Ежегодно в мире миллиардные суммы проходят по счетам компаний-факторов. Российские банки помимо классического кредитования уже давно предлагают крупным компаниям факторинговые продукты и услуги. Но и для малого бизнеса факторинг может стать долгожданным решением проблемы получения кредита от банка и быстрым способом получения финансовой поддержки.
Механизм факторинга для российского малого бизнеса находится на стадии развития, и зачастую предпринимателям непросто разобраться во всех тонкостях нововведения. Участниками разработанного закупочного факторинга в нашем примере будут поставщик/производитель продукции, покупатель и фактор (инвестор). Необходимыми предпосылками факторинговой сделки служат следующие условия:
- покупатель нуждается в отсрочке платежа и готов оплатить покупку товара третьей стороне (фактору)
- поставщик заинтересован в скорейшем получении оплаты и готов платить процент от сделки фактору
- фактор (банк или финансовая организация) предоставляет факторинговые услуги и готов к рискам сделки.
Схема закупочного факторинга работает следующим образом:
- поставщик заключает договор с покупателем на поставку товара с отсрочкой платежа (например, сроком до 180 дней) и условием оплаты покупки по счету от фактора
- поставщик предоставляет этот договор фактору и заключает с банком договор на предоставление факторинговых услуг (предоставление финансирования на период отсрочки)
- покупатель уведомляется о договоре факторинга и ему предоставляются детали счета для перечисления оплаты
- поставщик отправляет товар покупателю и предоставляет фактору документы поставки
- фактор после проверки платежеспособности покупателя переводит оговоренную в факторинговом договоре часть суммы (обычно от 70 до 90%) поставщику
- по истечению отсрочки фактор выставляет счет покупателю, а покупатель осуществляет платеж фактору по выставленному счету
- фактор перечисляет оставшуюся сумму поставщику с удержанием оговоренного процента от сделки.
Существует несколько преимуществ и рисков подобной сделки. Во-первых, покупатель получает отсрочку платежа и быструю поставку товара, а непосредственно поставщик – не только гарантированную оплату продажи, но также и её краткосрочное поступление. К примеру, за рубежом такая услуга предоставляется в течение 1-2 дней вместо обычных 30-60 дней. Кроме того, поставщик таким образом может увеличить оборот собственного капитала. Во-вторых, помимо процента от сделки, банку приходится сталкиваться также и с рисками предоставления факторинга заёмщику и рисками получения платежа от покупателя.
Факторинг является хорошей альтернативой для малого бизнеса в связи с ограниченностью кредитования. Это по сути быстрый беззалоговый кредит для участников, при получении которого важна платёжеспособность покупателя, а не кредитная история заёмщика. Именно поэтому факторинговый продукт могут получить компании малого бизнеса и с короткой кредитной историей.
Но это также и продукт с высокой долей риска для самого фактора. Поэтому банки-факторы, определяя условия предоставления факторинга, закладывают большие гипотетические риски и тщательно подходят к анализу заёмщиков и платёжной дисциплины покупателей.
Ещё одним важным аспектом является ставка финансирования факторинга, которая часто коррелируется с ключевой ставкой Центробанка. Сейчас диапазон ставок финансирования в факторинге составляет 15-27% годовых. Это часто проблемный и даже порой неподъёмный процент для малого бизнеса, поэтому одна из основных задач в настоящее время – сделать факторинг менее затратным.
Факторинг не будет выгодным для компаний с большим количеством маленьких счетов, поскольку для каждого из них потребуется оценка риска со стороны фактора, что скажется на оплате услуг системы. Однако в примере, рассмотренном выше, поставщик не беспокоится о фактурировании (или выставлении счетов покупателю) и даже может на этом сэкономить.
Со стороны банков-факторов необходим индивидуальный подход к оценке заёмщика (например, поставщика в малом бизнесе) и покупателя, сокращения сроков рассмотрения заявок на факторинговые услуги, более выгодные для всех участников процентные ставки по факторингу, а также предоставление комплексных услуг, включая такую информационную поддержку, как высокотехнологичный онлайн-сервис.
Если предприниматель планирует выход на международный уровень, то за рубежом можно найти компании-факторы, которые уже давно работают с различными поставщиками и продавцами, что позволяет легче и быстрее получить необходимые бизнес-контракты. Это также является одним из основных преимуществ факторинга.
Актуальные вопросы развития факторинга в сфере малого и среднего бизнеса нашей страны будут обсуждаться вместе с экспертами и представителями банков на предстоящем III форуме предпринимателей Балтийского моря. Уже в эту среду в г. Светлогорск Калининградской области во время круглого стола «Вопросы взаимодействия предпринимателей с контрольно-надзорными органами и организациями инфраструктуры» участники мероприятия смогут познакомиться со всеми нюансами заключения таких сделок и определить для себя, станет ли факторинг альтернативой традиционному кредитованию бизнеса.