Маркировка добавила проблем

По мнению основательницы «Стежка», непреодолимых сложностей у компании нет – все проблемы решаемы. Сейчас основной проблемой в работе цеха является маркировка продукции, которая стала обязательной с 1 февраля 2021 года. Бельё, постельные принадлежности, скатерти, полотенца теперь должны быть промаркированы и иметь QR-код.

фото 10.jpg

«Мы заказали и оплатили 1500 QR-кодов для маркировки. Но с 1 февраля я не могу распечатать заказанные вовремя коды из своего личного кабинета. И никто мне не может сказать, каким образом я должна это делать. Наверное, закрыть магазин, так как немаркированную продукцию я продавать не могу. Я, конечно, позвонила в областной юридический комитет. Мне пообещали, что пока этот вопрос решается, нас не будут наказывать», - говорит Зинаида.

Что дальше

Общая выручка цеха «Стежок» в 2019 году составила 4,7 млн. рублей. Это почти на миллион больше, чем годом раньше. Всего цех выпускает 90 видов товаров – от постельного белья до штор и пледов.

Основной план предприятия на ближайшее время – постепенное расширение рынка. «Самое главное для нас – это востребованность. Мы работаем как для больниц и школ, так и для частных клиентов. Мы даже шили шторы в Смольный, в Торгово-промышленную палату – все были довольны. База клиентов есть, будем развиваться дальше», - резюмирует Зинаида Столяренко.

В статье использованы фото с официальной страницы предприятия в соцсети «ВКонтакте» и из архива Зинаиды Столяренко.

фото 11.jpg

Ссылка на источник.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андрей Богданов: «Фермерам нужна разумная система кооперации»

Растущий бизнес: как заработать на доставке свежей зелени, овощей и фруктов

Салакина Анна: «Главный секрет – это острая потребность. Я делаю это прежде всего для своих детей и здорово, что рядом со мной оказываются другие родители со схожими интересами»

Наши партнеры
При поддержке
При поддержке
Официальный спонсор
Официальный спонсор
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Официальный партнёр
Образовательный партнёр
Организационный партнёр
Официальный медиапартнёр
Партнёр
Партнёр
Спонсор награждения
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Официальный инфопартнёр
Информационный партнёр
Информационный партнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Яндекс.Метрика