Бизнесмен с Крайнего Севера: пастила из морошки и брусники, джерки и искренняя любовь к своему делу

Иван Сартаков – предприниматель из Нарьян-Мара. У него несколько бизнесов. Бренд «ЭкоДжерки» производит вяленое мясо оленя – джерки, и пастилу из арктических ягод – морошки и брусники. Также Иван владеет кафе «Артишок», которое предлагает блюда северной русской и европейской кухни.

Иван – минчанин, но все его родственники в конце 70-х - начале 80-х годов приезжали в Беларусь из России, чтобы строить метро. Сейчас сам Иван является гражданином Российской Федерации и свою жизнь планирует связать с Россией, с Ненецким автономным округом.

С НАО Ивана, по его словам, свёл случай. Работая шеф-поваром, он однажды на несколько месяцев прилетел в Нарьян-Мар посмотреть на вахту. В Беларуси он уже имел несколько бизнесов, но ему хотелось развиваться, он искал более подходящие условия для реализации своих идей. В Нарьян-Маре Ивану было комфортно работать. Он нашёл там стабильность, которую раньше нигде не мог найти. В НАО Иван прилетел простым поваром и три года работал шеф-поваром в кафе «Артишок», которое теперь его. Потом параллельно запустил производство пастилы и джерок.

- Иван, почему решили заняться бизнесом?

- Даже не знаю, у меня этой решимости всегда – хоть отбавляй, иногда даже говорят «притормози». Бывает, я за многое хватаюсь, потом понимаю, что мне это не нужно или я это не потяну, и я оставляю для себя то, что мне действительно важно, нужно и то, что я знаю и сделаю на пятёрочку.

Я занялся пастилой и джерками и могу сказать, что на сегодняшний день их у меня в наличии практически ноль, потому что всё раскупается.

В Ненецком автономном округе недавно был праздник «Буран-Дей». В связи с ним были большие заказы и продажи. Сейчас готовится крупный заказ для Москвы.

- Как пришла идея джерок?

- Я хотел попробовать пастилу. Наткнулся на аккаунт эко-снеков. Посмотрел, мне понравилось, визуально: красивые картинки, подача, коротенькие видео, рецепты. Я решил приобрести для сына, он у меня маленький, эту пастилу попробовать, она вроде бы натуральная. Но я столкнулся с проблемой: доставка пастилы выходит дороже, чем сама пастила. Я подумал: «что я сам не сделаю эту пастилу?» Начал изучать этот вопрос и понял, что мне просто нужна сушилка, и я могу сам это сделать. А так как сушилка многофункциональная, на ней можно мясо вялить, грибы сушить, делать пастилу.

Когда пришла сушилка, мы сделали на ней чипсы, пастилу нескольких видов, сделал первые джерки из индейки и из оленя. Они разлетелись: я их раздавал, и всем очень нравилось. Рецепт был далёк от того, который сейчас сертифицирован. То были пробные партии: мы ради интереса включили их в меню как закуску к пиву.

фото 1.jpg

***

Иван рассказывает, что джерки становились популярными. Он обратился в Центр развития бизнеса НАО. Идея пастилы Центру на тот момент понравилась больше, потому что джерками уже занимались два больших местных предприятия. От Ивана ждали уникального продукта – пастилу из морошки, из брусники. Иван сделал, Центру понравилось. Большой заказ был больше года назад – 300 единиц сделали. На тот момент, признаётся Иван, вышло самобытно, «немножечко корявенько», но всё равно было вкусно. Сейчас Иван с командой создают улучшенный продукт, который востребован.

***

- Как вашему бизнесу удалось успешно преодолеть период пандемии?

- Было тяжело понять, что делать дальше. Но меня выручил тот факт, что буквально за две недели до закрытия всех кафе и ресторанов мы открыли доставку. Я не распустил ни одного человека. Мы установили ставки чуть поменьше, но все были при работе и получали деньги. Таким образом я сохранил персонал, и мы выжили в период пандемии.

События 2020 года внесли коррективы в планы по развитию пастилы, джерок, потому что у нас были наполеоновские планы: в Норвегию с джерками съездить для обмена опытом, выставки были запланированы. Много было интересного, но в итоге всё это либо отменилось, либо отодвинулось.

Но в 2020 году мы не сидели на месте. Все понимали, что пандемия когда-то сойдёт на другой уровень, и мы решили, пока затишье, провести сертификацию продукции, которую мы делаем, то есть, пастилу из брусники, из морошки и джерки из мяса оленя. На этот процесс мы потратили четыре месяца. Я никогда этого не делал, всё было для меня новым. Но мы справились. Мы сделали это в более или менее спокойных условиях, когда мы сильно никуда не торопились.

Нам очень помог конкурс «Вкусы России», где мы неожиданно заняли второе место в номинации городов до 30 тысяч населения. Сразу подключились местные СМИ, мы стали мелькать в инстаграмах, в контактах, ещё где-то, и у нас прилично выросли продажи, мы даже не успевали производить и фасовать. СМИ помогли, спасибо им большое.

фото 2.jpg

- Были ли сторонние инвестиции в проекты?

- Инвесторов не было, вся ягода покупалась за мои средства. В конце лета-начале осени мы скупали ягоду у населения. Упаковку я делаю за свои деньги. Единственное, что можно назвать инвестицией – софинансирование. БОльшую часть денег вносил Центр развития бизнеса: прежде всего на сертификацию продукции и на брендбук для пастилы и эко-джерок. А всё оборудование, ягоды я сам покупал, за свои средства, а Центр развития бизнеса очень помог в самом начале.

- Как удаётся заниматься одновременно несколькими направлениями бизнеса?

- Пока тяжело. Но я научился делегировать некоторые задачи. Раньше у меня была одна серьезная ошибка – я делал всё сам. От этого где-то что-то не доделывал. Либо одно получалось хорошо, другое – не очень. Поэтому нужно найти команду хороших, компетентных людей и делегировать им какие-то полномочия.

- Есть ли какой-то особый распорядок дня, какие-то лайфхаки, источники продуктивности и вдохновения?

- Источники продуктивности и вдохновения – это обратная связь от заказчиков. Как позитивные отзывы, так и негативные, над которыми мы работаем. Говорят: «принимай критику как за подарок». Я научился воспринимать её не так остро, как раньше воспринимал. Теперь из критики я выношу уроки. Критика заставляет меня быть лучше. Я собираю персонал, мы обсуждаем вопрос, и у нас всегда находится какое-то решение.

- Что, по вашему мнению, является наиболее важным для предпринимателя?

- Нужно просто смотреть по сторонам и продвигать идеи, разумные для той местности, на которой ты находишься. Нужно, чтобы они были реалистично применимы. Нужно заражать людей своей идеей.

Самое главное для предпринимателя – любить то, чем ты занимаешься. Если будешь заниматься тем, что тебе не нравится, но приносит деньги, через какое-то время тебе это надоест. Важно, чтобы бизнес превратился в хобби и, наоборот.

Важное умение говорить «нет», смелость принятия решений.

- Какие книги Вы могли бы посоветовать?

- Большое и неизгладимое впечатление на меня когда-то произвела книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Там можно к любому бизнесу проводить какую-то свою аналогию. Самые базовые и принципиальные вещи я почерпнул оттуда. Это был, наверное, 2010-й год, я впервые прочитал эту книгу, и меня ошарашило, что мне близко то, что пишет Р. Кийосаки. Я в то время начинал подумывать о том, чтобы чем-то заняться. И сделал первые шаги в мире предпринимательства. Дальше я читал несколько книг по управлению рестораном. Это мне нужно для того, чтобы понимать, что я вообще делаю и как это надо делать.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр