Оксана Храброва: «Если не попробуешь, то точно ничего не получится»

О плюсах и сложностях онлайн образования, новых реалиях для бизнеса, мотивации детей и родителей рассказывает Порталу предпринимателей победитель премии «Бизнес-Успех» и основатель школы программирования «Кодики» Оксана Храброва.

- Оксана, расскажите, пожалуйста, как был создан проект «Кодики», и когда возникла идея создания школы программирования?

- Я программист по образованию, 10 лет в профессии. Всегда хотела начать свое дело. Задумывалась о школе программирования, но боялась. Потому, что работать с детьми и работать с компьютерами – это разные вещи, программировать и обучать – тоже разные. Помог случай. Друзья попросили позаниматься с ребенком, который очень любит играть в компьютерные игры, а родители бы хотели, чтобы это пошло ему на пользу. У нас классно все получилось, потому что и у мальчика глаза горели, и мне нравилось, и мы очень активно друг друга подбадривали. Друзья, конечно, не стали об этом молчать, и ко мне стали приводить детей. В какой-то момент мы перестали помещаться в квартире, и я обратилась в ближайший бизнес-инкубатор за помощью.

- Что включает в себя онлайн школа «Кодики», для кого она предназначена? (всегда была онлайн-школа или были представительства школы).

- У нас три офлайн филиала в Ямало-Ненецком автономном округе. Но в пандемию нам пришлось перестраиваться. Мы разработали такую систему, при которой формат не влияет на результаты обучения. Летом начали работать над своей платформой. В офлайн у детей были рабочие тетради, распечатанные пособия. Мы разработали свою платформу, на которой все материалы курса упакованы в виде анимированного журнала. И уже в сентябре объявили набор в онлайн-школу. Онлайн стал нашим четвертым филиалом. В нем обучается всего 80 учеников, по всем филиалам вместе – 300. Это дети, которые записаны на полный курс на год. Вообще программа школы рассчитана на 5 лет.

Наша задача состоит в том, чтобы дети могли применять свои знания и навыки в учебе и работе. Но для того, чтобы отточить навыки и понять, где именно они хотят развиваться, требуется время. Важно, чтобы у них была возможность попробовать себя в разных направлениях: и сайты поразрабатывать, и приложения, и 3D-моделированием позаниматься, и дизайном. Ученики второго года обучения уже к этому приходят: могут самостоятельно выбирать, в какое направление углубиться на следующий год. Это – та цель, которую я преследовала изначально. Мне не хотелось устраивать развлекательный кружок.

На онлайн обучение дети поступают с семи лет. Обязательный навык – умение читать. В офлайн филиалы принимаем детей помладше. Они учатся пользоваться мышкой, набору на клавиатуре, решают логические задачки, тренируют память, интеллект, строят маленькие скрипты. Самые старшие ученики – 18-летние, ученики старших классов школы. Выпускников школ не много, потому что они больше заняты подготовкой к ЕГЭ, а вот десятиклассники занимаются и успешно себя профориентируют.

На старших курсах побольше мальчиков, на младших – примерно поровну мальчиков и девочек. Но интересно, что, если приходит девочка и ей нравится программирование, она занимается усерднее и успешнее, показывает прекрасные результаты.

фото 1.jpg

- Что было самым сложным на начальном этапе запуска школы? И как удалось преодолеть эти трудности.  И чтобы Вы могли посоветовать тем предпринимателям, которые только начинают свой образовательный проект в онлайне?

- Для нас уход в онлайн стал необходимостью для выживания. Основные страхи были в самом начале, когда я только открывала школу. Тогда боялась вообще всего: страшно было назначать собеседование, кому-то звонить, спрашивать, показаться глупой, сказать лишнего, позвать детей, чему-то не тому их научить. Сейчас это множество страхов кажется забавным, осталась только необходимость делать. Вообще здесь главный совет состоит в том, что если не попробуешь, то точно ничего не получится. А если попробуешь, то дашь себе шанс.

Да, возможно, сейчас рынок большой, и, добиться успеха стало сложнее, чем даже 2 года назад. Инвестиций на запуск тоже понадобится больше, чем раньше, поэтому необходимо подготовиться, создать себе финансовую подушку. Нужно хорошо анализировать конкурентов и думать, чем отличаться. Но в то же время не анализировать очень долго, переходить к действиям. Главное правило – делать. Даже если делать с ошибками и потом переделывать, получится быстрее, чем просто бесконечно анализировать. 

- Как вы адаптировали коллектив к переходу в онлайн? Приходилось ли искать новых преподавателей или переучивать старых?

- В онлайн перешли все наши преподаватели. Никак специально их не обучали. Все понимали, что это – необходимость, поэтому пошли и стали делать. Потренировались между собой, посмотрели, как что работает.

- Как вы продвигаете Школу среди родителей, какие PR-инструменты являются для вас «рабочими»?

- Во-первых, мы всегда приглашаем родителей к нам в школу. Показываем преподавателя, его достижения, как он ведет урок: дети пробуют, родители смотрят. Родители могут зайти в классы, убедиться, что у нас есть рециркуляторы, маски, термометры, антисептики для безопасности их детей, есть вода и стаканчики, всегда чисто. Они видят меня, видят менеджеров, преподавателей – мы максимально открыты. Это повышает доверие. В классах висят камеры, и все родители могут смотреть урок целиком. После урока преподаватель отчитывается в родительский чат о том, что сегодня было сделано, какой материал пройден. Еще один немаловажный момент – контроль качества образования родителями. Мы все: и я, и менеджеры школы, и преподаватели, - живые люди, можем в чем-то ошибаться. Поэтому раз в 2 недели проводим опросы, и если родитель сообщает, что какой-то урок ребенок не понял, то мы очень благодарим за обратную связь. Педагог позанимается с ребенком индивидуально, объяснит, что не понятно.

Реклама у нас, как у всех: в Instagram и ВКонтакте. В малых городах, где есть офлайн-школы, эти каналы не очень хорошо работают. Но зато хорошо работает сарафанное радио. Поэтому на второй год мы закрыли почти все места без платной рекламы.

- В своей работе вы, скорее всего, встречали родителей – противников онлайн-образования. На ваш взгляд, в чем основные преимущества онлайн-образования и кому оно точно может подойти?

- Мы пережили полторы волны пандемии. В первую было полное ограничение, во вторую – частичное. В первую волну мы столкнулись с большим количеством возражений, потому что родители, во-первых, еще не верили в опасность самого вируса, а во-вторых, просто не представляли, как это будет. Поэтому мы проводили бесплатные мастер-классы, обучали родителей, бабушек, дедушек работать в Zoom, помогали с установкой программного обеспечения, чинили компьютеры и даже отдавали свои. Из-за того, что мы пошли на встречу нашим клиентам, в онлайн с нами ушли 90% наших учеников. У коллег средний процент по России – 50%. Было сложно, да.

Но когда осенью ввели частичные ограничения, мы без проблем снова перешли в онлайн. А когда ограничения снова сняли, дети даже предлагали так на онлайн-обучении и остаться – они очень быстро перестраиваются. Быстро адаптироваться к новым реалиям – крутой навык нового поколения.

Сейчас тоже встречаются родители, которые против онлайн-школ. Надо понимать, что везде есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов онлайн-обучения: экономия времени на дорогу, безопасность из-за отсутствия необходимости пользоваться общественным транспортом. Онлайн группы меньше. Если в офлайн-школе у нас группы по 10 человек, то в онлайн это существенно снижает качество обучения, поэтому группы обязательно нужно сокращать. Из-за малых групп дети получают больше времени на общение с преподавателем. Кроме того, увлеченные дети, которым мало времени урока, могут продолжить заниматься и онлайн-классах, а в офлайн вынуждены прерваться с окончанием урока и собираться домой. И самое главное – можно заниматься с любыми педагогами, не ограничиваясь географией.

- Одним из сложных моментов в онлайн-обучении является сохранение мотивации учеников в процессе обучения. Могли бы вы поделиться своими наблюдениями, что лежит в основе мотивации наиболее заинтересованных учеников? Что бы вы посоветовали родителям, чтобы они могли подготовить своих детей к онлайн-обучению?

- Если говорить про программирование, то для детей очень важно понимать, что будет в результате обучения, зачем им это все. Можно показать им фильм, или почитать вместе какую-то книгу про знаменитых программистов, рассказывать истории успеха или интересные достижения, важно обсуждать это внутри семьи. Кроме того, стоит помнить, что дети – тоже люди, им тоже бывает лениво что-то делать, поэтому можно где-то помочь, напомнить.

У нас в школе есть своя система мотивации. Уроки построены по основным принципам педагогики и интересного урока. В начале урока обязателен мотивационный момент с обсуждением цели урока, а в течение занятия – смена деятельности. У нас практически нет теории, где преподаватель долго что-то объясняет, материал подается через вовлекающие вопросы. Обязательно присутствует интерактив, чтобы дети взбодрились: у малышей это – физические нагрузки, для учеников постарше – тесты, соревнования или игры. За каждый урок, самостоятельные задания, помощь другу дети получают свои баллы, зарабатывают внутренние «деньги». Накопленные баллы можно в конце года потратить на подписки, сертификаты, игры в Steam или стикеры ВКонтакте.

- Как вам удается совмещать бизнес и родительство?

- Я же не одна это все делаю. Сейчас у нас отличная и уже довольно большая команда. Когда в самом начале я была и менеджером, и преподавателем, и директором в одном лице, было тяжело. Сейчас я практически не преподаю: занимаюсь с несколькими учениками. Это в начале кажется, что все остальные будут работать хуже тебя. Это, конечно, не так.

Еще есть кое-что, что спасает мое дело, – сильная идея. Команда замотивирована не только на деньги, они хотят создать полезное будущее для детей. Такая идея мотивирует лучше, чем деньги. Поэтому команда у нас очень сплоченная. Люди приходят к нам в коллектив, загораются, и остаются на долго.

- Какие дальнейшие планы у проекта? Чтобы бы хотели достичь в новом году?

- Сейчас у нас открытие школы в Салехарде на этапе согласования помещения. Думаю, что в январе этот филиал уже откроется. Летом планируем открытие школы в Новом Уренгое и, может быть, в Надыме.

Конечно, будем развивать онлайн направление. Будет расти и коллектив школы. Нам удалось нанять крутых методистов, благодаря чему сейчас разрабатывается новая линейка курсов. Так что мы ожидаем, что будущий год будет еще продуктивнее.

- Вы стали финалистом премии «Бизнес-Успех». Что принесла вам победа, и для чего бизнесу участвовать в таких конкурсах?

- Участие в конкурсе занимало довольно много времени, и поначалу я даже думала, «зачем же я в это ввязалась». Но, когда мы готовили презентацию к финалу, я вдруг поняла, какой большой путь прошла Школа за время ее существования. Это очень мотивирует. В процессе работы этого не видно.

Кроме того, огромную пользу приносит общение с другими предпринимателями, атмосфера успеха. Потому что, когда ты долгое время в своем проекте, в своих проблемах, кажется, что ты один в целом мире, и это только у тебя что-то не получается. Предпринимательская среда, взаимопомощь, взаимоподдержка очень вдохновляют, даже несмотря на то, что в этом году все проходило в онлайне. Только ради одних знакомств и общения стоит принимать участие в таких мероприятиях.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр