Начиная с простой перепродажи готовых площадок, купленных в Китае, и стартового капитала в пять тысяч рублей Максим Москвитин добрался до создания собственного производства со штатом почти в 20 человек и миллионными оборотами. Усилия предпринимателя по достоинству оценило жюри национальной премии «Бизнес-Успех» - в марте 2019 года хабаровчанин со своим проектом победил в номинации «Лучший молодежный проект. Номинация имени Сергея Выходцева».
Сам Максим объясняет успех своего дела – «Детища!», как он его называет – несколькими факторами, главными из которых являются его личные качества и потенциал сколоченной им команды. Говоря о личных качествах бизнесмена, мы, в первую очередь, имеем в виду ту самую «предпринимательскую жилку» - одним это качество дается с рождения, другие развивают его в себе упорным трудом через череду проб и ошибок. В случае с Максимом Москвитиным произошел некий синтез – врожденные лидерские качества были подкреплены богатым опытом общественной деятельности и работой в студенческом профсоюзе, которые переросли в первый коммерческий проект, связанный с организацией массовых мероприятий.
Идея заняться производством современных детских площадок пришла тогда еще юноше Максиму в конце 2012 – начале 2013 годов, буквально попалась на глаза.
«Гуляя с дочкой, которая только училась ходить, я все чаще обращал внимание на придомовые территории наших домов, на скудность, а в большинстве случаев, полное отсутствие простейших малых архитектурных форм, даже лавочек не было, что уже говорить о наличии детских площадок. Если ТСЖ или УК ставили подобные формы, то по старинке: суровый металл, окрашенный эмалью, произведенные некими группами сварщиков и слесарей, и повезет, если не в гаражах, в каких-либо мало-мальски подготовленных цехах. Ни о каком комфорте и безопасности, элементарных правилах ГОСТа, а уж тем более сертификации там и речи не было. К сожалению, такие компании и сейчас выпускают подобную продукцию, ставшей причиной многочисленных травм и всем известных летальных случаев в крае. В то время как на западе я видел иную картину дворов «для детей и молодежи», где стояли яркие комплексы, спортивные площадки, тренажеры, а внизу была не земля или отсев, как у нас, а резиновая крошка или речная галька. Тогда я и задумался в первый раз о продаже «под ключ» современных и безопасных детских и спортивных площадок», – рассказывает Максим.
«Площадки, на которых играют и мои дети» - этот слоган компании «ЁСИТИ» является буквально вторым сертификатом безопасности, вдобавок к тому, который выдают органы власти. Начинающий предприниматель не стал бросаться в омут с головой, новый бизнес он начал, имея крепкий тыл в виде стабильной работы в юридическом отделе управляющей компании (пригодился диплом ХГАЭП). Собственно, «ЁСИТИ» в ее конечном виде появилась только в 2017 году. «До этой поры прошел целый этап моей жизни, наполненный своим опытом и уроками видения своего «первого бизнеса по-взрослому» в России, оставившие глубокий след не только на моем теле, в прямом смысле этого слова, но и на сердце», - вспоминает Максим Москвитин.
Первые шаги начинающего предпринимателя выглядели так: с пачкой ярких коммерческих предложений в руке 24-летний юноша ходит по встречам с председателями ТСЖ и убеждает их перевести на счет его компании предоплату в размере 300-400 тысяч рублей за поставку детских площадок. Из сотни встреч только пять процентов дали результат, но этого хватило. Первые заказы дали предпринимателю опыт экспортной деятельности и международной логистики, укрепили веру в себя, а выросшие объемы продаж и сопутствующих нагрузок дали понять, что пора расширять команду из одного себя до полноценного трудового коллектива.
Для продажи, а в дальнейшем и производства, Максим Москвитин выбрал МАФы из современного удобного пластика с каркасом из металлических труб – объекты из таких материалов не выцветают, не перегреваются на солнце (вспомните советские металлические горки), не дают никаких заноз, устойчивы к экстремальным климатическим условиям Дальнего Востока. Свою роль сыграла и близость Китая, откуда легко и быстро доставить комплектующие или целые площадки – там они пользуются большой популярностью. В дальнейшем китайскую легкосплавную трубу предприниматель заменил на российскую, изготовленную по ГОСТу, когда от купли-продажи перешел к собственному производству.
Стоит отметить интересную рокировку, которую по мере развития своего бизнеса произвел лауреат «Бизнес-Успеха» - сперва Москвитин покупал детские площадки в Китае и продавал их клиентам в России, теперь же он производит свою собственную продукцию в России, а клиентов ищет за рубежом.
«Исходя из экономических реалий, рынок России мне менее всего интересен. Да, признаюсь, у нас существует в разработке план по открытию в 2020 году в Подмосковье второго производства, направленного на рынки субъектов центральной России, тем более, нашу продукцию уже оценили в Красноярске, Пензе и даже Калининграде. Но в первую очередь мы нацелены на рынок Азии - экспортный рынок. Ведь наша сильная сторона - это надежность, долговечность, современный дизайн и материал, позволяющий эксплуатацию изделий в условиях от экстремального холода до 40-градусной жары», - делится Максим.
Планы по выходу на экспортные рынки вполне реальны, тем более, что государство само сейчас способствует развитию экспортного потенциала отечественных предпринимателей через льготные кредиты, бизнес-консультации и другие способы поддержки. Сопровождение производителей при выходе на экспортные рынки заложено в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который весь последний год реализуется на территории Хабаровского края. На реализацию проекта регион получил федеральную субсидию в размере 243 млн рублей - средства пошли на докапитализацию Гарантийного фонда края, поддержку МСП в моногородах, а также различные программы, направленные на быстрый рост бизнеса за счет ресурсного сопровождения предпринимателей, такие как Промышленные парки, Центр поддержки экспорта и Центр «Мой бизнес». Непосредственную финансовую поддержку за восемь месяцев 2019 года в крае получили 247 предпринимателей – 258 млн рублей было предоставлено бизнесменам в виде микрозаймов через Фонд поддержки малого предпринимательства, еще 350 млн рублей пошли на поручительства перед банками, что позволило привлечь для развития бизнеса более 1,5 млрд рублей в виде кредитов.
Безусловно, как показывает пример Максима Москвитина, определяющим фактором в развитии бизнеса являются личная активность и личные качества бизнесмена, его готовность идти на риск и принимать смелые решения. Но и государство, со своей стороны, может максимально облегчить задачу предпринимателям, помогая им выходить на равных с конкурентами из других стран.
Максим Москвитин: «В отношении поддержки государства скажу так: бизнес может спокойно и динамично развиваться – а значит, создавать новые рабочие места, платить налоги в бюджет, создавать продукт для внутреннего рынка – лишь бы не мешали. Проблема нагрузок со стороны фискальной системы, плановые проверки - все это оттягивает время персонала и заставляет излишне бюрократизироваться. Но, с другой стороны, это особенности нашего бизнеса в России. Это не плохо, это не жалоба от меня, как представителя бизнеса, наоборот, это данность, риск, который нужно принять при ведении дел. Как говорится, хорошо там, где нас нет! В отношении поддержки, лично для меня, работает принцип «Стучись и тебе откроют». Я пользуюсь и внедряю в компанию «ЁСИТИ» все, что можно и нельзя, мы участвуем в программах субсидирования, как местного, так и регионального уровня. Безусловно, программ сейчас масса и у предпринимателя порой недостаточно времени и ресурса, чтобы просто узнать о них все. В этом случае добрую службу для предпринимателей края сослужит центр «Мой бизнес». Это единое место, куда не только можно позвонить и тебя выслушают, а затем сразу же переключат на интересующий центр поддержки или оператора той или ной программы (и при этом не пошлют, как часто бывало раньше, со словами «у нас обед» или «приходите в приемные дни»). Сюда можно прийти и получить всю необходимую информацию, а также принять участие в мастер-классах и иных полезностях для бизнеса.
На таких «собраниях предпринимателей» я узнал о налоговой оптимизации и применил все полученные знания, и с 1 января 2019 мое ИП перешло на патент. Полезны не только знания, которыми делится спикер, но и обмен опытом среди всех участников и естественно нетворкинг, куда же сейчас без него. Плюс, откуда взять МСП деньги на развитие и на пополнение оборотных средств? Меня на протяжении уже пяти лет выручает команда беспристрастных профессионалов из Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно за счет льготных ставок по кредитам я смог закупить оборудование в 2018-2019 году; принять участие в аукционах по ФЗ44 с нулевым авансированием. Так что программ поддержки больше, чем мы сможем поучаствовать.
В части поддержки государства развития субъектов МСП я лично чувствую себя защищенным и уверенным в завтрашнем дне. И это несмотря на всю чернуху, льющуюся порой в интернете или в СМИ».
Правда, взаимодействие с чиновниками не всегда идет на пользу бизнесу, признается Максим Москвитин, приводя один вполне конкретный случай из своей практики.
«Опыта взаимодействия с чиновниками всех рангов и возрастов мне хватает – накопился за время работы в юридическом отделе и во время организации массовых мероприятий. Человеческий фактор решает все - и не важно, идет ли речь о производственном цехе или бюрократической машине. Везде есть и хорошие люди, являющиеся профессионалами своего дела, есть и свои отрицательные персонажи. За эти годы узнал и тех и тех. И это тоже все можно записать в разряд «риски и особенности ведения бизнеса в России». Меня лично радует, что госслужащих, стремящихся помочь, вникнуть в проблему и решить ее, мне встречается в разы больше, чем их противоположностей. О плохом говорить не люблю, но могу привести один лишь пример из последнего, как глава села К... Хабаровского района в августе 2018 года в самый разгар сезона, когда близилось 1 сентября и отчеты по реализованным контрактам программы «Комфортная городская среда», слезно упрашивала моего менеджера в кратчайшие сроки произвести поставки и монтаж трех комплексных детских площадок. При этом глава всячески уклонялась от подписания договора, каждый раз мы слышали: «оставьте у меня на столе» или «мне нужно прочитать». При этом она не стеснялась звонить днем и ночью, требуя оборудование. Мы пошли навстречу, поверили человеку и пошли на поставку и монтаж без подписанных прямых договоров. Глава села К.... слово дала, что подпишет сразу акты выполненных работ и договоры по окончанию работ… После торжественного открытия установленные нами площадки стали не нужны. Денег и не было никаких, как оказалось уже после, а по телефону было требование срочно убрать все площадки. Дальнейшие суды и разбирательства нам ничего не принесли, зато мы вынесли мораль - словам и обещаниям чиновников не верь, пока не увидишь подписанного договора или соответствующего нормативно-правового акта! Площадки мы решили оставить в селе - пусть и без денег, зато дети будут радоваться».
Напоследок мы попросили Максима описать его видение специфики дальневосточного бизнеса.
«Очень интересный вопрос. Я слишком часто слышу вокруг «на ДВ делать нечего», «тут конкуренция, нужно ехать на запад страны или ещё хуже за бугор и делать бизнес там, там легче». За два последних года я начал много ездить по стране, я посещаю таких же предпринимателей - производственников по всем регионам - и я пришел к мнению, что такие нытики-пессимисты есть везде. Исторически Сибирь и Дальний Восток покоряли переселенцы, казаки и иной люд, все те, кто хотел увеличить наделы земли, кто нес государеву службу. Жить в наших условиях и сейчас тяжело, а представьте 200-300 лет назад? На мой взгляд, Восток России - удел сильных духом людей. То же самое касается и бизнеса. Само по себе занятие коммерческой деятельностью - это риск, так я разочарую многих: «безрисковый бизнес» существует только на том самом поле, где Буратино закопал золотую монету. Не бывает так.
Я считаю, что рынок развития бизнеса на ДВ колоссален. Обилие природных ресурсов, близость в шаговой доступности глобального азиатского рынка, наличие сравнительно недорогой рабочей силы еще и с советским образованием. Так что у нас не только можно, но и нужно развиваться, открывать и ориентироваться на быстро растущий IT-рынок, и вкладывать в наших программистов и учебные заведения. Всем предпринимателям, несмотря на возможности и соблазны оставшимся здесь и ведущим бизнес на территории Хабаровского края, большое спасибо, что вы есть, за ваш опыт и развитие края! Мне тоже есть к чему стремиться, и есть еще чему поучиться у предпринимателей-земляков. Дорогу осилит идущий».
Напомним, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» бизнес будет получать необходимую поддержку на всех этапах развития: от появления идеи до выхода на экспортный рынок. Итогом нацпроекта к 2024 году должны стать рост числа россиян, занятых в этой сфере, а также повышение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны и общем объеме несырьевого экспорта.
Ссылка на источник.