- Снежана, на ваш взгляд, почему некоторые компании сталкиваются с беспорядком в своих финансовых показателях? Что приводит к этому?
- Руководители недооценивают важность учёта, планирования, контроля финансов. Начинают считать и контролировать деньги, когда сталкиваются с финансовыми сложностями, а это уже поздно.
Экономят на найме и обучении сотрудников финансовых отделов, считая их затратным подразделением компании. В то время, как это сотрудники, которые должны помогать руководителю достигать финансовых целей при помощи своих знаний и навыков в финансах компаний.
Сами сотрудники недостаточно ответственны и инициативны, по старинке составляют отчёты ради отчётов и планы ради галочки. Задача же современного финансиста – быть советником руководителя по всем финансовым вопросам, мыслить стратегически задачами и целями компании, понимать бизнес и бизнес-процессы, защищать компанию от финансовых рисков и находить для неё финансовые возможности. Делать это можно на любом уровне в рамках своих задач – будь ты ещё помощник бухгалтера или уже финансовый директор. Это вопрос мышления. Мышления проактивного, бизнесового, современного.
- А как компании избежать ухода в минус?
- Планировать. Когда в планах виден минус проще скорректировать планы и подстраховать компанию заранее, чем действовать в моменте. Планировать в трёх сценариях – реалистичный, пессимистичный, оптимистичный.
Иметь финансовую стратегию – что делать в случае минуса, как его покрывать, где брать средства, на каких условиях. Отслеживать и анализировать финансовые риски.
Диверсифицировать бизнес-риски. Несколько направлений, видов деятельности, проектов в портфеле. Чтобы минус по одному компенсировался плюсом по-другому.
Помнить, что после минуса наступает плюс, если грамотно управлять финансами и бизнесом.
- По каким критериям отслеживать финансовые показатели?
- Показателей очень много. Компании часто допускают ошибку – пытаются всё отследить, учесть, проконтролировать, запланировать. На что тратят много сил и получают небольшой результат.
Нужно отслеживать то, что важно для конкретной компании. Важно – это значит вклад в целевой результат. Какие показатели компания для себя определила, как ключевые? Для кого-то это прибыль, для кого-то оборот, маржа, EBITDA, для кого-то капитализация или рентабельность и т.д. Таких ключевых показателей немного – не более 10 можно выделить в любом бизнесе. Вот их отлеживать. Что на них влияет, как они формируются, какой план-факт процент по ним и почему. В динамике.
Если показатель для компании не важен (по нему не оценивают эффективность деятельности, он несущественный, фокус не на нём при принятии решений), то и отслеживать его не нужно.
- Как грамотно составить финансовое планирование компании?
- Планировать регулярно. Минимум – раз в год. Актуализировать планы. Минимум раз в полгода, лучше – в квартал.
Внедрить планирование в корпоративную культуру. Планы, в которые не верит команда не работают. Планы, в которые верят, реализуются. В планировании должны принимать участие руководство компании, финансисты, руководители ключевых подразделений. Планы должны быть скоординированы, согласованы и реалистичны.
Назначить ответственных за плановые показатели, если за показатель никто не отвечает, значит его никто не контролирует в компании.
Отслеживать эффективность планирования – план-факт анализ. Хороший план – тот, который реализован на 90-120%, значит, планирование было достаточно точным. Если отклонения вниз/вверх - срочно выяснять причины, они разовые или системные, это ошибки в планировании или реализации.
Делать планы визуально понятными, удобными, а цифры в них корректными, понятными всем ответственным лицам.
- Каким принципам должна соответствовать управленческая отчётность?
- Актуальность. Чем быстрее готов отчёт, тем лучше! Каждый день актуальность падает. Выигрывает тот, кто видит цифры и работает с ними быстрее. Отлично, когда управленческая отчётность за прошлый месяц готова в компании до 5-7 числа следующего месяца. До 15 числа – терпимо. До 30-го – уже не своевременно.
Достоверность. Данные в отчётности верны, показывают реальную ситуацию в бизнесе, отсутствуют ошибки, искажения.
Полезность. Информацию из отчётов использует менеджмент для управления компанией. Если это не так, значит, смысла нет в такой отчётности.
- Вы являетесь основателем проекта FIN-SKILL.RU, расскажите, чем этот проект может быть полезен для предпринимателей?
- Наш идеальный результат: довольный предприниматель, у которого порядок в финансах компании, бизнес оцифрован, финансовые планы выполняются, отчётность показывает реальное состояние дел - и сделано это специалистом, которого мы подготовили для этой компании.
Основной продукт школы – это уникальная онлайн программа-практикум «Финансист», по итогам которой вы сами или силами ваших сотрудников всего за 2-3 месяца наведёте порядок в управлении финансами, получите чёткое понимание: в каком состоянии ваши финансы и сформулируете куда двигаться, чтобы достичь финансовых целей.
Отправляйте к нам на программы ваших сотрудников и приходите сами, чтобы вывести свой бизнес на новый финансовый уровень.
- Снежана, планируете ли написание ещё одной книги?
- Планирую. И не одной. Детали пока не разглашаю. Первыми о ней узнают мои подписчики в Инстаграм, присоединяйтесь @snezhanamanko.
Топ-5 бизнес-советов от Снежаны Манько:
1. Любите цифры. Это поможет вам достичь финансовых высот. Если руководитель компании не любит считать, читать и понимать отчёты, не разбирается хотя бы в базовых показателях своей деятельности, то в финансах будет бардак и в компании в целом. Вначале это безобидно, но по мере роста бизнеса это приводит к плачевным финалам. Если вы – ну очень творческий и финансы – совсем не про вас, кто-то в компании должен за них отвечать. Партнёр, владелец, директор – кто, если не вы?
2. Наймите финансиста. В команде должен быть специалист, который умеет управлять финансами (планирование, учёт, контроль, анализ, менеджмент) – он освободит ваше время для других задач. Даже если вы совсем маленький и всё хотите считать и планировать сами – на частичную занятость, на удалёнку, на разовые задачи наймите финансового менеджера. Если вы большие – проверьте, ваш финансовый отдел помогает вам зарабатывать больше денег, предлагает вам варианты по улучшению финансовых показателей?
3. Планируйте и моделируйте финансы. Это дисциплинирует компанию, задаёт вектор развития, мотивирует сотрудников. Финансовая модель показывает, насколько эффективна и прибыльна ваша бизнес-модель, бизнес-идея. У вас нет финансовой модели? Срочно составьте. Уже давно планируете финансы? Найдите, что улучшить.
4. Ведите учёт. Если учёта нет, то и отчётности нет, если нет отчётности, то нет понимания о финансовом факте компании, нет контроля над финансами и над бизнесом. Настроить учёт просто. Один раз внедрить систему учёта и управления финансами – дальше развивать и поддерживать её. Это не требует больших вложений. Это требует лишь твердого намерения руководства управлять финансами и толковых финансистов в команде или на проект. Как пошагово это сделать своими силами – написано подробно в моей книге. Сейчас не время? Сейчас лучшее время, чтобы заняться финансами в вашем бизнесе!
5. Управляйте бизнесом через показатели, а не по ощущениям! Можете, посмотрев на свою отчётность и планы найти 10 вариантов, как повысить прибыль вашей компании прямо сейчас? Может ли ваш финансист предложить такие варианты и посчитать их? Из 10 вариантов вам останется выбрать те, которые принесут больше и распорядиться реализовать их. Сравнить факт с планом, принять решения. Сначала цифры, потом решения. Не наоборот. Тогда вы управляете бизнесом. Иначе – бизнес управляет вами!
О том, как это можно сделать рассказываю на своём открытом вебинаре «10 способов повысить прибыль, управляя финансами компании».