- Александр Владимирович, Вы много общаетесь с представителями малого и среднего бизнеса. Сложно ли быть предпринимателем в сфере общепита в Иркутской области. С какими проблемами сталкиваются бизнесмены?
- На мой взгляд, для того, чтобы стать предпринимателем в любой сфере нужна определённая смелость и огромное желание трудиться. Сфера общепита - не исключение. В Иркутской области доля предпринимателей в этой сфере большая. И желающих открыть своё дело много. Важно выбрать направление, в котором будешь работать.
Не думаю, что проблемы, с которыми сталкиваются иркутские предприниматели в сфере общепита сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются бизнесмены в этой сфере в других городах. В любом случае необходим первоначальный капитал, стратегия - понимание, что ты хочешь - маленькое кафе на 3 столика или большую сеть, хотя бы на первом этапе, а потом всё это может трансформироваться.
- Все мы переживаем последствия пандемии. Насколько остро она коснулась предпринимателей в сфере общепита в Иркутской области?
- Конечно, пандемия стала испытанием для всех. В России уделялось и продолжает уделяться огромное внимание малому и среднему предпринимательству. Поддержка была колоссальная. В Госдуме РФ была создана Комиссия по поддержке МСП. Она работает и сейчас. Я как раз возглавляю Рабочую группу по поддержке индустрии общепита. Очень много тогда было обращений и от предпринимателей Приангарья. И результаты общие есть. Нам удалось добиться пересмотра рекомендаций Роспотребнадзора для открытия кафе и ресторанов. Продолжаем работать и сейчас. Конечно, есть предприятия, которые не сумели выплыть из кризиса. Но радует, что многим удалось увидеть в этом возможности - пересмотрели условия работы, перепрофилировали бизнес, перешли на доставку. Кстати, сейчас в Иркутской области она стала более развита. Работу в таком формате оценили и клиенты, и сами предприниматели. Но конечно, живого посещения кафе или ресторана доставка не заменит. Поэтому день, когда в Приангарье разрешили открыть кафе стал настоящим праздником для жителей, и для предпринимателей.
- Озеро Байкал - один из регионов-лидеров по количеству посещений туристами. Но инфраструктура, по отзывам, оставляет желать лучшего. Почему так происходит? Неужели так трудно её организовать и нет желающих заняться этим?
- Иркутская область действительно входит в десятку регионов-лидеров по приёму туристов в России. Это и уникальная природа, и культурно-этнографические особенности области. Но самая главная точка притяжения, конечно - Байкал. Инфраструктура действительно не везде отлажена. Причин тому много, в том числе и труднодоступность многих мест. Но тех, кто не боится и желает открыть туристическое дело, всё больше. Конечно, им трудно, как и всем предпринимателям. Но сейчас правительство Иркутской области взяло курс на поддержку этой отрасли. Есть намерение вывести регион в лидеры и по приёму гостей, и по созданию комфорта для них. Заручились в этом поддержкой Федерального агентства по туризму. Руководитель Ростуризма Зарина Догузова недавно была в Приангарье с визитом. Уверен, что с поддержкой государства сделать это станет проще. Сейчас региональное Агентство по туризму уже готовит совместные промоакции с федеральными туроператорами. В следующем году в Приангарье планируют запустить чартерные программы для россиян. Спрос на посещение региона высокий. Значит и услуги турбизнеса будут востребованы.
- Какие на данный момент есть проекты по привлечению туристов в небольшие российские города?
- Проектов по привлечению туристов много. Самое важное - заинтересованность на всех уровнях. Вот, например, хороший пример небольшого города Муром во Владимирской области, куда ранее приезжали только паломники. Сейчас благодаря получившему широкое распространение Дню семьи, любви и верности, символами которого являются муромские Пётр и Февронья, этот город стал очень популярным среди туристов. Ежегодно его посещают сотни тысяч гостей. Город преобразился. И это как раз пример взаимодействия федерации, региона и муниципалитета. В Иркутской области тоже есть небольшие города, которые могут претендовать на звание туристических. Главное «заразить» этой идеей предпринимательское сообщество. Повторю, заверение о поддержке на государственном уровне развития сферы туризма в Прибайкалье есть, на региональном тоже.
В контакте с предпринимателями мы постоянно. В том числе с Иркутским региональным отделением «ОПОРА РОССИИ». Ведь интересы и приоритет работы у нас с бизнесом по сути общий - повышение уровня качества жизни людей.