Дмитрий Абашев:
«Мне 20 лет. Живу в Ижевске и Москве примерно 50/50. В 10 лет я полюбил баскетбол. Это случилось благодаря моему первому тренеру — Артёму Гладилину. В 2017 году Артём предложил запустить проект по производству баскетбольных тренажёров. Я согласился взять на себя бизнесовую часть проекта — продажи и маркетинг. Идею продукта подглядели в США, так как там рынок спортивного оборудования гораздо более развит.
Мы провели опрос тренеров по всей России, сделали MVP проекта в виде 3D-модели продукта. Убедившись, что более 90% тренеров положительно оценили тренажёр, в апреле 2017 решили вложить деньги в пресс-форму для массового производства. В сентябре 2017 года через 4 месяца открыли продажи наших первых тренажёров.
Главная сложность была в том, что мы выводили на рынок абсолютно новый продукт, на который начальный спрос был почти нулевой. Мы постепенно знакомим рынок с нашими тренажёрами, которые помогают увеличить скорость обучения игроков и позволяют тренерам не бегать за каждым игроком в отдельности. Наш тренажёр - это как личный помощник для каждого игрока.
В российском баскетболе вообще не принято использовать что-либо, кроме мяча и кольца. Профессиональное оборудование в основном дорогое и импортируется из США или Китая. У большинства школ вообще нет никакого оборудования. Они даже не знают, что можно применять такие инструменты обучения, и искренне не понимают, зачем на это выделять бюджетные деньги.
Сначала у нас купили около 20-30% тренажёров. Урок, который мы получили, - надо трезво оценивать потенциал продаж и не быть рьяными утопистами.
Каждый год мы растём минимум на 100%. Продаём тренажёры оптом в спортивные школы, бюджетные учреждения и в розницу баскетболистам. Представлены в 5 магазинах в разных городах России, в том числе в Москве. Клиенты у нас из 7 стран мира — Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина, Литва, Молдовия, Киргизия. Конечно, мы хотим выйти на новые экспортные рынки в Европу и США.
Наши вызовы сейчас — продолжать стабильно расти в 2 раза каждый год, пока позволяет объём рынка, начать сотрудничать с оптовыми магазинами и розничными сетями, участвовать в государственных закупках. И ключевое — привить спортивным школам и тренерам культуру использовать оборудование для увеличения эффективности обучения.
У нас в Ижевске прекрасная бизнес-среда. Сейчас я участвую в удмуртском бизнес-акселераторе. Дают реально применимые инструменты, привозят классных спикеров. Правительство и Министерство спорта активно содействуют нашему проекту. Например, помогают нам выйти в федеральные торговые сети. Есть возможности льготного кредитования, получения юридических услуг.
Одно из главных качеств предпринимателя - настойчивость и умение ждать результат. Мы долго не могли договориться о сотрудничестве с баскетбольными магазинами. Долго не могли найти спортивные школы, которые сделают у нас крупные заказы. Это продолжалось месяцами, мы были просто никому не интересны. Запуская проект, я понимал, что возможно мне придётся долго ждать результата. Сейчас скажу банальность, но я просто верил в себя и свой проект и продолжал гнуть свою линию. Мы зашли в те магазины, которые нам прежде отказывали, и продали тренажёры в те школы, которые не хотели слушать нас.
Хватайте каждую возможность, которую вы видите. Возможности умеют свойство быстро исчезать, поэтому их надо хватать сразу.
Всегда имейте видение и какую-то большую цель, которая лежит за пределами бизнеса и денег. Это позволяет не сдаваться и продолжать двигаться вперёд.
Сосредоточьтесь на чём-то одном. На одном проекте, на одном направлении. Не теряйте фокус.