«Людей надо чем-то кормить»: как российский бизнес зарабатывает миллионы на продуктовом эмбарго

Пять лет назад Владимир Путин подписал указ о продуктовом эмбарго, который лишил российские магазины французских сыров, испанского хамона и других продуктов. Пока потребители били тревогу, малый бизнес учился замещать исчезнувшие товары.

«Мы с моим партнером и другом [Сергеем Николаенко] и представить не могли, что когда-нибудь создадим собственный молочный завод, — признается Александр Мельников, 46-летний сооснователь молокоперерабатывающего завода «Николаевская ферма». — Но после введения санкций все изменилось: огромное количество фальсификата, появившегося на полках магазинов, нас просто возмущало. Очень захотелось открыть свое пищевое производство». Раньше Мельников был далек от сельскохозяйственной отрасли: в 2001 году, окончив Московский технический автодорожный университет, устроился помощником генерального директора в «Лукойл-Коми». Менеджером в «нефтянке» он проработал семь лет, после чего решил запустить бизнес: стал продавать мебель из Италии. «У нас было несколько шоу-румов, мы обставляли даже гостиницу «Украина», — гордится предприниматель. Однако после валютного кризиса 2014 года, когда цены на итальянскую мебель поднялись в несколько раз, компанию пришлось закрыть.

Мельников принялся перебирать новые бизнес-идеи. В 2015 году вместе с давним приятелем Сергеем Николаенко, на тот момент советника секретариата министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а до того помощником замминистра в Министерстве экономического развития, придумал запустить молочное производство. Россия тогда из-за наложенного президентом эмбарго уже год как прекратила ввозить импортную молочную продукцию из Евросоюза — на нее приходилось 1,3% внутреннего потребления страны. «Санкции ведь уже не отменят, подумали тогда мы, и решили рискнуть», — вспоминает Мельников. Николаенко отказался от карьеры чиновника — уволился из ЕЭК и тоже бросил все силы на фермерство.

Партнеры решили не связываться с живыми коровами и остановились на бизнесе по переработке сырого молока в молочные продукты. Купили 6 га земли в городе Кувшиново Тверской области за 10 млн рублей. Место выбрали неслучайно: там Мельников провел свое детство. «Делать достойное дело на родной земле вдвойне приятно и ответственно», — поясняет он. Чтобы разобраться в тонкостях производства, пригласили двух экспертов из московского НИИ молочной промышленности, которые подобрали оборудование и полностью спроектировали устройство завода.

«Николаевская ферма» — молокоперерабатывающий завод площадью 1800 кв. м и проектной мощностью 130 тонн молока в сутки — выросла в чистом поле ровно за год. Еще столько же времени ушло на оснащение предприятия российским оборудованием (молочными танками-охладителями, сливкоотделителями и т. д.) и разработку рецептур производства молочной и кисломолочной продукции. Инвестиции в запуск бизнеса составили около 300 млн рублей (личные накопления основателей и 60 млн рублей кредита).

Молоко Мельников и Николаенко стали закупать у нескольких поставщиков из Тверской и Московской областей. После того как сырье поступало на завод, его проверяли на соответствие ветеринарному свидетельству и отправляли в переработку. Технология разнится в зависимости от типа товара. «Отделяем сливки, которые идут на масло, молоко разливаем в бутылки, заквашиваем кефир и сметану, потом разливаем и фасуем. Часть молока и обрата идет на творог, после процесса варки фасуем. То же самое с мягким сыром: варим и фасуем в вакуумную упаковку, — описывает Мельников. — Все это хранится в готовом виде в холодильной камере при температуре 4 градуса. В торговой точке продукция появляется на следующий день после производства, максимум через день».

Начать партнеры решили с регионального рынка — казалось, там должен быть хороший спрос и не должна мешать московская конкуренция. Заключили договор с сетью «Универсал» (около 30 продовольственных магазинов в Твери), но пожалели: некоторые магазины покупали всего по одной упаковке молока в день, сетует предприниматель.

Пришлось все-таки покорять Москву. Оказалось, конкуренция не такая уж и пугающая: сети «Алые Паруса» и «Твой дом» без колебаний взяли продукцию «Николаевской фермы», размещая ее в специальных фермерских уголках. Благодаря этому объем производства завода увеличился с нескольких сотен литров до пяти тонн молока в день.

На волне успеха новоиспеченные фермеры предложили сотрудничество лидерам столичного ретейлового рынка — X5 Retail Group, «Магниту» и «Ленте». Переговоры длились больше года. За это время предприниматели успели расширить ассортимент молоком разной жирности, йогуртами, творогом, адыгейским сыром и выйти в сети «Бахетле», «Мираторг», «Круста», «Соломка», а также «Гастроном №1» столичного ГУМа.

В начале 2019-го «Николаевская ферма» наконец появилась в 94 московских и петербургских магазинах «Перекресток» и «Карусель», принадлежащих X5 Retail Group. В июле ретейлер предложил предпринимателям начать продажи еще в 112 точках.

Завод приносит Мельникову и Николаенко по 10 млн рублей выручки ежемесячно, но о прибыли говорить рано — каждый месяц партнеры тратят на 7 млн рублей больше того, что зарабатывают (помогает пока еще не истощившаяся финансовая подушка). Основные расходы — закупка молока (средняя стоимость — 30 рублей за литр), электроэнергия и зарплата 67 сотрудников. «Крупные сети, конечно, диктуют свои правила: порой мы продаем им товар совсем без маржи, — признается Мельников. — Но надо потерпеть: в любой момент «Магнит» или «Лента» могут подписать с нами большой контракт, а это будут уже совсем другие цифры». По оценке предпринимателя, завод, работающий на полную мощность, сможет приносить по 350 млн рублей выручки в месяц.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

При поддержке
Партнёр
Спонсор награждения
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр