Марина Кудряшова: «Социальным предпринимателем нужно родиться»

Нам часто приходится слышать о том, что социальное предпринимательство - не бизнес, а вам? В этом интервью основательница «Центра коррекции и развития Марины Кудряшовой» рассказывает о развитии, прибыли и маржинальности бизнеса по призванию. Как, где и на что открывать детский центр, лайфхаки по работе с сотрудниками и клиентами – в интервью с Мариной Кудряшовой.

О персоне

Марина Кудряшова, основатель «Центра коррекции и развития Марины Кудряшовой», победитель регионального этапа премии «Бизнес-Успех» в Волгограде в номинации «Лучший женский проект».

О Центре

- Марина, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы пришли к идее создания собственного Центра? Была ли эта давняя мечта или спонтанное решение?

- Я – специалист по эрготерапии, сенсорной интеграции и ранней помощи. 16 лет работаю с детьми, Так сложилось, что со временем я все больше углублялась в работу с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями и особенностями в развитии. Сегодня таких специалистов в России менее 100 человек. С 2015 года я работала на себя, очень много ездила по домам, вела порядка 40 детей и работала 6,5 дней в неделю. В конце 2019 года поняла, что больше не хочу и не могу ездить, а хочу, чтобы появилось вот такое потрясающее место и команда специалистов. Сначала это был маленький кабинетик в цоколе, потом у нас появилось 46 кв м, которые мы сами зонировали и ремонтировали. Здесь большое спасибо надо сказать родителям, которые приводили ко мне детей и терпели все эти временные неудобства.

Основное развитие, как ни странно, пришлось на пандемию. В марте 2020 года мы только переехали, количество детей стало прибавляться, и я начала привлекать и обучать специалистов. Когда нас закрыли, у меня возникло много вопросов, потому что работаем мы именно с теми категориями детей, которым очень тяжело уходить в онлайн. Совершенно потрясающим образом повели себя родители (с детьми, которым сложно самостоятельно обучаться за компьютером, работает семья) – буквально за два дня мы переобулись в воздухе и почти 50% детей перевели в онлайн. Это нас спасло. Я приезжала в центр, запиралась у себя в кабинете, и с утра до вечера вела онлайн-занятия, чтобы оплачивать аренду и зарплаты специалистов. К онлайн-занятиям по логоритмике подключались даже из других городов.

Это был очень интересный период колоссального роста меня как предпринимателя и как специалиста. Говорят, что не становишься предпринимателем, пока не рискуешь.

В январе 2021 во время пандемии я рискнула переехать из помещения, которое могла сама без рисков оплачивать, в бОльшее. Стоимость аренды в 3 раза выше, но я решила, что я потяну: возьму больше детей и больше специалистов, и мы будем развиваться. Так и идем.

ФОТО 1.jpeg

- Пришлось ли вам учиться управлять бизнесом, дополнительно изучать руководства по маркетингу, финансам, управлению персоналом?

- Начинала я совершенно наощупь. У меня был не плохой управленческий опыт: в 25 лет я уже работала заведующей детским садом. За те 5 лет я прошла, наверное, все, и этот опыт мне пригодился. Но знаний в области бизнеса не было совершенно. Первые знания и понимание структуры бизнеса появились, когда я стала участвовать в акселераторах после получения статуса социального предпринимателя. До этого я плыла по течению и набивала шишки. Но, с другой стороны, так нужно было. Думаю, что если бы я изначально шла по кем-то заданному плану, то это был бы уже не мой план.

- Как вам удается совмещать педагогическую работу и управление бизнесом?

- Сегодня я спала 2 часа потому, что ночью записывала лекцию для одного известного педагогического портала. Я 8 лет преподавала в Волгоградском педагогическом университете, а сейчас работаю в ранней помощи в эрготерапии с детьми. Первый год после открытия Центра, я очень много работала сама, потому что нужно было оплачивать аренду. Мне говорят: «Ну вот, ты ушла в предпринимательство и точно больше не будешь принимать детей сама». Сейчас я принимаю только по предварительной записи и в те дни, когда могу. Как ведущий специалист центра, веду все первичные приемы. В Центре порядка 110 детей, среди них есть дети, которые ходят на несколько видов занятий. В 2019-20 гг. я разрывалась между администрированием и преподаванием. Теперь у меня есть 2 администратора и помощник, и я все равно ничего не успеваю, конечно. Но я себя очень хорошо чувствую в роли предпринимателя.

- Сколько времени потребовалось вам для полноценного запуска Центра: от поиска помещения до первого рабочего дня?

- Я все сделала в течение одного месяца. Первое время работала в двух кабинетах, ездила в разные районы, потом решила, что буду работать только в центре и ездить никуда не буду.

Делала все сразу, рассчитывая только на свои финансовые возможности. Из-за того, что работала я всегда очень много, зарабатывала прилично и могла позволить себе из своей зарплаты оплатить аренду.

Но страх потерять клиентов до сих пор еще сидит во мне, несмотря на мою внешнюю уверенность и то, что заниматься к нам едут даже за 200-300-400 км.

- Как выбрать помещение под детский центр?

- Наше второе помещение располагалось на первом этаже жилого здания. Это табу для такого рода организаций потому, что как бы вы ни старались, в какой-то момент вы все равно начнете мешать жильцам.

В идеале помещение должно быть отдельно стоящим зданием. Но, если такой возможности нет, это должен быть первый этаж офисного здания с обязательно отдельным входом и постоянным доступом в любое время суток и аварийным входом, в который также можно попасть в любое время.

А главное, что мне нравится в сегодняшнем нашем помещении – оно светлое.

Еще я бы рекомендовала не гнаться сразу за большим помещением, потому что заполнить кабинеты очень сложно. У меня до сих пор провисают некоторые дни – мы не можем до конца заполнить расписание. И наличие большого количества кабинетов – не выход из ситуации. В пандемию многие центры и частные детские сады закрылись именно из-за невозможности оплачивать аренду.

Может ли центр развития для детей стать прибыльным бизнесом?

- Считается, что заниматься социальным предпринимательством не выгодно с материальной точки зрения, так ли это на самом деле?

- У нас очень низкая маржинальность. Очень. И я бы не сказала, что это можно переломить. Сейчас у меня увеличивается количество детей, но пропорционально этому увеличивается и количество специалистов, а значит, увеличиваются расходы. Нужно искать возможности увеличивать количество клиентов на уже имеющейся площади. Над увеличением проходимости мы сейчас и работаем. В 2020-м году выручка Центра составляла всего 800 тыс. руб., а в 2021 году – 5,5 млн руб.

В декабре я зарегистрировала еще одно юридическое лицо и открыла мастерскую по изготовлению изделий для занятий с детьми сенсорной интеграцией. Там тоже не очень высокая маржинальность – порядка 23%. Но это то, что позволит мне зарабатывать.

- Привлекали ли вы гранты на развитие бизнеса, получали ли (или пробовали получать) субсидии от государства или льготное финансирование?

- В прошлом году мне позвонили из Центра инноваций социальной сферы и спросили, почему я еще не в Реестре социальных предпринимателей. А я почему-то даже не знала, что я – социальный предприниматель, и, когда пришла на Акселератор, очень удивилась, что это все про меня. Наверное, социальным предпринимателем нужно родиться.

Кроме того, у всех предпринимателей есть страх выйти из тени, потому что денег и так всегда мало, а надо еще налоги платить. Но в итоге я вступила в Реестр и за прошлый год получила грант почти 300 тыс руб. как социальный предприниматель. А еще выиграла молодежный грант на 1 млн.руб, который мы сейчас тратим на новое оборудование и обучение.

Но я не считаю, что имеет смысл работать на получение грантов. Я – предприниматель, мой бизнес окупается, и я очень этим довольна.

- Планируете ли вы продавать франшизу?

- Франшиза для меня – табу. Я знаю, что за качеством услуг, реализуемых по франшизе, очень трудно следить. А мне важно оставаться лицом бренда, тем главным человеком с высоким уровнем компетенций, который гарантирует качество. Поэтому у нас будет филиальная сеть. Уже в этом году будет открыт филиал в Санкт-Петербурге. Туда я летаю каждый месяц на обучение, там у меня есть работа, есть клиенты и рекомендации.

Как найти единомышленников в команду Центра

- Расскажите, пожалуйста, про команду. Сколько коллег сейчас работают в Центре?

- Сейчас в команде 10 человек вместе со мной и администраторами. С 2021 года все сотрудники оформлены официально. Это – колоссальная налоговая нагрузка, но мне очень важно не иметь дополнительного повода для беспокойства. И, если в начале пути я боялась этой прозрачности, то сейчас она меня очень успокаивает: я четко понимаю, сколько я заработала, потому что моя собственная зарплата также проходит через бухгалтерию, как и все остальные.

- Работа с детьми – это всегда тяжёлый труд. Как вам удается мотивировать коллег на работу с полной самоотдачей?

- Как педагог, работающий с детьми с нежелательным поведением, я совершенно точно могу сказать, что самое ценное для любого сотрудника – это похвала. Но, конечно, есть и материальные поощрения. Я стараюсь развивать корпоративную культуру. Когда я куда-то уезжаю, каждый мой специалист знает, что я всегда с ним на связи по любым вопросам, он всегда может обратиться за поддержкой, потому что их работа – это моя репутация.

Также мы постоянно обучаемся. У нас есть программа софинансирования, по которой я вкладываю минимум 50% в обучение своих специалистов. И мой пример воодушевленного руководителя, играет свою роль.

фото 2.jpeg

- На что вы обращаете внимание при приеме на работу нового специалиста?

- В нашей сфере довольно большая текучка: потому что люди не выдерживают, выгорают, уходят. Я точно знаю, что если мне человек сразу не понравился, то не стоит его брать, потому что он все равно быстро уйдет.

В первую очередь, обращаю внимание на доброжелательность человека, на то, как он разговаривает с окружающими, и, конечно, на уровень профессиональных компетенций. Все специалисты проходят стажировку со мной на первичных приемах. Я смотрю на то, как они взаимодействуют с детьми и родителями, и только после этого принимаю решение о приеме на работу.

Самая большая наша боль, когда специалисты уходят от нас в самостоятельное плавание: не хотят работать за процент, а хотят работать на себя, думают, что так заработают больше. Это не так.

- Приходят ли на работу молодые специалисты?

- Приходят, и я их обожаю! Это – не огранённые бриллианты.

С состоявшимися специалистами сотрудничать сложно, потому что мне важно, чтобы мои сотрудники работали в той концепции, которую я создаю в своем Центре, а она сильно отличается от того, как работают другие Центры развития и, тем более, государственные. Переучивать специалиста сложнее.

В мой Центр приходят студенты на практику и я, как преподаватель и руководитель практики, уже в процессе выбираю себе потенциальных сотрудников. Потому что никогда нельзя быть защищенным от того, что в любой момент кто-то из специалистов уйдет, всегда нужно иметь резерв.

Где найти клиентов

- Первые клиенты, скорее всего, пошли за вами, когда вы объявили о создании собственного Центра. А какие сейчас методы рекламы являются наиболее эффективными для привлечения новых клиентов? Используете ли вы соцсети или таргетированную рекламу, или лучше всего работает метод рекомендаций и «сарафанное радио»?

- Такой центр может работать только по родительским рекомендациям. Даже когда мне звонят с рекламы на сайтах, люди плохо понимают, куда именно звонят. И только приходящие по рекомендации клиенты из потенциальных становятся реальными.

В сфере коррекционного образования работа возможна только на имени. Я осознанно назвала Центр своим именем, потому что работаю на личном бренде.

Как строить доверительные отношения с клиентами

- Не все родители готовы признать, что их ребёнок имеет особенности в развитии. Кто, по вашему опыту, должен работать с родителями в Центре: специалист или специальный куратор/администратор? Как вам удается наладить взаимодействие с родителями?

- У нас есть большой блок предварительной работы. Конечно, в Центре с родителями работает психолог. Но до психолога тоже нужно дойти, – на то, чтобы к нему обратиться надо иметь силы. Поэтому главная наша задача – собрать как можно больше анамнеза, чтобы доказать родителю, что его ребенку нужна помощь прямо сейчас.

У меня есть несколько лайфхаков, которые пригодятся, наверное, всем. Я веду аудиозапись своих приемов, и мои специалисты слушают, как я разговариваю и как доношу до родителей важность коррекционной работы. Работа с родителями заключается в том, чтобы научить их взаимодействовать с ребенком. В Центре нет понятия «занятие», мы не обучаем детей 5 раз в неделю. У нас есть «посещение», во время которого мы обучаем семью: даем направление работы и знание, как самостоятельно дома формировать у ребенка те или иные навыки. Это – не «домашняя работа», которую все равно никто никогда делать не будет, это – задачи по силам, которые можно включить в режим дня семьи.

Еще один лайфхак – научить родителя видеть маленькие достижения. Если мы начнем показывать родителям все те шаги, которые делает его ребенок, они смогут отслеживать динамику и посмотрят на успехи ребенка иначе.

- В завершении интервью мы всегда спрашиваем о планах и новых стремлениях. Какие у вас ожидания от нового года, чтобы вы хотели реализовать в 2022 году и в каком направлении предполагаете двигаться?

- У нас есть план развития на 3 года. Будем масштабировать бизнес, откроем еще как минимум один филиал. За этот год увеличим прибыль до 7-8 млн руб. Еще одна важная задача – в оптимизации процессов и сокращении расходной части. Будем стремиться получить льготную аренду. Решается вопрос о медицинском лицензировании. Мне очень хочется пройти лицензирование в этом году, но я не хочу это делать в том помещении, в котором мы существуем сейчас. Поэтому в этой части я пока на перепутье.

В итоге, хотелось бы прийти к тому, чтобы оказывать помощь родителям на любой территории, может быть, даже не только в России. Уже есть планы на Турцию, и, я думаю, что к 2023-2024 году мы к этому придем.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

При поддержке
Официальный партнёр
При поддержке
Организатор
Официальный спонсор
Официальный партнёр
Генеральный спонсор
Организационный партнёр
Официальный спонсор
Партнёр
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Генеральный инфопартнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр
Информационный партнёр