11.08.2017

Возрождение традиций новгородских земель в искусстве «Крестецкой строчки»

Уникальное мастерство многовековой вышивки в новгородском селе Крестцы было спасено благодаря участию питерского предпринимателя Антона Георгиева. Выкупив обанкротившуюся фабрику «Крестецкая строчка», Антон сохранил старинный промысел и почти утраченные навыки и знания. Данный проект победил в «Номинации имени Сергея Выходцева» на региональном этапе премии «Бизнес-Успех» в Великом Новгороде.

Антон Георгиев помнит своё первое знакомство с фабрикой в постперестроечное время -зарубежные гости, как и в 19 веке, интересовались традиционной русской вышивкой, чем в свою очередь немало удивляли местных жителей: «Эту фабрику я посетил, когда был очень молод. К моему отцу приезжали шведы и попросили нас свозить их на «Крестецкую строчку». Они заказывали там для гостевых домов шторы, скатерти, салфетки, полотенца. Это было самое начало 1990-х – ещё тогда на фабрике работало много людей. Она меня впечатлила – так много ручного труда. Ещё больше я удивился, зачем шведам надо покупать такие вещи у нас в глубинке. Эта картинка запечатлелась у меня в памяти, но вскоре я забыл про неё».

Спустя 15 лет Антону довелось снова встретиться со старинной фабрикой, только уже при других обстоятельствах: в 2015 году «Крестецкая строчка» оказалась на грани закрытия. На тот момент предприниматель уже являлся обладателем успешного бизнеса, занимаясь производством мёда в собственной компании «Медовый дом». 2015 год можно считать годом возрождения в «Крестецкой строчке» не только фабричного производства, но и в большей степени возобновления столетнего ремесла. Антон, услышав в новгородских новостях о банкротстве фабрики, решил вернуть «Крестецкой строчке» былой престиж в России и за рубежом. По словам Антона, «Два года назад я подумал, что мы справимся с этой сложной, но очень интересной задачей».

Полгода велись переговоры – и после того, как фабрика наконец обрела новых хозяев, начался длительный процесс её восстановления, сопряжённый с множеством ожидаемых трудностей: «Первые сложности – это собрать персонал, потому что на тот момент на фабрике осталось всего 7 человек, из них 3 сторожа. Все, кто раньше работал на фабрике и мог вернуться, уже куда-то устроились - обратно переманить их было тяжело, потому что никто не верил, что фабрику вообще можно восстановить. Люди хотели заниматься вышивкой, но боялись потерять свои новые рабочие места. Сейчас, когда мы уже сделали большую часть ремонта и собрали новую команду, к нам вернулись почти все бывшие сотрудники».

Население маленького новгородского посёлка Крестцы сокращается с каждым годом, но запуск фабрики два года назад обеспечил новыми рабочими местами жителей посёлка и близлежащих деревень области. Сейчас на «Крестецкой строчке» трудятся около 70 человек - опытные мастерицы обучили новичков. Тонкая ручная работа – нелёгкий труд: в процессе шестимесячного обучения лишь у половины учеников получается освоить секреты мастерства. Многие начинают воспринимать вышивку не просто как рабочее место, но и проникаются историческим прошлым, заложенным в каждом ажурном узоре, в каждой линии салфеток и скатертей. «Если поначалу молодые сотрудницы приходили на фабрику просто потому, что в округе нет другой работы, то сейчас они уже начинают испытывать гордость за свой труд, потому что получаются очень красивые изделия и все интересуются вышивкой», - отмечает Антон.

zq3tg3zmto8.jpg

Бережное отношение к 157-летней истории фабрики сохраняется даже непосредственно во время производственных процессов: «Машинки, которые используют для вышивания – это тоже полностью ручной труд. Каждый виток ткани мастерицы подставляют под иголку вручную. Новые машины, которые мы опробовали, не так удобны, как старые, которым уже по 50 лет и к которым все уже привыкли, хотя они и работают с меньшей скоростью. Для нас это большая проблема – мы пытаемся для старых машин найти запчасти, потому что на них удобнее работать, а кого-то пытаемся переучить работать на новых. Модернизация цехов больше связана с тем, что мы будем выпускать одежду с нашей вышивкой. Для этого необходимо современное оборудование – например, петельные машины для швейного цеха».

Одна из основных проблем, с которой столкнулся владелец «Крестецкой строчки» – это нехватка отечественного сырья. Лён – основной материал, из которого профессиональные швеи ещё с 1860 года создают великолепные образцы салфеток и платков. Однако выращивание льна в нашей стране ещё десятилетия назад стало нерентабельным, а сама отрасль находится на грани стагнации. «На столовую группу у нас в основном идёт белорусский лён, а на одежду – итальянский, потому что он лучше по качеству. В Иваново делают лён, но он очень жёсткий и грубый, нам такой не подходит, – поясняет Антон. - В России нет лёгкой промышленности, чтобы выпускать качественную ткань. На постройку заводов и фабрик с нуля уйдёт не одно десятилетие. Бизнесу с такой задачей не справиться».

Реконструкция фабрики тесно связана и с позиционированием «Крестецкой строчки» в сегменте традиционных народных промыслов: «Как народный художественный промысел «Крестецкая строчка» занимает одно из первых мест в нашей стране, – говорит Антон. – Есть промыслы, в которых ручного труда уже практически нет – просто печатают с помощью принтера на ткани и тоже получают субсидии, но к ручному труду это не имеет никакого отношения. «Крестецкая строчка» - это именно старинные узоры, дошедшие до наших дней. Аналогов в мире нет. Это такой промысел, который может во всём мире найти место на рынке».

_1-8-.jpg

Традиции Русского Севера вплетены в современное развитие «Крестецкой строчки» - изделия с белоснежной вышивкой выставлялись в нескольких российских музеях, включая Эрмитаж и Санкт-Петербургский Русский музей, а также принимали участие в конкурсе молодых дизайнеров «Русские сезоны» в Москве. Предприниматель видит в сотрудничестве с известными дизайнерами позитивные элементы для дальнейшего развития: «Классические столовые скатерти и салфетки пользуются популярностью среди старшего поколения, которые обращают внимание на сервировку стола На мой взгляд, участие дизайнеров в создании одежды привлекает другую возрастную категорию – молодёжь».

Маркетинговый ход с привлечением модных дизайнеров - эффективное решение и, несмотря на то, что продажи изделий фабрики стартовали только полгода назад, каждый день через недавно открытый сайт поступают заказы. «Спрос постепенно растёт - мы чувствуем это каждый день. Столовые изделия мы начали продавать через магазины императорских фарфоровых заводов, но они делают очень большую наценку. Это тормозит наши продажи, – добавляет Антон. – Про одежду пишут и спрашивают, но пока коллекция полностью не готова. Мы планируем презентовать летнюю коллекцию следующего года к новогодним праздникам и начнём продавать одежду в следующем году».

Антон уверен в будущем фабрики и работает над привлечением новых клиентов, в том числе за счёт открытия музея фабрики прямо на территории производства, которое намечено на сентябрь. Ещё одно направление развития «Крестецкой строчки» он видит в продвижении компании за рубеж: «Мы не хотим привязываться к одной стране – поскольку продукция уникальна, я считаю, что мы можем представлять её по всему миру. Наши изделия можно представлять как в дорогих отелях, так и в интерьере современных домов. Кружевная вышивка есть и в Бельгии, и в Голландии, Испании, Германии, но у каждого своя. Мы записались на пять крупнейших международных выставок в конце этого года и в начале 2018-го – планируем посетить Париж, Милан, Франкфурт. Мы надеемся, что после этого точно поймём, в какую сторону нам дальше развиваться, на что обратить особенное внимание».

Стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области – это символ её признания и исторической значимости для региона. Пример постепенно возрождаемой фабрики преодолевает распространённые стереотипы о народных промыслах как об исключительно сувенирной или подарочной продукции.

Антон убеждён, что без принципиальной жизненной позиции успешно «воскресить» такое предприятие невозможно: «Если нет финансовых вложений, то лучше не браться за дело. Восстановление промысла – это не столько коммерческий проект, сколько социально-направленный. Ты должен быть готов вложить деньги на долгие годы, ведь они могут окупиться не скоро. Предприниматель должен быть состоявшимся, заработать деньги в другом бизнесе и вкладывать их в длительный, но благородный проект».


Партнеры

Организатор
Организатор
Организатор
Соорганизатор
Генеральный партнёр
Официальный партнёр
Партнёр
Партнёр
Партнёр
Спонсор награждения
Информационный партнёр
Официальный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Образовательный партнёр
X
Регистрация на форум Бизнес-Успех
Участников
398
Архив премии:
© 2008–2014, ОПОРА-КРЕДИТ. Все права защищены.