KODE: попасть в «высшую лигу» разработчиков приложений, собрав лучших программистов в «местности смерти»

Алексей Козак, победитель финала премии «Бизнес-Успех 2017» в номинации «Лучший интернет-проект», рассказал деловому журналу Inc., как дружба с конкурентами помогла получить первые заказы, зачем он свозит в Калининград программистов со всей страны и как собирается достичь мировой известности и заработать миллиард, чтобы сделать своих сотрудников миллионерами.

Решив заниматься разработкой мобильных приложений, 29-летний программист Алексей Козак буквально «бросил всё» и уехал в незнакомый город за 1,6 тыс. км от дома — чтобы не было искушения не довести замысел до конца. В 2013 году мобильная разработка только набирала обороты в России, но ради возможности поймать тренд и творчески реализоваться он фактически отдал друзьям бизнес по обслуживанию компьютерного «железа». Спустя четыре года созданная им компания KODE занимает 4 место в Рейтинге mobile-разработчиков, работающих с крупнейшими заказчиками (среди них авиакомпании Utair и «Победа», Бинбанк и РосЕвроБанк, Ernst & Young). Клиентов привлекает репутация компании, которая отказывается просто выполнять заказы и спорит о каждом пункте в ТЗ. За умение решать бизнес-задачи заказчики готовы хорошо платить — сейчас годовой оборот KODE составляет более 60 млн рублей.

Алексей Козак по образованию инженер-системотехник — «это такая классная, без тени иронии, советская специальность, в которой учат и программированию, и «железному» устройству компьютеров». Его первый бизнес не был связан с разработкой ПО: небольшая компания обслуживала в Пензе компьютерную технику на аутсорсе. Но Козаку казалось, что он не использует весь потенциал своих знаний: «Обслуживание техники — это всё-таки не создание чего-то нового».

В 2013 году он заметил, что некоторые из новых приложений в магазине Google Play быстро набирают популярность. Козак понял: зарождается новая индустрия с оборотами в триллионы долларов, которая будет быстро расти. Чтобы начать новый бизнес, он перебрался из Пензы в Калининград, к старому знакомому, который готов был стать его партнёром (впрочем, в итоге не стал). Свой старый бизнес Козак отдал друзьям (передал базу контактов, перезаключил договоры на другого ИП (коллеги через пару месяцев прислали ему небольшую компенсацию в 20 тыс. рублей), продал машину, собрал вещи и уехал:

— Я там раньше не был, но мне всегда нравились небольшие города. Мне пришлось сбросить груз старых социальных связей и уехать за 1,6 тыс. км от дома — этот приём называется «помещение в местность смерти». Так великие флотоводцы сжигали свои корабли, чтобы не было и мысли отступить.

Козак уже был зарегистрирован как ИП (для простоты расчётов выбрал УСН 6%), а позже оформил ООО. В первые две недели в Калининграде Алексей познакомился с Николаем Николенко — он разрабатывал приложения на iOS и стал техническим директором и миноритарным соучредителем компании. Стартовый капитал составил 10 тыс. рублей — на них сняли офис в 30 кв. м и купили листы ДСП, из которых сами собрали мебель. Технику не закупали — работали на личных ноутбуках. В августе 2013 года компания открылась; оставалось найти заказы.

Из стартаперов — в высшую лигу

Знакомые помогли Козаку организовать встречу с коммерческим директором компании-разработчика мобильных приложений Redmadrobot Алексеем Макиным, которого он убедил отдать Kode несколько заказов.

— Не знаю, почему нам тогда доверились, — вспоминает Козак. — Навыками переговоров я не блистал, даже наоборот, был немногословен на первой встрече. Но на тот момент у них был избыток заказов, от многих небольших они отказывались и думали, кому бы отдать эти заказы, — жалко было упускать их совсем.

Так KODE получили первого заказчика — благотворительному фонду «Предание» нужны были приложения для iPhone и iPad; бюджет составил 150 тыс. рублей.

— Моя машина тогда стоила 50 тыс. рублей, и мне казалось, что на 150 тыс. рублей можно разработать новый Windows, но всё оказалось сложнее. Первые сотрудники появились хотя и быстро, но не в первый день, а клиенту надо было показывать работу — так что сначала структуру и прототипы я рисовал сам, — рассказывает Алексей. Приложение до сих пор можно найти в AppStore (рейтинг 4,8 звёзд).

Сначала KODE был подрядчиком для стартапов — без больших бюджетов и притязаний, — и мечтал о годовых контрактах на разработку. Радости разработчиков не было предела, когда к ним обратился «Пробизнесбанк», который хотел постоянно дорабатывать своё приложение, — но месяца через четыре ЦБ отозвал у банка лицензию (временная администрация сначала разобралась с вкладчиками и лишь затем озаботилась долгами перед подрядчиками, но к тому моменту на счетах банка не осталось средств). «Сумма ущерба составила несколько месячных бюджетов компании, было тяжело, — вспоминает Козак. — Мы устояли благодаря нескольким «ногам» — клиентам».

Первым по-настоящему крупным заказчиком KODE стала авиакомпания «Победа» (привели друзья из Redmadrobot). Она только что провела антисанкционный ребрендинг, отказалась от названия «Добролёт» и срочно готовила мобильный канал продажи. Для неё с нуля создали приложение, которое за 1,5 года скачали более 450 тыс. раз (сколько билетов через него продано, не разглашается; по словам Козака, «сотни тысяч»). «Так мы попали в высшую лигу», — говорит Алексей. После «Победы» пришли Utair, Бинбанк, РосЕвроБанк, EY, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина и другие.

При этом компания никогда не вкладывала деньги в продвижение. Первый сайт KODE без всякого SEO неожиданно на некоторое время оказался в топе Яндекса по запросу «разработка мобильных приложений». Параллельно Козак регистрировал компанию в рейтингах, рассказывал о выпущенных кейсах на профильных конференциях, просил у клиентов рекомендательные письма:

— Мы никогда не платили за рекламу: если ты заплатишь один раз, это превратится в правило. Лучшая реклама — репутация.

Как всё успеть, если вы маленький бизнес с большими амбициями

Вначале KODE приходилось работать круглосуточно: еще не умели правильно оценить сложность проектов, постоянно не хватало времени (на разработку), денег (на оплату времени разработчиков). Сash-flow поддерживали авансами и набирали больше заказов, чем могли выполнить.

— Мы быстро росли и балансировали на грани рентабельности, с которой легко упасть в пропасть банкротства. Наши обязательства перед клиентами требовали жёсткого темпа, когда остановка — это смерть. А страх смерти и поражения — очень сильный мотиватор, — рассказывает Алексей Козак. — С ростом опыта и навыков оценки предварительные расчёты становились точнее.

Козак сам проектировал интерфейсы и одновременно был рекрутером, коммерческим директором, бухгалтером, тестировщиком, менеджером проектов. Совмещение ролей и расстановка приоритетов — самое сложное в работе, говорит он. Чтобы выстроить внутренние процессы, пришлось перепробовать множество методик и планировщиков. В итоге остановились на комбинации «Getting Things Done» (система тайм-менеджмента и методика повышения личной эффективности, созданная коучем Дэвидом Алленом) и «Objectives and Key Results» (метод управления проектами, позволяющий синхронизировать командные и индивидуальные цели) с адаптацией под свои особенности.

— Я могу работать по 18 часов в сутки. Не устаю, потому что меняю виды деятельности, — могу составлять какой-нибудь договор, потом говорить с сотрудниками, потом заняться бизнес-планом. Я просто не делю время на «работу» и «отдых» и вообще стараюсь не воспринимать дела как «работу».

«Ваше ТЗ не отражает реальность»

На репутацию компании работают показатели её клиентов. Приложение, созданное KODE для одного из первых заказчиков — компании Foodfox (сервис по доставке еды в Москве), — получило золото в 2016 году Tagline в номинации «Лучшее приложение услуги», а в 2017 году компания была продана сервису «Яндекс. Такси» за 500 млн рублей. Приложение Бинбанка, для которого KODE разработал часть функционала, в 2017 году обогнало в рейтинге Markswebb Сбербанк и Альфабанк (2 место после приложения Тинькофф).

— Мы решаем бизнес-задачи клиентов, — объясняет Козак. — Говорим: ваше ТЗ не отражает реальность и ожидания пользователей. Если делать по бумажке от клиента, то с вероятностью 95% результат вы положите на полку и похвастать им будет нельзя. Нужно решать задачу, а не выполнять задание.

Кейс: как разрабатывали приложение для Utair

— Старайтесь работать напрямую со стейкхолдерами, а не с техническими исполнителями. Хороший кейс — это когда задачи не спускаются откуда-то сверху, а формулируются вместе с разработчиками. Так мы работали, например, с авиакомпанией Utair.

На старте проекта мы проанализировали слабые места существующего приложения и десятки приложений других авиакомпаний, метапоисковиков и travel-агентств. Потом провели с командой и топ-менеджерами заказчика выездную сессию — погрузились в предметную область, синхронизировали цели, проанализировали показатели, которых от нас ожидали. Когда определили наиболее важный функционал, необходимый пользователям и бизнесу, от первоначального ТЗ отказались.

Обычно сначала собираются требования, затем создаётся дизайн, который уже дальше передаётся в разработку, но из-за сжатых сроков мы стартовали одновременно всей командой (аналитика, дизайн, разработка, серверная часть), — это усложнило управление проектом, но сократило срок запуска. Помогли ежедневные синкапы (sync-up — рабочая встреча по текущему проекту — Inc.) с менеджером заказчика и внутренние синкапы с командой. Кроме того, заказчик ввел дополнительную финансовую мотивацию — плату за скорость исполнения, — эти деньги мы распределили между участниками команды.

На рынке мобильных приложений в России около двухсот компаний. «Конкуренция всегда была большая — и тогда, и сейчас, — говорит Алексей Козак. — Но мы вплотную подобрались к московским и питерским топам, которые начали работать на пять лет раньше нас, когда только появился AppStore, — это Redmadrobot, e-Legion, Touch Instinct и другие. Иногда мы побеждаем их на тендерах и конкурсах».

Найти, перевезти, вырастить, поглотить

Для репутации KODE важны не только клиенты, но и потенциальные сотрудники. По его признанию, основная проблема всех компаний отрасли — нехватка квалифицированных специалистов: программистов, бизнес-аналитиков, дизайнеров, менеджеров проектов. Через год работы в 500-тысячном Калининграде KODE «пересобеседовал» всех основных специалистов на рынке IT, но найти нужных людей не мог — и сейчас набирает сотрудников по всей стране.

Около 10% сотрудников (в основном программисты) работают удалённо, других приходится перевозить. Для этого компания ввела программу релокации: по ней новым сотрудникам и их семьям оплачивают прилёт в Калининград, помогают с поиском квартиры, при необходимости дают консультации по устройству членов семьи, обеспечивают перевозку вещей, адаптируют в корпоративную среду. Благодаря программе в компании работают сотрудники из Омска, Екатеринбурга, Москвы, Минска, Барнаула, Томска, Пензы и Астаны. Кроме того, KODE присоединили новосибирскую студию Siberian.pro, которой отдают часть своих заказов.

— Чтобы соответствовать высоким стандартам, приходится выбирать лучших из лучших: за год мы отсмотрели больше тысячи кандидатов, провели 268 собеседований и увеличили штат с 28 до 50 человек, — говорит Козак.

Чтобы «выращивать» кадры, компания проводит для начинающих бесплатные курсы по мобильной разработке, даёт экспертную оценку проектам старшеклассников и студентов, поддерживает местное IT-сообщество, привозит спикеров на профильные митапы и конференции. Для Балтийского федерального университета им. Канта разработали программу курса «Android-разработка» (обязателен для студентов ряда специальностей).

«Первые два года, когда шёл активный рост, после выплаты зарплат в конце месяца у нас оставалась 1 тыс. рублей. Я как учредитель и генеральный директор первую зарплату получил только через год», — вспоминает Алексей Козак. Весь этот год он жил на накопления и особо не шиковал, ходил только на работу: «На 20 тыс. рублей в месяц тогда вполне можно было жить». Сейчас ФОТ составляет 90% расходов от 60-миллионного оборота компании; он же формирует основные налоги (для IT-компаний ставка платежей в ПФ снижена и составляет всего 14%, но налоги и прочие бюджетные платежи KODE приближаются к 7 млн рублей в год).

— Всех сотрудников, кто верит в компанию и пройдет с нами путь к мировой известности, мы сделаем миллионерами. Это абсолютно точно, — уверяет Козак.

Цель — миллиард

Последние полтора года KODE — в стабильном «плюсе» с каждого контракта. В 2017 году 1 млн рублей потрачен на обновление парка техники разработчиков и около 1 млн рублей — на корпоративы. Команда дважды в год путешествует в Европу и проводит 2 локальных корпоратива. За 2017 год оборот компании составил 63 млн рублей, прибыль — 24 млн рублей. Прибыль частично распределяют, остальное вкладывают в развитие.

— С одной стороны, мы подаём пример IT-сообществу — показываем, как нужно делать проекты, — говорит Козак. — В 2017 году Kotlin стал рекомендуемым языком для разработки Android-приложений, а мы на нём пишем уже второй год.

Распознавание голоса вышло на очень высокий уровень, формируется новый рынок голосовых интерфейсов — а у нас уже есть экспертиза, с которой ребята выступают на конференциях. С другой — решаем конкретные бизнес-задачи заказчиков: увеличение продаж, лояльности клиентов, качества клиентского сервиса. Заказчики готовы за это платить.

В 2018 году KODE планирует выпустить собственные IT-продукты, которые, по словам Козака, имеют потенциал заработать 1 млрд рублей и принести компании выручку в 1,5 раза больше, чем основные услуги по разработке.

Козак не готов раскрывать детали проекта, но цитирует американского миллиардера Марка Кьюбана, чтобы подчеркнуть масштабность намерений: «Работайте так, будто кто-то где-то работает 24 часа в сутки в надежде вас обставить».

Правила бизнеса KODE

1. Делайте полезный продукт: он будет вас мотивировать.

2. Учитесь у шахматистов — думайте на несколько шагов вперёд и постоянно адаптируйте свой план под меняющиеся условия.

3. Вы должны знать специфику вашего продукта назубок. Стек технологий, UX/UI, модели и потоки данных — вы должны разбираться во всем, чтобы адекватно применить в процессе разработки.

4. Контролируйте финансовую дисциплину. Наймите на должность финансового директора человека, которому доверяете.

5. Уделяйте больше времени «отличникам» и меньше — «троечникам» (обычно бывает наоборот).

6. Работайте не ради денег, а ради идеи.

KODE В ЦИФРАХ

63 млн рублей — оборот компании в 2017 году

24 млн рублей — прибыль компании за 2017 год

~7 млн рублей в год составляют налоги и другие платежи в бюджет

50 сотрудников в штате

250 входящих запросов на разработку обработали сотрудники отдела продаж

Ссылка на источник

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр