Калининградские школьники могут найти свою профессию в производственном туре

Промышленный туризм вновь набирает популярность не только в Москве и северной столице, но и во многих других российских городах – всё больше предприятий открывают свои двери для посетителей. Калининградская область особенно богата промышленной историей и перспективными туристическими объектами, которые интересны как для взрослых людей, так и для подрастающего поколения.

Всестороннее внимание к промышленному туризму подтолкнуло Наталью Казакову к открытию собственного агентства - два года назад Наталья основала компанию «Профи-тур». Её проект отметило и жюри конкурса «Бизнес-Успех» в Калининградской области, наградив в номинации «Лучший созидательный проект». Наталья рассказала нам, почему так важно помочь детям определиться с будущей профессией, начиная с первых классов, и каким образом экскурсии на необычные производства могут изменить будущее не только школьников, но и их родителей.

RED-0642.jpg

- Наталья, поделитесь, пожалуйста, историей создания Вашего проекта – как стартовал «Профи-тур» и как Вам удалось найти финансовую поддержку для реализации?

- Началось всё с того, что два года назад я ушла на пенсию с руководящей должности, прослужив 21 год. После службы в органах внутренних дел я не знала, чем заняться – у меня появилось много свободного времени. Но идти опять работать в жесткий рабочий график не хотелось, устала, очень хотелось наверстать упущенные возможности и нереализованные мечты. Я вспомнила свою любовь к общественной работе, которая у меня была в 13-14 лет, когда я ещё была пионером, отвечающим за культмассовый сектор. Мой сын в это время учился в 10 классе, и я состояла в родительском комитете. Стала возить класс на разные предприятия, готовилась к этим поездкам, сама подбирала текст и информацию. Мы в то время посетили и авиационно-ремонтный завод, и производственный цех минеральной воды, и завод по выпуску автомобилей. Меня буквально затянуло в процесс, работа очень понравились, вот так все и завертелось. Решила и дальше внедрять такую форму профориентации в массы. Дала объявление в газету, интернет, что осуществляется набор на экскурсии непосредственно по профориентации для школьников. Стали набираться группы.

Финансовая поддержка поступила в виде выходного денежного пособия по уходу на пенсию. На стартовый капитал в 300 тысяч рублей я купила экскурсионное оборудование «Радиогид», потому что сразу поняла, что на производствах очень шумно и детям не слышно, что говорит гид. Кроме «Радиогида» приобрела два гончарных круга - мне нравилось заниматься гончарным делом и я была уверена, что это понравится и детям. Я познакомилась с мастером, замечательным художником-керамистом Галиной Павловной Олоничевой - вместе мы в рамках профориентации стали проводить мастер-классы по гончарному делу и керамике, знакомить детей с этим замечательным ремеслом.

- Почему Ваш проект нацелен именно на школьную аудиторию? Какова возрастная категория детей, которые могут принять участие в профориентированных экскурсиях и мастер-классах?

- Моя профориентационная работа изначально была направлена на школьников, и я убеждена - что мы в детей вложим, то мы и потом получим от них во взрослой жизни, ведь это наше будущее поколение. Совершаемые взрослыми людьми административные и уголовные правонарушения имеют свои глубокие причины, общаясь с такими людьми, ты понимаешь, что всё идёт с детства и, возможно, некоторые действия можно было предотвратить, если бы этим людям вовремя дали правильный вектор развития в детстве. Поэтому я начала заниматься именно школьниками. Для меня важно познакомить их и с работой сотрудников Росгвардии, и полиции, и с военными летчиками и моряками. Таким образом мы стараемся поддерживать в подрастающем поколении патриотическое воспитание. В моей работе есть и правовый аспект – мы взаимодействуем с Калининградским областным судом, они разъясняют молодёжи правовую сторону жизни.

Всё надо начинать с детства, поэтому я считаю, что профориентацией надо заниматься не с 7-го класса, когда формируется профильное обучение в школе, а с первого класса, чтобы ребёнок изначально понимал, в чём заключается, например, работа медиков или работников сельского хозяйства. Когда некоторые дети приехали с нами на животноводческую ферму, многие вообще первый раз в жизни увидели коров, впервые потрогали своими руками телят. Всё это воочию, а не на картинках.

- У «Профи-тура» достаточно широкий спектр познавательно-развлекательных экскурсий, включая посещение шоколадной фабрики, агрофабрики, предприятия по строительству яхт. По какому принципу Вы выбираете экскурсионные места – есть ли какие-то особые критерии и трудно ли найти новые предприятия? Учитываются ли какие-то особые пожелания от самих детей и их родителей?

- Экскурсионные маршруты разрабатываются агентством, а школьники совместно с родителями, которым важно развивать в детях эти интересы, самостоятельно делают выбор - куда поехать. Поначалу этих предприятий было мало – тех, кто хотел открывать двери и показывать свою продукцию и своё производство. Сейчас тема профориентации очень важна, поддерживается и активно продвигается и Министерством образования и Министерством социальной политики. Производственных площадок становится всё больше и больше. Ведущие предприятия Калининградской области открывают свои двери для детского профориентационного туризма: Янтарный комбинат, тепличные хозяйства, автомобильное производство, с судостроительным заводом «Янтарь» мы начинаем активно сотрудничать.

Предприятия самостоятельно подключаются к сотрудничеству с нами - мы фактически предлагаем будущий кадровый потенциал. Однажды была ситуация, когда я привезла группу школьников на теплоэлектростанцию, и сотрудники предприятия беседовали с ребятами и рассказывали, как они пришли в эту профессию, чем она им интересна, в чём заключается их работа. После этой встречи один мальчик заявил, что тоже хочет работать в данной сфере. Для меня подобные примеры, которые я вижу после наших экскурсий, и есть результат моей работы – когда ребёнок, увидев что-то своими глазами, пообщавшись со специалистами, принимает самостоятельное решение в 14-15 лет о выборе профессии и намерении в дальнейшем учиться по выбранному направлению.

2.jpg

- Какие профессии пользуются у школьников особой популярностью в настоящее время? Как их интерес соотносится с современными тенденциями среди наиболее перспективных профессий в нашей стране?

- Порядка 80% выпускников не знают, куда пойти учиться после школы. Они больше склоняются к родительскому выбору и мнению или к советам своих друзей - так всегда было, и переломить такое восприятие в сознании ребёнка конечно очень тяжело. Поэтому и необходимо как можно раньше рассказывать им, в каких направлениях можно двигаться, какие профессии будут приносить материальный доход – что мы и делаем в рамках путевых экскурсий, ориентируясь на «Атлас новых профессий», разработанный Агентством стратегических инициатив совместно со Сколково. Это может быть и космическая индустрия, и сельскохозяйственная сфера, и робототехника, и инженерные профессии, и транспортная логистика. Мы даём школьникам эти ориентиры: где можно найти актуальную информацию и как её анализировать, чтобы впоследствии они самостоятельно делали осознанный выбор.

- В чём заключается профессиональное тестирование детей и подростков и кем разработана данная методика? Проходят ли они его онлайн или лично со специалистом Вашего агентства?

- Тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком профессиональным психологом. При тестировании используется компьютерные диагностические комплексы, разработанные тестологами МГУ им. М.В. Ломоносова под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г. Шмелева. В течение 40-60 минут (в зависимости от темпа работы) ребятами заполняется тест, который позволяет объективно оценить интересы, качества личности, способности. Существует несколько вариантов теста, рассчитанных на детей 5-7 классов, школьников с 8 по 11 класс и для взрослых людей. В итоге психолог проводит беседу с ребенком и родителем и даёт рекомендации, в какой сфере ребёнку лучше получать необходимые знания.

В нашей практике был такой пример, когда к нам обратилась семья мальчика, который учился в обычной школе и, проще говоря, был хулиганом. Из-за своего поведения по многим предметам он получал исключительно двойки. После теста выяснилось, что ребёнок больше ориентирован на военно-спортивную активность и у него преобладают в большей степени лидерские качества, приемлемые для обучения в кадетском корпусе (к примеру, в Суворовском училище). Благодаря нашему совету мальчика отправили учиться в школу, связанную с военным делом. В дальнейшем он стал командиром класса, учится на «отлично», а его класс стал занимать первые места в спортивных соревнованиях. У ребёнка жизнь изменилась в лучшую сторону, поэтому я убеждена, что тестирование играет очень важную роль в выборе своего пути, но является лишь составной частью комплексного подхода к профориентированию.

- Каким образом Вы формируете программу Ваших мастер-классов?

- Основной мастер-класс нашего агентства – это гончарное дело и керамика, выездной мастер-класс с группой до 30 человек. Что касается других мастер-классов, ими занимаются специалисты, проводящие различные творческие занятия, например, по швейному делу, ораторскому мастерству или рисованию на воде - кто что пожелает. Мы даём людям информацию, с чем можно познакомиться в Калининграде по тому или иному творческому направлению.

- Расскажите пожалуйста подробнее о Ваших благотворительных и социально ориентированных проектах.

- С прошлого года мы организовали конкурс детского рисунка «Дети о профессии», направленный на развитие детского творчества и на популяризацию благотворительности среди взрослых и школьников. Дети рисуют людей различных профессий, затем мы печатаем рисунки в виде почтовых подарочных открыток – на них указана дата профессионального праздника и написано поздравление. Часть средств от продаж идёт в три детских благотворительных фонда – «Верю в чудо», «Берег надежды» и «Линия жизни». За полгода с момента выпуска открыток мы направили в фонды порядка 20 тысяч рублей. С 1 сентября стартует уже второй открытый городской конкурс с новым списком профессий. Всех детей приглашаем принять в нём участие.

- Вы также работаете с образовательными детскими лагерями, а совершают ли Ваши группы поездки в другие российские города? Планируется ли выезд за рубеж – например, в ближайшие европейские страны-соседи?

- Третье лето подряд мы работаем с детскими пришкольными лагерями – три лагеря с нами активно взаимодействуют по экскурсионной деятельности. Для летних лагерей мы разрабатываем интересную, насыщенную и полезную программу. Такие лагеря рассчитаны как правило на детей в возрасте от 7 до 12 лет. Мы также в рамках профоориентационной работы возим их на различные экскурсии, знакомим ребят с профессиями.

В наших планах открытие туроператорской деятельности, направленной на выездную работу. В этой сфере мы больше хотим развивать промышленный туризм для взрослых, потому что многие взрослые во время поездок интересовались «А когда будут организованы экскурсии для взрослых?». Родителям самим очень увлекательно открывать что-то новое через нашу экскурсионную деятельность и знакомиться с различной продукцией региона. Особенно все были в восторге от животноводческой фермы и производства автомобилей! В будущем мы хотим вывозить наших калининградских жителей на российские предприятия в другие города регионов. Это очень важно для знакомства с их продукцией, поддержки имиджа компаний и их бренда. Кроме того, это развивает и патриотические настроения.

- На Ваш взгляд, какова специфика и перспективы промышленного туризма в Калининградской области?

- В январе этого года мы ездили на выставку «Лето-2017» в Екатеринбург, представляя там Калининградскую область. Мы участвовали в событийной онлайн-конференции, где рассказывали о наших маршрутах по промышленному туризму. В июне состоялся инфотур для представителей туриндустрии и СМИ при информационной поддержке Министерства по туризму. Оказалось, что люди просто не знают, что такое промышленный туризм. Именно поэтому на данный момент мы в большей степени нацелены на информирование общественности. Когда люди узнают о том, что представляет собой промышленный туризм, они начинают интересоваться и записываться на маршруты.

Мы хотим продвигать данный вид деятельности через взаимодействие с другими промышленными регионами путём обмена туристами и конечно же благодаря участию в выставках и конференциях. У нас разработан проект Центра промышленного туризма и профориентации, о котором я упоминала на премии. Мы хотим создать в Калининградской области Центр, в котором будут собраны все направления и культурного, и туристического, и образовательного сектора, способствующие развитию экономики и улучшению инвестиционного климата региона. Сейчас мы ищем инвестора для реализации этого важного проекта, который мы бы хотели тиражировать и на другие регионы нашей страны.

- Ваши пожелания детям и их родителям в связи с началом нового учебного года?

- Начать учебный год с оптимизмом, зарядиться силами, терпением. Я желаю всем ребятам развивать в себе больше те интересы, те увлечения и хобби, занятия которыми им приносят удовольствие. Больше направить свои усилия на изучение тех школьных предметов, по которым они получают хорошие оценки. Тогда они добьются отличных результатов и станут мастерами своего дела! А взрослым - вспомнить себя в 13-15 лет, свои желания и мечты и начать реализовывать их прямо сейчас! Главное – не бояться и понять, чем ты хочешь заниматься и что тебе нравится, с учётом своих способностей и особенностей, найти любимое дело, тогда всё, что ты делаешь, будет процветать, поэтапно развиваться. Тогда и работа не будет скучной и обыденной рутиной, а ты будешь радоваться своему делу и идти, идти только вперёд. Познавая - выбирай!

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр