Иван – минчанин, но все его родственники в конце 70-х - начале 80-х годов приезжали в Беларусь из России, чтобы строить метро. Сейчас сам Иван является гражданином Российской Федерации и свою жизнь планирует связать с Россией, с Ненецким автономным округом.
С НАО Ивана, по его словам, свёл случай. Работая шеф-поваром, он однажды на несколько месяцев прилетел в Нарьян-Мар посмотреть на вахту. В Беларуси он уже имел несколько бизнесов, но ему хотелось развиваться, он искал более подходящие условия для реализации своих идей. В Нарьян-Маре Ивану было комфортно работать. Он нашёл там стабильность, которую раньше нигде не мог найти. В НАО Иван прилетел простым поваром и три года работал шеф-поваром в кафе «Артишок», которое теперь его. Потом параллельно запустил производство пастилы и джерок.
- Иван, почему решили заняться бизнесом?
- Даже не знаю, у меня этой решимости всегда – хоть отбавляй, иногда даже говорят «притормози». Бывает, я за многое хватаюсь, потом понимаю, что мне это не нужно или я это не потяну, и я оставляю для себя то, что мне действительно важно, нужно и то, что я знаю и сделаю на пятёрочку.
Я занялся пастилой и джерками и могу сказать, что на сегодняшний день их у меня в наличии практически ноль, потому что всё раскупается.
В Ненецком автономном округе недавно был праздник «Буран-Дей». В связи с ним были большие заказы и продажи. Сейчас готовится крупный заказ для Москвы.
- Как пришла идея джерок?
- Я хотел попробовать пастилу. Наткнулся на аккаунт эко-снеков. Посмотрел, мне понравилось, визуально: красивые картинки, подача, коротенькие видео, рецепты. Я решил приобрести для сына, он у меня маленький, эту пастилу попробовать, она вроде бы натуральная. Но я столкнулся с проблемой: доставка пастилы выходит дороже, чем сама пастила. Я подумал: «что я сам не сделаю эту пастилу?» Начал изучать этот вопрос и понял, что мне просто нужна сушилка, и я могу сам это сделать. А так как сушилка многофункциональная, на ней можно мясо вялить, грибы сушить, делать пастилу.
Когда пришла сушилка, мы сделали на ней чипсы, пастилу нескольких видов, сделал первые джерки из индейки и из оленя. Они разлетелись: я их раздавал, и всем очень нравилось. Рецепт был далёк от того, который сейчас сертифицирован. То были пробные партии: мы ради интереса включили их в меню как закуску к пиву.
***
Иван рассказывает, что джерки становились популярными. Он обратился в Центр развития бизнеса НАО. Идея пастилы Центру на тот момент понравилась больше, потому что джерками уже занимались два больших местных предприятия. От Ивана ждали уникального продукта – пастилу из морошки, из брусники. Иван сделал, Центру понравилось. Большой заказ был больше года назад – 300 единиц сделали. На тот момент, признаётся Иван, вышло самобытно, «немножечко корявенько», но всё равно было вкусно. Сейчас Иван с командой создают улучшенный продукт, который востребован.
***
- Как вашему бизнесу удалось успешно преодолеть период пандемии?
- Было тяжело понять, что делать дальше. Но меня выручил тот факт, что буквально за две недели до закрытия всех кафе и ресторанов мы открыли доставку. Я не распустил ни одного человека. Мы установили ставки чуть поменьше, но все были при работе и получали деньги. Таким образом я сохранил персонал, и мы выжили в период пандемии.
События 2020 года внесли коррективы в планы по развитию пастилы, джерок, потому что у нас были наполеоновские планы: в Норвегию с джерками съездить для обмена опытом, выставки были запланированы. Много было интересного, но в итоге всё это либо отменилось, либо отодвинулось.
Но в 2020 году мы не сидели на месте. Все понимали, что пандемия когда-то сойдёт на другой уровень, и мы решили, пока затишье, провести сертификацию продукции, которую мы делаем, то есть, пастилу из брусники, из морошки и джерки из мяса оленя. На этот процесс мы потратили четыре месяца. Я никогда этого не делал, всё было для меня новым. Но мы справились. Мы сделали это в более или менее спокойных условиях, когда мы сильно никуда не торопились.
Нам очень помог конкурс «Вкусы России», где мы неожиданно заняли второе место в номинации городов до 30 тысяч населения. Сразу подключились местные СМИ, мы стали мелькать в инстаграмах, в контактах, ещё где-то, и у нас прилично выросли продажи, мы даже не успевали производить и фасовать. СМИ помогли, спасибо им большое.
- Были ли сторонние инвестиции в проекты?
- Инвесторов не было, вся ягода покупалась за мои средства. В конце лета-начале осени мы скупали ягоду у населения. Упаковку я делаю за свои деньги. Единственное, что можно назвать инвестицией – софинансирование. БОльшую часть денег вносил Центр развития бизнеса: прежде всего на сертификацию продукции и на брендбук для пастилы и эко-джерок. А всё оборудование, ягоды я сам покупал, за свои средства, а Центр развития бизнеса очень помог в самом начале.
- Как удаётся заниматься одновременно несколькими направлениями бизнеса?
- Пока тяжело. Но я научился делегировать некоторые задачи. Раньше у меня была одна серьезная ошибка – я делал всё сам. От этого где-то что-то не доделывал. Либо одно получалось хорошо, другое – не очень. Поэтому нужно найти команду хороших, компетентных людей и делегировать им какие-то полномочия.
- Есть ли какой-то особый распорядок дня, какие-то лайфхаки, источники продуктивности и вдохновения?
- Источники продуктивности и вдохновения – это обратная связь от заказчиков. Как позитивные отзывы, так и негативные, над которыми мы работаем. Говорят: «принимай критику как за подарок». Я научился воспринимать её не так остро, как раньше воспринимал. Теперь из критики я выношу уроки. Критика заставляет меня быть лучше. Я собираю персонал, мы обсуждаем вопрос, и у нас всегда находится какое-то решение.
- Что, по вашему мнению, является наиболее важным для предпринимателя?
- Нужно просто смотреть по сторонам и продвигать идеи, разумные для той местности, на которой ты находишься. Нужно, чтобы они были реалистично применимы. Нужно заражать людей своей идеей.
Самое главное для предпринимателя – любить то, чем ты занимаешься. Если будешь заниматься тем, что тебе не нравится, но приносит деньги, через какое-то время тебе это надоест. Важно, чтобы бизнес превратился в хобби и, наоборот.
Важное умение говорить «нет», смелость принятия решений.
- Какие книги Вы могли бы посоветовать?
- Большое и неизгладимое впечатление на меня когда-то произвела книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Там можно к любому бизнесу проводить какую-то свою аналогию. Самые базовые и принципиальные вещи я почерпнул оттуда. Это был, наверное, 2010-й год, я впервые прочитал эту книгу, и меня ошарашило, что мне близко то, что пишет Р. Кийосаки. Я в то время начинал подумывать о том, чтобы чем-то заняться. И сделал первые шаги в мире предпринимательства. Дальше я читал несколько книг по управлению рестораном. Это мне нужно для того, чтобы понимать, что я вообще делаю и как это надо делать.