Андрей Богданов: «Фермерам нужна разумная система кооперации»

О проблемах и перспективах фермерства в России рассказал Андрей Богданов, глава фермерского хозяйства «Родные ладони» и победитель Национальной премии «Бизнес-Успех» в Ленинградской области.

Про создание фермерского хозяйства

- Как вы решились создать собственную ферму «Родные ладони»?

- Я очень много времени проводил в деревне Коряча (Волосовский р-н Ленинградской области) в детстве, это – моя малая Родина. У нас уже было своё личное подсобное хозяйство. После университета хотелось реализовать накопленный жизненный опыт на практике. И, как ни странно, первый проект мы решили запустить именно в сфере сельского хозяйства.

Эта деятельность вызывала чувство свободы с той точки зрения, что фермерство – это непочатый край интересной и очень творческой работы.

Я не могу заниматься тем, что не вызывает у меня интерес. А фермерство представляет собой очень перспективную сферу деятельности, где раскрывается большинство человеческих качеств.

- С чего вы начинали? У вас был бизнес-план? Оценивали ли вы риски, с которыми можете столкнуться?

- Это была достаточно классическая на сегодняшний день история про городских жителей, которые, имея небольшой накопленный капитал, тянутся к земле и вкладывают деньги туда, куда считают душеполезным.

Сначала было создано небольшое хозяйство, неструктурное, исключительно для семейного использования. Затем мы поняли, что необходимо разработать коммерческую составляющую. Наши земли – очень перспективные для развития даже несмотря на то, что они пустовали на протяжении 50 лет. Помимо прекрасных полей и лесов там расположены различные исторические памятники, Храм Покрова Пресвятой Богородицы 1896 года, находящийся в аварийном состоянии.

В общем, «Родные ладони» про то, как найти любимое дело и потом научиться зарабатывать на нём.

- Вас пытались отговорить?

- Местные жители и администрация сельского поселения очень увлечённо и с интересом отнеслись к нашей задумке. А вот городское окружение отнеслось с недопониманием. Сейчас я вижу, что таких, как мы, в России становится больше, и это очень вдохновляет.

фото 1.jpg

- У вас был изначальный капитал или вы привлекали инвестиции на старте?

- На старте мы вкладывали семейный капитал и только на поздних этапах начали привлекать внешние инвестиции. В сельскохозяйственный бизнес на том этапе, на котором мы находились до этого года, инвесторы идут неохотно.

- Изучали ли вы опыт других ферм или ферм в других странах?

- Мы очень много путешествуем и по отдельности, и семьёй. Ездили на сельскохозяйственные выставки в Германию, Финляндию, смотрели, как у них устроены фермерские хозяйства. В Италию ездили учиться на сыроварню. Деньги надо вкладывать в образование и уникальный опыт. В Италии и Германии очень хорошо выстроен семейный бизнес. И наша ферма взяла за образец стиль своих европейских товарищей.

фото 2.jpg

- Что сейчас представляет собой ферма «Родные ладони»?

- В деревне Коряча сейчас находится фермерское хозяйство, включающее цех по переработке молока, комплекс КРС (крупный рогатый скот) и ещё один небольшой комплекс для кур-несушек, который мы скоро будем использовать для расширения поголовья.

На территории фермерского хозяйства сейчас достраивается деревянный декоративный городок с мини-фермой для семейного посещения, куда можно будет приехать погладить и покормить животных. Также в этом сезоне будут организованы групповые и индивидуальные исторические и агротуристические экскурсии.

В деревне Мазаная Горка помимо занимающих основные площади полей для выпаса и сенокошения, сейчас развивается туристический эко-комплекс. Этот объект уникальный. Там тишина и нет сотовой связи. Туда едут перегруженные информацией цифрового мира люди за digital detox* (*временный сознательный отказ от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств), чтобы вручную колоть дрова и топить дом, париться в бане на берегу реки. Мы, будучи такими же людьми мегаполиса, очень хорошо понимаем, зачем мы это делаем. Когда человек перегружен потоком информации, тишина становится бесценным продуктом.

У нас большие планы по развитию этого комплекса. Он находится в уникальной экологической зоне в 11 км от фермы (в 6 км напрямую через лес), и мы планируем соединять их лесными и водными туристическими маршрутами. Также в планах: гастрономические туры, мастер-классы, туры выходного дня, – всё разнообразие мероприятий внутреннего экологического и агротуризма. Впереди огромное количество работы.

При этом туристическое направление никак не влияет на сельхоздеятельность. В сочетании сельскохозяйственной деятельности и агротуризма есть определённые законодательные трудности. Но мы никак не мешаем работать земле по своему назначению, а туризму гармонично работать для людей. Получается очень качественное сочетание.

Специалисты из Школы экскурсоводов, приезжавшие к нам, назвали это место «Жемчужиной Волосовского района». Очень приятное обозначение!

фото 3.jpg

Про управление и проблемы фермерского хозяйства

- Сколько людей помогает вам сейчас поддерживать хозяйство?

- Управляющая команда составляет 6 человек. Это те люди, которые накрепко прикрепились к нам в течение многих лет работы, стали сотрудниками, теми, кто вместе с нами трудится.

- А вы не замечали что-то общее среди людей, с которыми работаете?

- Нас объединяет желание быть реализованным, заниматься осмысленной деятельностью. Тягот труда не ощущаешь, когда твоя жизнь и работа гармонично сочетаются и ты получаешь от этого удовольствие. Как в притче о трёх каменщиках.

- Сейчас много говорят об ухудшении качества кадров в сельском хозяйстве, вы согласны с этим? Молодые люди готовы заниматься сельским хозяйством или, по-прежнему, нет?

- Это очень важный вопрос. Я всегда делаю ставку на молодёжь и верю, что в этом непаханом поле молодых кадров можно найти алмазы.

Рыба гниёт с головы и, если руководство любой компании воспринимает молодых сотрудников заведомо раздолбаями и безыдейными лоботрясами, то они безошибочно считывают этот посыл на самом тонком уровне, как ребёнок, которого за глаза считают больным, а в лицо стараются улыбаться. Такое отношение вырастает из нерешённых личных проблем самого руководства, моральных и идеологических.

У нас много молодых талантов. Да, многие из них не остаются надолго и уходят. Но они имеют на это право – у них своя жизнь. Мы нормально относимся к тому, что молодые приходят, вдохновляются, заражаются и уходят, потому что мы тоже получаем от этого свой опыт.

Самому младшему сотруднику нашей фермы – 18, средний возраст в управляющей команде – около 30. Мне 28 лет, ближайшему моему соратнику и коллеге – 25. Есть и люди самого старшего поколения, которые для нас пример и опора. Есть специалисты с 30-летним стажем, как, например, наш зоотехник, которую знает и уважает вся область.

- Если говорить о реализации продукции, трудно ли находить новых покупателей? Используете ли вы соцсети для продвижения или покупатели приходят по рекомендации знакомых и друзей?

- Изначально в нашей деятельности было задумано три направления: сельскохозяйственное производство, интернет-магазин и туристический комплекс. Но, как в фильме «Бойцовский клуб», мы с вами «встретились в странный период моей жизни». Мы закрыли очень перспективный проект интернет-магазина «Родные ладони», потому что не смогли распыляться.

Под брендом «Родные ладони» продавалась не только наша продукция, мы развивали сеть качественных производителей Ленинградской области. Это был отдельный бизнес. Но в какой-то момент он дошёл до потолка, для преодоления которого нужен был мощный инвестиционный рывок. К тому времени поспел проект туркомплекса, и мы сделали выбор в его пользу. Таким образом осталось два направления работы: производство и туризм.

Туркомплекс очень органично вписывается в актуальную повестку, и люди как-то сами нас находят по ключевому внутреннему запросу «отдохнуть в тишине». На этот год у нас большие планы по раскрутке. Уже сейчас есть запросы, например, на проведение свадеб. Едут даже из Москвы и Ростова, дорога по М-11 занимает 5-6 часов. В отношении производства мы сейчас изменили тактику продаж. Раньше встраивали нашу молочную продукцию в работу интернет-магазина, теперь перешли на модель продаж b2b. Также ферма будет обеспечивать питанием туркомплекс. Насчёт интернет-магазина тоже есть планы. Возможно, мы со временем вернёмся к этому направлению. Но поговорим об этом через год.

- Как вы пережили трудности 2020 года, как они повлияли на хозяйство, и как удалось с ними справиться?

- Прошлый год мы пережили не просто и очень интересно. В начале года, когда началась пандемия и границы закрыли, у нас взлетело всё, что можно: в три раза поднялись продажи в интернет-магазине, ещё не готовый к приёму гостей туркомплекс пришлось срочно запускать, подгонять под санитарные нормы. Но мы не удержали эту волну из-за того, что не включили вовремя маркетинг, и команда не была готова и упакована. Буквально через несколько месяцев обороты упали.

Это был год гигантских перемен и сложных решений, год большого осмысления. Мы 33 раза пересобирали концепцию и идеологию. Кроме того, у нас ещё не завершено строительство сельхозобъекта, на который мы получили финансирование от Агропромышленного комитета. С ним тоже есть трудности. Сейчас мы стараемся всё урегулировать, чтобы в следующем году можно было запустить ещё одно производство. Я бы сказал, что финансовых успехов по итогу года у нас не очень много, а вот качественных, управленческих и компетентностных – очень. В такие времена сильно спасает финансовая подушка, без неё вообще не было бы никакого смысла это всё начинать. Именно она держит нас сейчас на плаву.

фото 4.jpg

- Если говорить о семейных фермерских хозяйствах, то какие проблемы сейчас стоят наиболее остро?

- Главная проблема малого бизнеса, а я причисляю семейные животноводческие хозяйства к малому бизнесу, заключается в разрозненности. Один в поле – не воин. Сегодня в этой сфере наблюдается такая микро-феодальная раздробленность, когда каждый сам за себя и пытается переложить ответственность на другого.

Если смотреть на пример европейских кооперативов, то там действует веками отработанная сложная замкнутая система производства и сбыта. В нашей стране исторически сложилось так, что на смену царской империи с одной системой, пришли большевики, обнулили систему и построили новый мир, а после развала Советского союза многострадальное земельное законодательство снова откатилось к нулю. За последние 20 лет совершён колоссальный рывок, которым можно только гордиться.

В России фермерский семейный малый бизнес начинает появляться только сейчас, ему от силы 30 лет. И, если сначала его тянули люди из 90-х со своеобразным типом мышления, затем люди нулевых с совсем другим типом мышления, то вот сейчас приходит новое поколение предпринимателей, начитавшихся книжек и всё изучивших, которые будут создавать новую систему. Но пока в этой (!) сфере нет стыковки между созревшим самостоятельным малым бизнесом и созревшей управленческой государственной системой, на мой взгляд, не случится дальнейшего успешного кооперативного развития. Сейчас нет единого языка для взаимного понимания сторон.

Мы в течение долгих лет проходили сложный путь проб и ошибок. Но если каждая семейная ферма будет проходить такой путь проб и ошибок, который проходили мы, то в России никогда не будет семейных ферм. Для того, чтобы они этим занимались, должна быть создана грамотная и разумная система кооперации.

Я активно наблюдаю работу, которая происходит в Ассоциации фермеров, в Союзе фермеров, Общероссийском народном фронте (Народный фермер). Люди только сейчас, как младенцы, начинают щупать новые реалии. Начинает выкристаллизовываться уникальная бизнес-культура, которой ни в России, ни в мире еще не существовало. Возможно, что лет через 5-7 мы увидим совсем иную форму взаимодействия государства и бизнеса.

- Заметны ли изменения в государственных программах по поддержке сельского хозяйства за последние 10 лет?

- «Родные ладони» застали как раз одни из первых таких программ и собрали на них первые шишки. Точно могу сказать, что с 2015 года произошли значительные улучшения этих мер поддержки. Конечно, в области поддержки семейных животноводческих хозяйств необходимы ещё серьёзные доработки. Но это вообще отдельная тема для разговора.

- А какие цели вы поставили себе на 2021 год?

- В этом году мы планируем полностью запустить все действующие производственные мощности и войти в уверенную прибыль, обеспечить туркомплексу постоянную 60% загрузку, произвести качественные перестановки в команде. И, конечно, в планах личное развитие и образование.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр