Василь Газизулин: Одной из крупнейших франшиз общепита в России стал иркутский Harat’s

Основатель и управляющий партнёр проекта TopFranchise рассказал о развитии франчайзинга в стране и Приангарье. В настоящее время многие люди, несмотря на трудности и коронакризис, не теряют надежу открыть бизнес. Франшиза — одна из таких возможностей, которая позволяет начать своё дело в проверенной сфере и с узнаваемым брендом.

Основатель и управляющий партнёр компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com, международный эксперт в области франчайзинга Василь Газизулин рассказал о рынке франшиз и о том, как сегодня развивается франчайзинг в регионе. Специалист считает, что сейчас наступило оптимальное время, когда можно создавать свою франшизу и успешно развиваться. Он назвал региональную компанию Harat’s, имеющую больше 80-ти локаций по стране, одной из самых крупных франшиз общепита в России и отметил, что Иркутск этим может гордиться.

- Василь, расскажите немного о вашей компании и проекте TopFranchise

- Мы запустили наш первый Marketplace на русском языке в 2013 году — в этом году ему исполняется семь лет. На английском языке платформа стартовала в 2017 году. Начиналось всё с того, что я долгое время занимался франчайзинговой сетью «Экспедиция», 10 лет развивая данный бренд. За это время мы с партнёрами часто бывали в Иркутске. Участвовали в гонке «Экспедиция-Трофи» от Мурманска до Владивостока, пересекали Байкал. Нас очень много связывает со столицей Приангарья.

Во время работы с франчайзинговой сетью мы запускали магазины по всему миру. «Экспедиция» была открыта в Гонконге, Белграде и Сан-Франциско. Однажды я ехал в такси в Нью-Йорке и читал купленный журнал «Entrepreneur». По его примеру стало понятно, что в России нет бизнеса, который бы фокусировался на франшизе и на предпринимателях. Около двух лет зрела мысль о создании подобного проекта, которая в итоге воплотилась в каталог франшиз TopFranchise.

Сейчас проект включает более 1300 франшиз, которые размещены на нашем сайте. Мы занялись созданием франшизы, делаем готовые продукты для компаний. В этом плане мы на рынок вывели свыше 250-ти фирм. Если людям нужно создать франшизу, то они идут к нам.  

Справка

Франчайзинг – это передача интеллектуальной собственности от одного игрока (головной компании — «франчайзера») другому игроку (предпринимателю — «франчайзи»), когда происходит вручение правовой собственности — интеллектуальных прав (товарного знака, патентов, лицензий, зарегистрированных персонажей, если речь идёт о какой-то мультипликационной компании).

- Рынок, на котором вы работаете, насыщенный? Большая конкуренция?

- Конкуренция разная. В России рынок франчайзинга всё ещё на стадии становления. Мы являемся топовым каталогом в стране по запросам людей, желающих купить франшизу, а также информационным порталом. Ведём и общественную деятельность, организуем конференции. Если говорить про рынок франчайзинга и соперничество франшиз между собой, то в нашей стране нет такой конкуренции, как, например, в Америке. Так как мы единственная российская компания, которая представлена своим IT-продуктом на рынке франчайзинга за рубежом, у нас конкуренты пока отсутствуют. На международном рынке мы конкурируем с американскими сильными брендами и компаниями, что нас бодрит и заряжает.

- То есть конкуренция идёт на пользу?

- Если речь идёт о международной конкуренции, то да. А в России мы стараемся не конкурировать, а наоборот объединять всех игроков, так как входим в Российскую Ассоциацию Франчайзинга. Мы стремимся к росту числа специалистов и созданию франшиз в стране. А в мире отстаиваем интересы российского бизнеса в этой сфере. В нашей стране сейчас наступило время, когда можно создавать свою франшизу, развиваться в большом масштабе.

- В чём плюсы данной бизнес-модели?

- В первую очередь, человек получает подключение к большому количеству предпринимателей, которые под этим брендом уже ведут бизнес в разных городах, если франшиза крупная. Это самый главный ресурс, которым, на мой взгляд, обладает франчайзинг. Также плюсом присоединения к сети сильного бренда является перспектива роста, потому что сеть будет прогрессировать и дальше. Это самые основные достоинства.

В этой модели есть свои реалии, которые кто-то может назвать отрицательной стороной. Я имею ввиду, что во франчайзинге предопределена история. Люди, занятые в этой сфере, знают, что нельзя купить франшизу навечно. Поэтому здесь есть определённый момент расставания, так скажем, ротации. Нужно осознавать, что франшиза — это не родственные узы.

- Кто может заняться франчайзингом?

- Он подойдёт всем. Сейчас особенно актуален этот вопрос для владельцев собственных помещений, начинающих пустовать из-за ротации арендаторов. Очень многие собственники недвижимости начинают искать себе бизнес и задумываются о покупке франшизы. Кроме этого, данная модель подойдёт молодым семьям и людям, которые накопили деньги и хотят открыть первый бизнес или своё дело.

Проблема увольнений, к сожалению, актуальна. В настоящее время более 1 млн человек в России являются безработными. На накопленные деньги с предыдущего места работы или в счёт других накоплений есть возможность запустить свой бизнес. Понимая всю специфику и купив правильную франшизу, можно получать от неё доход, альтернативный зарплате.

- Может ли франшиза для молодого предпринимателя стать возможностью развивать свой бизнес, не имея больших ресурсов? 

- Располагая суммой в 300 тысяч рублей, можно открыть бизнес, который будет приносить деньги, сопоставимые со средней зарплатой, к примеру, менеджера по продажам в Иркутске. 300 тысяч рублей — это базовый чек, который у нас на сайте уже проверен десятками успешных франшиз, работающих по всей стране. Предела во франчайзинге по объёму инвестиций нет.

Следующий этап вложений — это 1 млн рублей, потом 2,5-4 млн рублей, дальше — до 10 млн рублей. Есть франшизы, которые стоят 30 млн рублей и есть те, что оцениваются около 100 млн рублей для запуска бизнеса. Однако базовыми для большинства людей, желающих быстро начать развиваться, являются франшизы в районе 300 тысяч рублей.

В настоящее время государство очень лояльно относится к мере поддержки предпринимателей. Есть опыты в определённых субъектах РФ, где оказывается помощь на покрытие паушального взноса (фиксированной суммы, которую франчайзи платит франчайзеру по договору коммерческой концессии — прим. ред.), как это сделано в Москве и Московской области. Там предприниматель получает дотацию, субсидию на покупку франшизы, поэтому объём инвестиций его личных средств снижается.

- С чего начать создание франшизы? 

- На рынок франшиз стоит выходить только в том случае, если у предпринимателя уже есть свой действующий прибыльный бизнес. Здесь существует два пути: можно сделать всё самостоятельно или поручить это специалистам. Если человек создаёт франшизу сам, то это, как правило, растягивается на какое-то время, потому что текущий бизнес предпринимателя всегда будет отвлекать его от дел. Создать свою франшизу способен каждый, но время будет потеряно. Например, с сентября и до Нового года начинается сезон франчайзинга во всём мире. Это период, когда идёт оживление предпринимательской и потребительской активности.

Если у бизнесмена есть желание создать франшизу, тогда есть смысл поручить работу по её полному или частичному формированию тем, кто сделает это быстро, чтобы успеть в нужный момент.

Сейчас у большинства франшиз, в том числе относящихся к детскому образованию, начинается подъём. Чтобы успеть в этот рост, нужно самостоятельно или при помощи специалистов вовремя создать свою франшизу и начать её продавать. В разных бизнесах пиковые моменты отличаются. Если мы говорим про детское образование, то основной всплеск приходится на 1-е сентября, к этому времени и нужно успеть создать свой «продукт».

- Во сколько обходится покупка готового бизнеса? Что входит в эту стоимость?

- Если говорить про сегодняшний день, то сейчас идёт очень мощный дисконт на все виды бизнеса. Люди находятся в разных ситуациях: кто-то обременён долгами, кто-то просто решил поскорее избавиться от определённого бизнеса. И прежде чем задуматься о покупке, надо понять: как долго вы собираетесь работать в этом городе, например, в Иркутске? Столкнётесь ли вы с какой-то конкуренцией сетевиков или той же самой франшизы, если вы купили готовый бизнес? Необходимо взвешивать именно эти нюансы.

Во франчайзинге цена как раз-таки определена. Здесь есть понимание объёма инвестиций в инфраструктуру этого бизнеса, паушального взноса, лицензий. Это стартап с очень продуманной структурой затрат, которые человек может сравнить, сопоставить, перепроверить и при этом он чётко будет знать, за что платит.

- Какие подводные камни могут быть при покупке и использовании франшизы? 

- Необходимо, чтобы дело, которым человек хочет заниматься, очень сильно нравилось лично и гармонировало с его жизненной функцией. Конечно, можно найти управленца, но той энергетической силы самого предпринимателя, лидера в этом бизнесе, будет не хватать. Если человек сам горит идеей и работает, то эффект будет гораздо выше. Этот психологический фактор, который сильно влияет на покупку франшизы и её дальнейшее развитие.

А все остальные подводные камни, которые есть и в мире, и в России, заключаются в том, что, когда человек уже купил франшизу, всё зависит только от него как от предпринимателя. Никакой поддержки, никакой волшебной таблетки и секретного инструмента ждать не стоит. Нужно «смотреть в окно» и понимать, что нужно людям конкретно в Иркутске, а не ждать, что из Москвы придёт какая-то инструкция и свалится мешок с деньгами от покупки франшизы. Для того, чтобы добиться успеха, впахивать придётся самому. Это не подводный камень, а надводный, который надо объехать и плыть дальше спокойно. Каких-то скрытых схем нет.

- В Иркутске вы провели мастер-класс в рамках форума «Территория бизнеса — территория жизни». Изучали ли вы данные о том, как сегодня развивается франчайзинг в Иркутской области? Можете что-то сказать по этому поводу?

- Конечно. Регулярно бываю в Иркутске, последний раз посещал город в марте, как раз до пандемии. Мы проводили бизнес-встречу с предпринимателями. Могу сказать, что из Иркутска мы запустили несколько франшиз уже франчайзинговых компаний, одна из которых занимается производством каминов и грилей на приусадебные участки. У этой компании есть франшиза по установке печей и барбекю в частных домах или ресторанах. Очень успешный проект, несколько франшиз уже продано.

Одна из самых крупных франшиз общепита в России — это известная компания Harat’s во главе с Игорем Кокоуровым. Компания имеет больше 80-ти локаций по стране, это крупный бизнес, которым Иркутск может гордиться.

В целом предприниматели выходят на арену, создают свои франшизы, и я могу сказать, что полностью потенциал ещё не раскрыт. Сейчас тот момент, когда происходят кризисные перемены и самое время во всех потребительских отраслях выявить успешные бизнесы, которые остались жить и не закрылись во время карантина. Именно они должны выйти на рынок франчайзинга федерально. Этому было посвящено наше общение во время форума.

- А как вы думаете, как предпринимателю понять, что он готов продать свою франшизу?

- Самый важный фактор, который надо всегда учитывать — это наличие прибыльного бизнеса. А если начинают писать люди в Instagram со словами «хотим открыть ваш бизнес в своём городе», то это главный мотиватор и сигнал, что нужно что-то предпринимать. Когда человек видит в себе потенциал и желание общаться с людьми, вести за собой толпу — это говорит о наличии определённых навыков. В этом случае можно уверенно приступать к франчайзингу.

- Какой совет вы могли бы дать начинающим предпринимателям?

- Мой совет будет нестандартным. Я могу сказать так: помимо России есть ещё огромный мир, поэтому нужно учить английский язык и любой бизнес сразу делать глобальным. Это необходимо совершать иррационально и как ритуал, чтобы все, что вы запускаете: лэндинги, страницы в Instagram, презентации и так далее делалось сразу на двух языках. В этом будет огромный потенциал для развития. Всё-таки Америка для нас в этом плане пример — франчайзинг родился именно в США.

Я могу сказать, что очень много молодых ребят, особенно в азиатских странах, не стесняясь, предлагают свою франшизу по всему миру на английском языке. Человек из Иркутска, Никита Чен-Юн-Тай, который говорит на английском, вместе со своей супругой Анной работают в Бостоне и строят дома на 3д принтерах. И такими людьми стоит гордиться! Это тоже наши хорошие друзья, партнёры, разрабатывающие свою франшизу на международный рынок.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр