Хлебное дело: топ-менеджер банка устала от наемной работы и начала бизнес с пекарни

Россия традиционно занимает лидирующие позиции среди мировых экспортеров пшеницы — в 2019 году страна поставила за рубеж около 34,5 млн тонн пшеницы. Сегодня технология приготовления хлеба остается прежней, модернизируется лишь производственный процесс предприятий. Победительница премии «Бизнес-Успех» Оксана Гусева рассказала о том, как от неудачного проекта с семейным кафе прийти к выпечке хлеба и открыть целый кондитерский цех, а также о том, что ей необходимо в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса.

Архангельская бизнес-леди рассказала порталу «Будущее России. Национальные проекты» о своей истории успеха.

Карьерный потолок

О запуске собственного бизнеса Оксана задумалась в 2014 году — по ее словам, в банковской сфере она пришла к карьерному потолку. На тот момент Оксана занимала должность руководителя отделения, и дальнейший рост был возможен только при переезде из родного города.

«Было чувство, что мне нужно что-то большее. Нужно либо куда-то переезжать, либо что-то в жизни менять и работать на себя. По своим ощущениям я была как тот же самый промоутер банкомата, только зарплата побольше», — вспоминает Оксана.

В итоге она решила уволиться из банка и заняться собственным делом. Выбор пал на кулинарию — Оксана задумала открыть небольшое семейное кафе на 30 посадочных мест. Так, без опыта, но со стартовым капиталом — личными и заемными средствами в размере 1 млн рублей — она оформила юридическое лицо, нашла подходящее помещение, наняла несколько сотрудников и запустилась. Но не учла одного — семейные кафе в Няндоме спросом никогда не пользовались, и ее кафе тоже пустовало.

«Оказалось, что у нас в городе такой потребности нет: люди привыкли есть дома. У нас был конвектомат (печь для профессиональной кухни. — Прим. ТАСС), и чтобы быть рентабельными, мы начали делать выпечку, в основном пироги. В дальнейшем приобрели за 300 тыс. рублей подержанный жарочный шкаф и расстойку (оборудование, используемое в пекарнях или кондитерских, на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания для подготовки теста к выпечке. — Прим. ТАСС)», — рассказывает Оксана.

фото 1.jpg

Выпечку она самостоятельно на своей машине развозила по магазинам.

«Хотя договориться с ними [магазинами] было достаточно сложно: рынок был сформированный, на нем было три крупных игрока — хлебозавода. Ничего кардинально нового мы не предлагали, но тем не менее сыграла роль моя настойчивость. Я приглашала заведующих магазинов, владельцев бизнеса на дегустации и предлагала взять небольшую партию на пробу. Также мы делали еще готовую продукцию — салаты, горячее», — вспоминает бизнес-леди.

Чтобы привлечь клиентов, проводили конкурсы на лучшего продавца среди сотрудников магазинов, куда поставляли свою продукцию. Победитель получал небольшое денежное вознаграждение — до 5 тыс. рублей. «Суммы небольшие, но это стимулировало продавцов делать у нас заказы», — отмечает Оксана.

Оксана поясняет, что именно продавцы в дальнейшем формировали заказы и количество поставляемой продукции. К 2016 году предприятие поставляло свою продукцию уже в 15 магазинов, но ежемесячная выручка была небольшая — около 300 тыс. рублей, и Оксана стала задумываться о расширении.

Выпечка и хлеб всему голова

Идея о расширении бизнеса подвела Оксану к тому, что стоит заниматься только тем, что приносит основной доход — выпечкой, отказавшись от производства готовой продукции. В том же году администрация города проводила конкурс для начинающих предпринимателей в рамках муниципальной программы по развитию малого и среднего бизнеса, по итогу которого выделялся грант в размере 500 тыс. рублей. Оксана прописала бизнес-план, подала заявку и выиграла.

«Мы же уже занимались выпечкой, но мне очень хотелось, чтобы мы еще и хлебом занимались. Но нужны были средства, все-таки это оборудование довольно дорогостоящее. Мы отремонтировали цокольный этаж кафе, чтобы установить туда первую ротационную печь, на которую ушло около 900 тыс. рублей, тестомесы, формы», — рассказывает она.

Подобные лизинговые программы в Архангельской области реализовывают в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В прошлом году министр экономического развития региона Иван Кулявцев сообщал о планах по нему: доля продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте к 2024 году должна вырасти в два раза (до 32,5%), а число занятых в этом сегменте — со 133 тыс. до 165 тыс. человек.

фото 2.jpg

От идеи к воплощению

Далее у Оксаны началась основная проработка нового направления: поиск технолога и отработка рецептуры, занявшая около трех месяцев. Коллектив остался прежним — 12 человек, которые работали с ней еще в кафе. Дополнительно она нашла технолога хлебного производства.

«Когда рецептура устоялась, мы стали продавать хлеб в тех магазинах, куда поставляли выпечку, а потом стали приглашать заведующих других магазинов для дегустации, чтобы расширить круг покупателей. Мы пробовали различные рецептуры — хлеб с зернами и прочими добавками. Однако у нас очень консервативный народ, и мы остановились на привычных форматах», — объясняет предприниматель.

Оксана чувствовала, что на этом не стоит останавливаться, необходимо также изучить технологические особенности хлебного производства. Однако в России «подобного обучения для себя» не нашла.

«Мы уже пришли к тому, что надо двигаться дальше — расширяться. Но было непонятно, как это сделать. Пекарни и заводы в других регионах не проводили у себя стажировки, не пускали на производство и ничего не показывали. Даже при том, что я им явно была не конкурент и готова была заплатить деньги за обучение моих сотрудников и меня», — сетует Оксана.

В 2017 году она поступила на президентскую программу по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства России, в рамках которой можно было поехать на стажировку за рубеж.

«Я подала документы, прошла отбор и меня пригласили в Германию на месячную стажировку на предприятии. По окончании стажировки мы должны были представить свой проект по развитию. Мы путешествовали по хлебобулочным предприятиям, смотрели, как у них устроено производство. То, что я делаю сейчас, во многом основано на тех принципах производства и оборудовании, которые используются в Германии. Мы привыкли руками работать, а там очень многие технологические процессы заменяются техникой. Например, делитель-округлитель для пирожков: у нас весь этот процесс вручную проходит. Сотрудники вообще сначала к нему не подходили, боялись этой машины, а сейчас, наоборот, не понимают, как мы раньше без нее обходились», — рассказывает Оксана.

фото 3.jpg

Принципы работы с персоналом она тоже во многом позаимствовала у немцев: четкое следование производственной инструкции и ответственность. «Чем россияне отличаются? Ты приходишь на работу, тебе говорят, что надо так делать, по инструкции, четко. А потом у сотрудника все упрощается. Сотрудник думает: «Я буду делать, как я считаю, а не как считаете вы». И это за собой влечет очень многие проблемы в дальнейшем. Самая главная задача — переубедить сотрудника, что нужно делать так, как нужно. Стараюсь убеждать, даю им время освоить технику. Проще взять человека без опыта и обучить так, как надо, тем более подобных специалистов мало где учат, особенно в небольших городах», — поясняет Оксана.

Такой подход уже дал свои плоды — ежемесячный оборот предприятия к 2020 году вырос с 300 тыс. до 7 млн рублей, а число сотрудников — с 13 до 80 человек.

«После Германии у меня четко сложилась картина, как надо действовать дальше. Я посмотрела на принципы развития бизнеса в их стране. В 2018 году я выкупила предприятие конкурента, дела у которого на тот момент шли не очень хорошо, вместе с производственной базой, чтобы мы могли продолжать развиваться. Персонал купленного предприятия сначала воспринимал меня в штыки, половина не готова была перестраиваться на иные принципы работы и ушла. Оставшимся я дала время, старалась не давить на них, со временем начала править их основы производства. Мы до сих его модернизируем, но я не жалею — при помощи этого завода мы расширили производственную площадку, у нас появился большой кондитерский цех, мы стали делать мармелад, зефир, щербет. На сегодняшний день нам опять стало «тесно», и мы начали реконструкцию предприятия, раздвигаем площади и делаем новые цеха», — рассказывает Оксана.

Сегодня она периодически приглашает на производство технологов из других городов, шеф-кондитеров, чтобы совершенствовать рецептуру, вводить новые позиции — чизкейки, пирожные, морковные торты. Уже в 2017 году Оксана начала задумываться об открытии собственного магазина, но чувствовала давление других предпринимателей — они предупреждали, что перестанут закупать ее продукцию, если она откроет свою точку продаж. Останавливало и то, что необходимо дополнительное оборудование, в то время как все средства уходили на развитие производства.

«Не было уверенности, что мы откроемся и люди к нам пойдут. Однако была мечта открыть свою точку», — говорит она.

Не было бы счастья

В 2020 году Оксана все же решилась и 7 марта открыла небольшое кафе-кондитерскую «Булочка» в самом центре Няндома. Перед этим, признается предпринимательница, пришлось полгода общаться с арендатором, чтобы добиться выгодных условий. На открытие ушло около 1 млн рублей.

фото 4.jpg

«Раньше я была на своей волне, и была такая самоуверенность, что люди думают как-то неправильно, не понимают того, что я им предлагала. Потом перестроила мышление. Мы нашли то самое «место притяжения», которое у меня не получилось сделать в свой самый первый раз. Если в 2014 году потребности у местных жителей в кафе не было, то в 2020-м люди думали по-другому — им нужны были места с уютной обстановкой, а не заправочные с кофе», — объясняет она.

Но уже через пару недель после открытия работу кафе пришлось приостановить из-за пандемии.

«Период был очень тяжелый, оборот упал раза в три. При этом обязательства сохранились. Арендаторы не дали нам какой-то большой скидки. Мы посидели, подумали, что дальше делать, и поменяли концепцию. Кофемашина у нас была уже заказана, мы наладили работу точек навынос», — вспоминает Оксана.

Чтобы привлечь клиентов, наняли бариста из другого города для обучения персонала, а также стали продавать бургеры и хот-доги. «У нас в городе их не продавали, и клиентский поток увеличился. К тому же, когда вообще все заведения закрыты, это привлекло большой интерес к нам», — отмечает бизнес-леди.

Такой подход позволил кафе пережить самые жесткие ограничения. И тогда Оксана решилась на открытие второго заведения.

«Сейчас менталитет людей немного меняется, они стали чаще покупать еду с собой вместо того, чтобы готовить дома. А наша «Булочка» и про это как раз. В августе мы открыли второе кафе. Тоже пандемия помогла — мы искали место, где можем открыться, и нигде не было подходящих мест. И тут многие начали закрываться, выезжать, и это позволило нам занять локацию, которая была нужна — в большом спальном районе, где много больниц, предприятий», — рассказывает Оксана.

В планах также и дальнейшее развитие производства — закупить оборудование для шоковой заморозки, которое позволит делать все заготовки днем. Таким образом можно сократить производственные часы, снизить нагрузку на персонал и увеличить срок хранения продуктов без консервантов.

фото 5.jpg

«Где-то к концу года, может, в начале следующего мы рассчитываем открыть третью точку. Из соседних регионов нас приглашают к себе, чтобы мы открывали у них аналогичные заведения. Поэтому есть такая идея, чтобы франшиза не франшиза, но каким-то образом заходить и в соседние регионы», — рассуждает Оксана.

Кроме того, бизнес, по ее словам, должен помогать решать и социальные задачи: например, социализировать подростков из детских домов — приглашать их на производство и обучать. К работе с такими детьми Оксана хочет также привлечь других предпринимателей и планирует обратиться с этим предложением к руководству региона.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр