- Максим, скажите, как оценить максимальную степень продуктивности/эффективности команды?
- Разве человек знает – каков его истинный потенциал? Какие возможности скрыты в нём и проявляются, например, в экстремальных ситуациях? Представьте теперь, что команда – это производная (не сумма, а именно – производная) потенциалов её участников. Можно ли определить её предел? На мой взгляд, искать этот предел не стоит. Как только мы его определим, то сами же создадим ограничения. Наша задача, задача управленца – постоянно улучшать. Находить дополнительные возможности для роста командной эффективности. Если руководитель говорит о пределе, он фактически говорит «всё, я складываю руки, можно больше ничего не делать, ведь, мы достигли предела». Поэтому – вперёд и никогда не говори, что достиг предела.
- Есть ли способы, как улучшить качество взаимодействия команды?
- Да, конечно. Первое – создавать безопасную и поддерживающую среду. Если вы орёте на сотрудников, то им не до улучшения взаимодействия. Если вы авторитарный руководитель, если вы не слышите людей – забудьте об улучшении взаимодействия. Второе – в безопасной и поддерживающей среде входить в конструктивные конфликты. Не замалчивать, не обманываться мнимой гармонией, а вскрывать противоречия, конфликты и управляемо решать их. Это можно делать, в том числе, на тренингах, на сессиях. Третье – научить людей давать и получать обратную связь, проводить сложные разговоры, а также учитывать личностные особенности коллег. Благо, для этого сегодня существует масса возможностей, тех же тренингов. Развитию коммуникации я бы уделял основное внимание из всего, что вы делаете для развития команды. Качество взаимодействия напрямую определяет качество вашей команды.
- Сейчас очень часто обсуждают тему мотивации команды. Кто-то считает, что сотрудников нужно мотивировать для дальнейшего роста, кто-то, наоборот. А что думаете Вы на этот счёт?
- Мотивация – это внутреннее состояние. И она либо есть, либо нет. Мы не можем мотивировать других на что-то. Мы можем стимулировать людей, например, деньгами или карьерным ростом, мы можем поддерживать среду, в которой у людей просыпается мотивация. Можем поддерживать людей в том, что для них важно. И то, что мы точно можем (как руководители) – это сделать так, чтобы мотивация пропала. Своими словами, своим отношением, своими действиями. Рост – естественное состояние человека. Также как у дерева – оно постоянно растёт. Если дерево перестаёт расти, то всё, оно погибает. Так и человек – растёт всю жизнь. Ограничьте его рост – пропадёт мотивация. Нужен ли вам не мотивированный сотрудник? Возможно, для чего-то он подходит, но он точно не тот игрок, который сделаем команду сильнее. Подробнее о том, как создавать поддерживающую среду, мы будем говорить на тренинге 16-го марта в рамках акселерационной программы «Бизнес-Успех».
- Вы – автор книги «Антология Лидерства». Расскажите, чем она может быть полезна предпринимателям.
- Многие в своём движении ориентируются на чужие ценности и цели, на разные философии и подходы, на самом деле, подпадая под чужое влияние. Антология Лидерства или Компас Лидера – это книга о том, как не потеряться, как ориентироваться в современном мире. Она выходит на пределы обычного представления о лидерстве, охватывая, в том числе, вопросы личного развития, отношений с людьми, с детьми, аспекты управления эмоциями, развития осознанности. Компас Лидера о том, что часто остаётся за пределами нашего привычного фокуса внимания, но не менее важно. Компас Лидера – о том, как научиться в жизни ориентироваться самим, не опираясь на чужие философии и ценности. Видя те сигналы, которые мы получаем от жизни по трём каналам: бизнес, отношения, здоровье.
5 советов от Максима Овчаренко о том, как создать сильную команду:
1. Брать в команду людей разных, с разными компетенциями, но со схожими ценностями.
2. Оставлять в команде только тех, кто выбрал быть в команде. Не тащить сомневающихся.
3. Ставить вдохновляющие цели. Не слишком простые и не слишком сложные. И вовлекать в них команду.
4. Улучшать взаимодействие, развивать сотрудничество, не бояться конфликтов.
5. Признавать достижения, благодарить и вместе праздновать успех.