Химик-микробиолог по образованию, Светлана создавала в лаборатории микрокапсулированные пробиотики, в основном бифидобактерии, которые затем использовали в производстве кондитерских изделий. Для выпуска первой пробной партии 50 килограмм вафель с пробиотиками арендовали производственные мощности одного предприятия, на котором выпускались кондитерские изделия. Сумма за аренду была ощутимая. Первая партия вафель не удалась – деньги просто ушли на ветер, став ценой эксперимента.
Светлана проанализировала промахи и разработала новую технологию для изготовления вафель с пробиотиками: были детально прописаны подбор ингредиентов, подготовка, режимы смешения компонентов, временные и температурные правила. Из института Светлана уволилась и уже зарегистрировала ООО; компанию назвали «Диа-Веста».
Для выпуска второй пробной партии Светлана Хомичева взяла займ – хотелось довести дело до конца. В этот раз вафли получились что надо. Партию отправили на клиническую апробацию: в трёх городских клиниках вафли раздавали больным и проверяли их эффективность. Все три выдали заключение о том, что у больных, которые пробовали вафли, быстрее налаживался обмен веществ и восстанавливалась микрофлора кишечника. Кроме того, вафли проанализировали на безопасность.
Для следующей партии Светлана Хомичева уже заказала оформление и дизайн, стала выпускать небольшие вафли в индивидуальной упаковке по 35 грамм, маленькими партиями привозить их в розничные магазины города и рассказывать про новый продукт. Вафли быстро разошлись. Покупатели просили такие же, но уже без сахара. Предпринимательница стала выпускать вафли на фруктозе, которые стали популярны у диабетиков.
Первое время Хомичева сотрудничала с 15 магазинами. Был стабильный спрос. Через год-два появилась целая линейка продукции для диабетиков. Чуть позже в ассортимент ввели джемы и желе. Ягоды и фрукты использовали местные или привозили из Алтайского края и Томской области, сухофрукты – из Таджикистана. В 2001 году выручка выросла в 2 раза, в 2004 году – четырехкратно, каждый следующий год появлялись новые продукты и рос оборот.
Заказы размещали на разных кондитерских фабриках: привозили своё сырье, ставили своих технологов (к тому времени уже наняв тех в штат), вели весь производственный процесс. Своего оборудования не было. В 2005 году появилось и оно, но площади для производства по-прежнему арендовали. В этом же году стали продавать вафли и прочие кондитерские изделия в другие регионы. Собственное производство у Светланы Хомичевой появилось в 2010 году. Взяли в банке ипотеку на недостроенное двухэтажное здание (35 млн рублей), достроили, купили линию производства, но оно было полуручное.
«До автоматизированного производства надо было ещё дорасти», – говорит Светлана.
В компании работает 37 человек. Сильной конкуренции Светлана Хомичева на рынке полезных кондитерских изделий не ощущает:
«Рынок здорового питания настолько большой, что даже хорошо, если есть конкуренты, людям всегда есть, что выбрать».
Тем не менее, в Москве «Диа-Веста» долго работать не смогла: «Московские закупщики стараются брать местных производителей».
Продукция компании «Диа-Веста» продаётся, кроме России, в странах Таможенного союза. «Готовимся выйти в Китай и Вьетнам», – рассказывает о планах Хомичева.
Вместе со всей страной предприятие Светланы Хомичевой пережило экономические кризисы. В 2008 году начались неплатежи со стороны магазинов. Всего за годы работы компания потеряла около 15 миллионов рублей. В этом же году закупали оборудование; на автомат продольной и поперечной резки батончиков-мюсли средств не хватило, и его делали сами с привлечением инженеров.
«Сейчас мы работаем во время экономической нестабильности», – говорит Светлана.
За последние несколько лет компания «Диа-Веста» сделала специализированные батончики – для школьников, спортсменов, военных. Это дало возможность целенаправленно работать со школами и продавать им батончики для организации питания. Светлана Хомичева продаёт батончики через аптеки, санатории, детские лагеря, оптовые компании, также у «Диа-Весты» есть собственный интернет-магазин. На рекламу тратятся достаточно скромные деньги – 1,5 миллиона рублей в год. Основной канал продвижения – интернет.