После окончания университета Елена Виноградова отработала 8 лет в автомобильном бизнесе у официальных дилеров Volkswagen и Ford, получила опыт в продажах и работе с клиентами, повышении лояльности компании, проведении маркетинговых мероприятий и получила приглашение кардинально сменить отрасль - стать директором по развитию в компании, которая занималась деревообработкой в Вологодской области.
Но два года назад Елена решила открыть свою компанию по глубокой переработке древесины - производить дома из минибруса. При разработке бизнес-стратегии компании была сделана ставка как на внутренний, так и на внешние рынки сбыта.
Партнёрами по бизнесу стали 4 человека - это друзья и знакомые Виноградовой, которые тоже хотели уйти из найма в свой бизнес. Стартовым капиталом стали 5 миллионов рублей - часть денег собственные, часть - кредитные. Компания закупила оборудование, арендовала цех и начала производить готовые компоненты для строительства домов.
Сырьё Виноградова и её партнёры покупали в Вологодской и Архангельской областях. А чтобы продавать готовый комплект для строительства домов, компания стала кооперироваться с другими поставщиками - докупать у них доски (имитацию бруса), подкладочные ковры, крепёжные элементы.
Студенческая работа в США дала о себе знать. Компанию Елена Виноградова назвала WayWoodHouse. Впрочем, ещё на старте предпринимательница планировала развивать экспорт, поэтому английское название было крайне удачным.
Дома почти сразу начали экспортироваться в Южную Корею, Шри-Ланку, Сербию, Казахстан, Индию. Стоимость небольшого дома размером в 50 кв. м - в районе 700 тыс. рублей. В составе конструктора - стеновой комплект, пиломатериалы для кровли и крепёжные элементы. С их помощью покупатель может собрать дом и не прибегать к поискам дополнительных строительных материалов.
«Мы конкурируем с другими за счёт цены. 700 тысяч рублей - это выгодно, если, например, сравнивать с той же Финляндией», - говорит Елена Виноградова. - У них ценовая политика совсем другая, будет дороже в два, а то и больше раз».
Каждого клиента компания «выращивает» - на это уходит по полгода. После покупки его же обучает собирать дом. В основном клиенты находят WayWoodHouse на международных выставках. Елена Виноградова ведёт социальные сети, и они у неё достаточно активны: она рассказывает о процессе производства конструкторов для дома и делится реализованными проектами. Некоторые клиенты находят её через соцсети.
Оборот компании в 2019 году составил 3 млн рублей в месяц. Но в этом году он должен вырасти, так как в реализации несколько экспортных контрактов.
Кредиты, которые брала компания на открытие бизнеса, понемногу выплачиваются, но есть проблема - не хватает оборотных средств. Есть также проблема стабильности заказов. Кроме того, экспортные заказы требуют подготовки большого объёма документов для таможни, сертификатов для страны покупателя, переговоров с транспортными компаниями. В компании 4 учредителя, на производстве работает 3 человека, штат очень небольшой. Поэтому справиться со всем этим бывает сложно.
Но недавно WayWoodHouse решила открыть представительство в Казахстане, Москве и Краснодаре, чтобы дилеры могли продавать дома-конструкторы, покупая их со скидкой у производителя. Этот шаг должен приблизить Елену Виноградову к её мечте - созданию международной компании, которая бы улучшила экономические позиции России в мире.