Дарья Сунцова о премии «Бизнес-Успех»: хорошие новости о малом бизнесе

55 регионов, где прошли форумы «Бизнес-Успех», 47 тысяч участников, 12 тысяч конкурсных заявок, миллионы призового фонда. Эти цифры наглядно характеризуют премию «Бизнес-Успех» за 7 лет её существования в России. Но кроме цифр за историей конкурса стоят ещё и реальные истории о людях, которых Дарья Сунцова, член президиума «ОПОРЫ РОССИИ» и руководитель оргкомитета конкурса, называет героями – люди, которые, несмотря на многочисленные трудности, смогли открыть своё дело, развить его и добиться успеха.

Быть предпринимателем в России нелегко. Нестабильность на финансовом рынке, экономические проблемы, изменения в законодательстве, поиск инвестиций – правила меняются постоянно. Не каждый готов в таких условиях вложить деньги в производство или торговлю. Да, бизнес вообще в широком понимании этого слова – рискованное занятие, но Дарья уверена, что благодаря успешным примерам конкурс помогает преодолевать стереотипное представление о старте собственного дела.

daria2.jpg

- Дарья, расскажите пожалуйста, как всё начиналось – как возникла идея подобной премии?

- Шёл 2009 год, время было специфическое: кризис кредитования, сложный этап для малого и среднего бизнеса. В «ОПОРЕ РОССИИ» думали, как улучшить условия для бизнеса. Первый вице-президент Александр Владимирович Бречалов, отвечающий в то время за популяризацию малого и среднего бизнеса, инициировал идею национальной премии. Именно тогда было очень важно выразить благодарность от бизнес-сообществ за достижения в малом и среднем бизнесе, устроить праздник в честь успешных предпринимателей. Не для крупных банков и не для тех, кто про газ и нефть, а для десятков тысяч малых предприятий по всей стране, которые делают что-то заметное и социально важное.

- В России сложилась стандартная тенденция сетовать на «сложные времена». Каким образом «Бизнес-Успех» помогает изменить отношение к малому бизнесу в нашей стране?

- Однажды мы делали нарезку из наших форумов за 7 лет. Меняются сцены, меняются годы и города – и каждый раз приветствие губернатора начинается с фразы: «Сейчас сложные времена». Сложное время было и в 1999-ом, и в 2004-ом, и в 2008-ом, и в 2013-ом, и всё равно все почему-то продолжают повторять эту фразу. Вспоминается высказывание известного эксперта по инвестициям, который сравнил кризис с бушующими волнами, опасными для больших кораблей. А малый бизнес – это чайка, которая просто плывёт по этой волне. В чём и прелесть малого бизнеса – он очень гибкий, адаптивный, быстро перестраивается.

Наш форум - про хорошие новости в сфере малого и среднего бизнеса. Бывают ситуации, когда их особенно не хватает, ведь по статистике в России предприниматели разоряются четыре раза в жизни, но они преодолевают трудности и всё равно достигают успеха. Пусть разорялся четыре раза, вложил все свои деньги в бизнес и вот сейчас у него получилось: он научился в этих условиях жить и успешно работать. И это безусловная общественная ценность. «Бизнес-Успех» сейчас - это не только конкурс. За 7 лет оказалось, что успешные предприниматели - это реальная сила, к которой можно прислушиваться, потому что она вызывает доверие.

- Какие значимые изменения в проекте Вы можете отметить за семь лет его существования?

- «Бизнес-Успех» менялся и развивался последовательно. Первые мастер-классы и тренинги в рамках проекта были о взаимодействии бизнеса с банками и государством. Всё это было тогда в новинку – темы про маркетинг, про социальные сети, про интернет. Сейчас ситуация меняется – уже неинтересны эти мастер-классы, интересны интерактивы, а предприниматели в качестве спикеров более предпочтительны, чем тренеры. Слушать людей, которые сами чего-то добились, интересней, чем слушать тех, кто кого-то учит. Раньше мы делали большой акцент на общении с властью – и наверное какой-то период времени это было важно для обозначения позиции официального лица: губернатор пришёл на мероприятие и он нас ценит. Сейчас сессия с властью называется «Общественная приёмная» - на нашем сайте в режиме онлайн мы собираем вопросы от предпринимателей и приглашаем чиновников отвечать на них. а уже по итогам такого общения формируем свою позицию по конкретной теме.

- Насколько эффективно общение с представителями властей?

- Мы изменили своё отношение к власти. Как ни удивительно, после этого они стали приходить чаще. Раньше мы гадали, приедет ли на мероприятие министр, а теперь губернаторы сами приглашают нас. Я льщу себя надеждой, что в этом есть и наш вклад. Мы пережили несколько кризисов с властью и научились работать друг с другом. Мы стали более заметны во власти – у нас есть попечительский совет, председателем которого является Игорь Иванович Шувалов. Это другой уровень поддержки и внимания государства к бизнесу.

- Что Вы можете сказать о номинациях премии – изменялись ли они с годами?

- Я помню все 12 тысяч конкурсных заявок и каждый раз кажется: «Ну что ещё можно придумать – я уже видела всё». В России креативные предприниматели - каждый год придумывают и реализуют новые идеи. Недавно у нас появился «Лучший интернет-проект». Есть номинации, которые существуют с самого начала проекта - «Лучший молодёжный проект» и «Лучший социальный проект». Для международного сотрудничества у нас существует «Лучший экспортный проект». С первого форума было принято решение о сотрудничестве не только с предпринимателями, но и с муниципальными органами власти – для этого организована номинация «Лучшие муниципальные практики». Моя мечта – осуществить номинацию «Лучший семейный бизнес». На мой взгляд, самый хороший бизнес – это семейный бизнес. Женщины в нашей стране чаще, чем мужчины, открывают социально-ориентированный бизнес, чаще организовывают семейное дело на длительный период, успешно совмещая при этом работу и семейную жизнь.

- На какую поддержку могут рассчитывать призёры конкурса?

- Каждый финалист берёт от этой премии то, что он хочет. Это могут быть и поиск партнёров или клиентов, и шанс рассказать о своём деле большой аудитории, и бесплатная PR-поддержка, и возможность обучения в Сколково или в РАНХиГС по программе МВА. Мы отправляем людей на международные выставки, конференции и на зарубежные стажировки – и это тоже расширение границ. Например, Евгения Лазарева, победительница 2011 года в номинации «Лучший стартап», на следующее утро проснулась знаменитой и увидела своё имя в крупных газетах. Она позвонила нам и говорит: «Я не верю, что это правда». Или питерские ребята из начинающей электрокомпании, финалисты первого года премии, которые договорились о разработке уникальных деталей с крупной зарубежной фирмой. Многие победители становятся и региональными лидерами «ОПОРЫ РОССИИ». Для очень многих людей это действительно этап, после которого всё поменялось и они вышли на новый уровень бизнеса.

- Какие планы на будущее развитие намерены реализовать в ближайшее время?

- Семь лет – это всё-таки этап и накопленный опыт. В первую очередь у нас изменился формат форумов: раньше мы убеждали людей в необходимости организации подобного мероприятия, а сейчас у нас 42 заявки с просьбами провести форум в регионах. Это правильный импульс к развитию бизнеса на территории. Мы делаем форумы эффективно и мы можем научить регионы такому уровню организации мероприятий.

Второе направление развития – бонусы для наших победителей. 10 июля мы запускаем первый поток «Бизнес-акселератора» - это недельная программа в Москве для победителей. Финалисты смогут познакомиться с практическими знаниями на примерах успешных компаний и посмотреть своими глазами на бизнес-уровень всероссийского масштаба. Мне кажется, это будет очень полезно для наших предпринимателей в регионах. Я благодарна партнёрам, которые поддержали нашу идею и уверена, что это будет такой же интересный, правильный и длительный проект для малых предпринимателей – своего рода неделя бизнес-приключений.

Также с 1 сентября мы планируем запустить образовательную программу для обучения муниципальных чиновников в режиме онлайн и без отрыва от производства – для тех, кто не может приехать в Москву.

- Что, на Ваш взгляд, является главной целью «Бизнес-Успеха»? Как бы Вы охарактеризовали позиционирование премии?

- Я бы хотела, чтобы в каждом большом и маленьком городе был свой «Бизнес-Успех». В маленьких городах это, наверное, даже полезнее, чем в больших: именно там важно, чтобы тот человек, который, например, открыл в этом небольшом городе частную школу или автомастерскую или интернет-проект, рассказал о том, как у него это получилось. И кто-то заразится идеей и поймёт, что всю жизнь тоже мечтал, к примеру, печь пирожки и на это не надо миллиардных инвестиций. Подобные случаи меняют отношение к малому предпринимательству.

Говорят, у 2% людей есть предпринимательский талант и эти люди могут сделать что-то новое. «Бизнес-Успех» доказывает, что их значительно больше, а может стать ещё больше, если они будут заметны и им будет уделяться соответствующее внимание и государственная поддержка. Десятки, сотни тысяч малых предпринимателей по всей стране, которые меняют территорию вокруг себя и на них необходимо обратить внимание. Для многих из них крайне важно выйти и рассказать о своих достижениях в бизнесе. Вот они – яркие, молодые, активные и готовые на конструктивный диалог. Наша цель – сделать известными такие истории успеха. Мы считаем это своей миссией. Мы делаем это не для самих предпринимателей, мы делаем это для общего информационного поля.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр