Дарья Сунцова о премии «Бизнес-Успех»: хорошие новости о малом бизнесе

55 регионов, где прошли форумы «Бизнес-Успех», 47 тысяч участников, 12 тысяч конкурсных заявок, миллионы призового фонда. Эти цифры наглядно характеризуют премию «Бизнес-Успех» за 7 лет её существования в России. Но кроме цифр за историей конкурса стоят ещё и реальные истории о людях, которых Дарья Сунцова, член президиума «ОПОРЫ РОССИИ» и руководитель оргкомитета конкурса, называет героями – люди, которые, несмотря на многочисленные трудности, смогли открыть своё дело, развить его и добиться успеха.

Быть предпринимателем в России нелегко. Нестабильность на финансовом рынке, экономические проблемы, изменения в законодательстве, поиск инвестиций – правила меняются постоянно. Не каждый готов в таких условиях вложить деньги в производство или торговлю. Да, бизнес вообще в широком понимании этого слова – рискованное занятие, но Дарья уверена, что благодаря успешным примерам конкурс помогает преодолевать стереотипное представление о старте собственного дела.

daria2.jpg

- Дарья, расскажите пожалуйста, как всё начиналось – как возникла идея подобной премии?

- Шёл 2009 год, время было специфическое: кризис кредитования, сложный этап для малого и среднего бизнеса. В «ОПОРЕ РОССИИ» думали, как улучшить условия для бизнеса. Первый вице-президент Александр Владимирович Бречалов, отвечающий в то время за популяризацию малого и среднего бизнеса, инициировал идею национальной премии. Именно тогда было очень важно выразить благодарность от бизнес-сообществ за достижения в малом и среднем бизнесе, устроить праздник в честь успешных предпринимателей. Не для крупных банков и не для тех, кто про газ и нефть, а для десятков тысяч малых предприятий по всей стране, которые делают что-то заметное и социально важное.

- В России сложилась стандартная тенденция сетовать на «сложные времена». Каким образом «Бизнес-Успех» помогает изменить отношение к малому бизнесу в нашей стране?

- Однажды мы делали нарезку из наших форумов за 7 лет. Меняются сцены, меняются годы и города – и каждый раз приветствие губернатора начинается с фразы: «Сейчас сложные времена». Сложное время было и в 1999-ом, и в 2004-ом, и в 2008-ом, и в 2013-ом, и всё равно все почему-то продолжают повторять эту фразу. Вспоминается высказывание известного эксперта по инвестициям, который сравнил кризис с бушующими волнами, опасными для больших кораблей. А малый бизнес – это чайка, которая просто плывёт по этой волне. В чём и прелесть малого бизнеса – он очень гибкий, адаптивный, быстро перестраивается.

Наш форум - про хорошие новости в сфере малого и среднего бизнеса. Бывают ситуации, когда их особенно не хватает, ведь по статистике в России предприниматели разоряются четыре раза в жизни, но они преодолевают трудности и всё равно достигают успеха. Пусть разорялся четыре раза, вложил все свои деньги в бизнес и вот сейчас у него получилось: он научился в этих условиях жить и успешно работать. И это безусловная общественная ценность. «Бизнес-Успех» сейчас - это не только конкурс. За 7 лет оказалось, что успешные предприниматели - это реальная сила, к которой можно прислушиваться, потому что она вызывает доверие.

- Какие значимые изменения в проекте Вы можете отметить за семь лет его существования?

- «Бизнес-Успех» менялся и развивался последовательно. Первые мастер-классы и тренинги в рамках проекта были о взаимодействии бизнеса с банками и государством. Всё это было тогда в новинку – темы про маркетинг, про социальные сети, про интернет. Сейчас ситуация меняется – уже неинтересны эти мастер-классы, интересны интерактивы, а предприниматели в качестве спикеров более предпочтительны, чем тренеры. Слушать людей, которые сами чего-то добились, интересней, чем слушать тех, кто кого-то учит. Раньше мы делали большой акцент на общении с властью – и наверное какой-то период времени это было важно для обозначения позиции официального лица: губернатор пришёл на мероприятие и он нас ценит. Сейчас сессия с властью называется «Общественная приёмная» - на нашем сайте в режиме онлайн мы собираем вопросы от предпринимателей и приглашаем чиновников отвечать на них. а уже по итогам такого общения формируем свою позицию по конкретной теме.

- Насколько эффективно общение с представителями властей?

- Мы изменили своё отношение к власти. Как ни удивительно, после этого они стали приходить чаще. Раньше мы гадали, приедет ли на мероприятие министр, а теперь губернаторы сами приглашают нас. Я льщу себя надеждой, что в этом есть и наш вклад. Мы пережили несколько кризисов с властью и научились работать друг с другом. Мы стали более заметны во власти – у нас есть попечительский совет, председателем которого является Игорь Иванович Шувалов. Это другой уровень поддержки и внимания государства к бизнесу.

- Что Вы можете сказать о номинациях премии – изменялись ли они с годами?

- Я помню все 12 тысяч конкурсных заявок и каждый раз кажется: «Ну что ещё можно придумать – я уже видела всё». В России креативные предприниматели - каждый год придумывают и реализуют новые идеи. Недавно у нас появился «Лучший интернет-проект». Есть номинации, которые существуют с самого начала проекта - «Лучший молодёжный проект» и «Лучший социальный проект». Для международного сотрудничества у нас существует «Лучший экспортный проект». С первого форума было принято решение о сотрудничестве не только с предпринимателями, но и с муниципальными органами власти – для этого организована номинация «Лучшие муниципальные практики». Моя мечта – осуществить номинацию «Лучший семейный бизнес». На мой взгляд, самый хороший бизнес – это семейный бизнес. Женщины в нашей стране чаще, чем мужчины, открывают социально-ориентированный бизнес, чаще организовывают семейное дело на длительный период, успешно совмещая при этом работу и семейную жизнь.

- На какую поддержку могут рассчитывать призёры конкурса?

- Каждый финалист берёт от этой премии то, что он хочет. Это могут быть и поиск партнёров или клиентов, и шанс рассказать о своём деле большой аудитории, и бесплатная PR-поддержка, и возможность обучения в Сколково или в РАНХиГС по программе МВА. Мы отправляем людей на международные выставки, конференции и на зарубежные стажировки – и это тоже расширение границ. Например, Евгения Лазарева, победительница 2011 года в номинации «Лучший стартап», на следующее утро проснулась знаменитой и увидела своё имя в крупных газетах. Она позвонила нам и говорит: «Я не верю, что это правда». Или питерские ребята из начинающей электрокомпании, финалисты первого года премии, которые договорились о разработке уникальных деталей с крупной зарубежной фирмой. Многие победители становятся и региональными лидерами «ОПОРЫ РОССИИ». Для очень многих людей это действительно этап, после которого всё поменялось и они вышли на новый уровень бизнеса.

- Какие планы на будущее развитие намерены реализовать в ближайшее время?

- Семь лет – это всё-таки этап и накопленный опыт. В первую очередь у нас изменился формат форумов: раньше мы убеждали людей в необходимости организации подобного мероприятия, а сейчас у нас 42 заявки с просьбами провести форум в регионах. Это правильный импульс к развитию бизнеса на территории. Мы делаем форумы эффективно и мы можем научить регионы такому уровню организации мероприятий.

Второе направление развития – бонусы для наших победителей. 10 июля мы запускаем первый поток «Бизнес-акселератора» - это недельная программа в Москве для победителей. Финалисты смогут познакомиться с практическими знаниями на примерах успешных компаний и посмотреть своими глазами на бизнес-уровень всероссийского масштаба. Мне кажется, это будет очень полезно для наших предпринимателей в регионах. Я благодарна партнёрам, которые поддержали нашу идею и уверена, что это будет такой же интересный, правильный и длительный проект для малых предпринимателей – своего рода неделя бизнес-приключений.

Также с 1 сентября мы планируем запустить образовательную программу для обучения муниципальных чиновников в режиме онлайн и без отрыва от производства – для тех, кто не может приехать в Москву.

- Что, на Ваш взгляд, является главной целью «Бизнес-Успеха»? Как бы Вы охарактеризовали позиционирование премии?

- Я бы хотела, чтобы в каждом большом и маленьком городе был свой «Бизнес-Успех». В маленьких городах это, наверное, даже полезнее, чем в больших: именно там важно, чтобы тот человек, который, например, открыл в этом небольшом городе частную школу или автомастерскую или интернет-проект, рассказал о том, как у него это получилось. И кто-то заразится идеей и поймёт, что всю жизнь тоже мечтал, к примеру, печь пирожки и на это не надо миллиардных инвестиций. Подобные случаи меняют отношение к малому предпринимательству.

Говорят, у 2% людей есть предпринимательский талант и эти люди могут сделать что-то новое. «Бизнес-Успех» доказывает, что их значительно больше, а может стать ещё больше, если они будут заметны и им будет уделяться соответствующее внимание и государственная поддержка. Десятки, сотни тысяч малых предпринимателей по всей стране, которые меняют территорию вокруг себя и на них необходимо обратить внимание. Для многих из них крайне важно выйти и рассказать о своих достижениях в бизнесе. Вот они – яркие, молодые, активные и готовые на конструктивный диалог. Наша цель – сделать известными такие истории успеха. Мы считаем это своей миссией. Мы делаем это не для самих предпринимателей, мы делаем это для общего информационного поля.

наши Партнеры

Финтех-партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр