В 2006 году Максим Мамонтов закончил КФ МГТУ им. Баумана и вместе с другом из МГУ решил открыть в Калуге свою собственную веб-студию по разработке сайтов - Лабораторию Визуальных Форм Грамматика. Партнёр занимался стратегическими вопросами, поиском клиентов, кадров, Мамонтов – производством, дизайном, проектами.
Быстро нашли веб-студию в Москве, которая согласились использовать новую компанию как аутсорсеров. По всему городу развесили объявления о поиске сотрудников, и на момент старта в студии было в штате 5 человек. Квартиру на 1 этаже жилого дома, подаренную Мамонтову родителями, отремонтировали под офис. Все, казалось бы, шло как по маслу.
«Спустя полгода мы поняли, что партнёры не могут нас обеспечить достаточной нагрузкой, а проекты сдавались в 2-3 раза дольше намеченных сроков, бизнес-процессы были налажены плохо, - рассказывает Мамонтов. - Моего партнера в это время приглашают в МГИМО работать преподавателем, и он уезжает. Работать мне приходилось иногда круглосуточно, частенько спал уже на работе».
Спустя еще полгода Максим Мамонтов понял, что не заработал ничего, а только ушёл в минус. Однако сотрудникам платил зарплату исправно, а вот сам был на сухом пайке. Через какое-то время решили пересмотреть условия сотрудничества с московской компанией. И тут почти половина сотрудников (а в штате было 10 человек) уволилась и стала с веб-студией из Москвы напрямую. «В итоге я потерял коллег, друзей, партнёров в один миг, а все что осталось - это были работы, которые мы делали под чужим брендом. К тому же у меня совсем не было опыта продаж своих услуг», - говорит Мамонтов.
Тем не менее студии Мамонтова удалось поработать с такими брендами, как Adrenaline RUSH, PEPSICO, Экспедиция. Это был конец 2007 года, начинался кризис, продавать свои услуги получалось крайне тяжело.
Мамонтов решил попробовать себя в другом бизнесе, и под впечатлением от успехов Федора Овчинникова занялся открытием своего книжного магазина. Нашёл помещение на 200 кв м в центре города, на калужском «Арбате», отремонтировал его, но получить кредит на дальнейшие закупки товара в банках не смог. Открыл маленький магазин уже в спальном районе Калуги. Магазин быстро нашёл своего покупателя. «Но мне уже было это не интересно, - продолжает Мамонтов. - В конце концов я вернулся к работе в веб-студии и всё начал заново. Мы перешли из формата студии в формат рекламного агентства и стали Креативным Бюро «Грамматика». (Книжный магазин работает до сих пор).
В 2008 партнёр Мамонтова окончательно уходит из бизнеса и остаётся в компании соучредителем. Максим начинает сам продавать услуги студии, активно изучая тренинги по продажам. В этом же году вместе с другом Мамонтов запускает социально значимый проект для города - Интерактивную карту Калуги: «В то время для нашего города не было ни Яндекс.Карт, ни других картографических сервисов, поэтому карта быстро стала популярной».
Через год на ее базе партнёры сделали полноценный портал с полезными разделами - новостями, афишей, каталогом организаций - kaluga-poisk.ru. В городе на тот момент был только один новостной ресурс, а афиши и каталога организаций не было вовсе, поэтому портал стал динамично набирать посещаемость. За первый год добились 3000 «уников» в день при высокой конкуренции – очень скоро появились конкуренты, которые создали аналогичные проекты.
Мамонтов предлагает несколько видов рекламы: баннерную рекламу, каталог организаций и связанные с ним пакеты, а также новостные ленты. На сегодняшний день это три основных направления, которые он монетизирует.
За 6 лет Мамонтов и его партнёр смогли без инвестиций создать бизнес с оборотом в 700 тысяч рублей и прибылью в 200 тысяч рублей только за счет продаж рекламы.
В 2015 году Мамонтов стал думать над вариантами расширения бизнеса. «Рынок интернет-рекламы постоянно растёт, и нам было очевидно, что мы должны двигаться в другие города, - продолжает Мамонтов. - Технически наша платформа была полностью готова к тиражированию, но с бизнес-моделью возникли сложности». Удаленно управлять отделом продаж в каждом городе было бы почти невозможно, поэтому остановились на модели франшизы. Так появилась федеральная сеть городских порталов gorodor.ru. Одним из преимуществ для потенциальных франчайзи стала специальная CRM- система для отдела продаж рекламных агентств, которую разработали самостоятельно.
Партнёры по франшизе gorodor.ru - это рекламные агентства, которые уже продают рекламу в СМИ или «наружку» и хотят выйти на новый для себя рынок интернет-рекламы. Также среди партнёров - начинающие предприниматели в небольших городах. Мамонтов предоставляет им портал по модели SaaS, где они наполняют его контентом и продают рекламу, а всё техническое сопровождение остаётся за студией франчайзера.
«Наша задача - помогать франчайзи продавать рекламу и рассказывать о том, как развивать портал и привлекать на него трафик. Мы прекрасно понимали, что наша собственная модель успешного старта сейчас не подойдет, поэтому разработали новые модели выхода на рынок и продвижения ресурса. И они с первых же городов дали результат. Сейчас в нашей сети уже 17 городов, и мы расширяемся на 1-2 города каждый месяц», - говорит Мамонтов.
Для оперативного решения возникающих у франчайзи вопросов Мамонтов создал службу поддержки и запустил внутренний портал для всех партнёров. Любой из партнеров может задать там свой вопрос или предложить идею для развития и получить ответ в течение часа. На все поступающие обращения отвечают в обязательном порядке, и это нравится партнёрам. «Даже если их идея не будет реализована, они знают, что мы уважаем их мнение».
«Для продвижения продукта на рынок мы используем разные механики – «холодный» обзвон, контекстную рекламу, партнерские рассылки, контент-маркетинг, - делится опытом Максим Мамонтов. - Каждый из каналов продаж даёт результат, поэтому на данный момент мы продолжаем работать везде».
Франшиза уже стала прибыльной: ежемесячно она приносит выручку в 250 тысяч рублей при расходах в 150 тысяч. При дальнейшем увеличении количества городов доходы относительно расходов будут расти по экспоненте. Для запуска нового города новые ресурсы не требуются, а для обслуживания 10 городов нужен всего один специалист поддержки.
«Мы поставили план - достичь планки в 100 городов к концу 2018 года и движемся к этой цели», - заявляет Мамонтов.
Рынок по продаже франшиз такого типа не очень большой. «Франшиза 2gis, достаточно дорогая, и у неё большой срок выхода на рентабельность и самоокупаемость, - говорит Максим Мамонтов. - Есть десяток франшиз, которые продают по факту просто сервис портала, не зная, как его монетизировать. Мы знаем слабые и сильные стороны конкурентов, и в нашей франшизе делаем их своим преимуществом». Выход на рентабельность в gorodor.ru - от 9 месяцев, возврат инвестиций от 1,5 лет.
«Как ни странно, нам иногда сложно объяснить рекламным агентствам в регионах силу интернет-рекламы, многие до сих пор не верят в неё. Мы сделали велком- рассылку, где закрываем все их страхи и возражения. Тем самым увеличили значительно конверсию в заявку», - говорит о сложностях Мамонтов.
Цифры и факты о Gorodor.ru
17 партнёров в Белоруссии и России
1 место в номинации «Лучший интернет-проект» в Национальной премии «Бизнес- Успех» 2017 в Рязани.
ТОП-35 - Рейтинг Рунета 2014
Около 100 000 руб. в месяц тратит компания на продвижение своей франшизы
700 тысяч рублей – оборот портала kaluga-poisk.ru
200 тысяч рублей – прибыль портала kaluga-poisk.ru