Как навести порядок в финансах компании?

Снежана Манько, кандидат экономических наук, АССА, практикующий финансовый консультант, основатель онлайн-школы финансов и финансовых менеджеров FIN-SKILL, рассказала о том, как предпринимателю грамотно составить финансовое планирование, вести финансовую отчётность, а также поделилась ценными бизнес-советами.

- Снежана, на ваш взгляд, почему некоторые компании сталкиваются с беспорядком в своих финансовых показателях? Что приводит к этому?

- Руководители недооценивают важность учёта, планирования, контроля финансов. Начинают считать и контролировать деньги, когда сталкиваются с финансовыми сложностями, а это уже поздно.

Экономят на найме и обучении сотрудников финансовых отделов, считая их затратным подразделением компании. В то время, как это сотрудники, которые должны помогать руководителю достигать финансовых целей при помощи своих знаний и навыков в финансах компаний.

Сами сотрудники недостаточно ответственны и инициативны, по старинке составляют отчёты ради отчётов и планы ради галочки. Задача же современного финансиста – быть советником руководителя по всем финансовым вопросам, мыслить стратегически задачами и целями компании, понимать бизнес и бизнес-процессы, защищать компанию от финансовых рисков и находить для неё финансовые возможности. Делать это можно на любом уровне в рамках своих задач – будь ты ещё помощник бухгалтера или уже финансовый директор. Это вопрос мышления. Мышления проактивного, бизнесового, современного.

- А как компании избежать ухода в минус?

- Планировать. Когда в планах виден минус проще скорректировать планы и подстраховать компанию заранее, чем действовать в моменте. Планировать в трёх сценариях – реалистичный, пессимистичный, оптимистичный.

Иметь финансовую стратегию – что делать в случае минуса, как его покрывать, где брать средства, на каких условиях. Отслеживать и анализировать финансовые риски.

Диверсифицировать бизнес-риски. Несколько направлений, видов деятельности, проектов в портфеле. Чтобы минус по одному компенсировался плюсом по-другому.

Помнить, что после минуса наступает плюс, если грамотно управлять финансами и бизнесом.

- По каким критериям отслеживать финансовые показатели?

- Показателей очень много. Компании часто допускают ошибку – пытаются всё отследить, учесть, проконтролировать, запланировать. На что тратят много сил и получают небольшой результат.

Нужно отслеживать то, что важно для конкретной компании. Важно – это значит вклад в целевой результат. Какие показатели компания для себя определила, как ключевые? Для кого-то это прибыль, для кого-то оборот, маржа, EBITDA, для кого-то капитализация или рентабельность и т.д. Таких ключевых показателей немного – не более 10 можно выделить в любом бизнесе. Вот их отлеживать. Что на них влияет, как они формируются, какой план-факт процент по ним и почему. В динамике.

Если показатель для компании не важен (по нему не оценивают эффективность деятельности, он несущественный, фокус не на нём при принятии решений), то и отслеживать его не нужно.

- Как грамотно составить финансовое планирование компании?

- Планировать регулярно. Минимум – раз в год. Актуализировать планы. Минимум раз в полгода, лучше – в квартал.

Внедрить планирование в корпоративную культуру. Планы, в которые не верит команда не работают. Планы, в которые верят, реализуются. В планировании должны принимать участие руководство компании, финансисты, руководители ключевых подразделений. Планы должны быть скоординированы, согласованы и реалистичны.

Назначить ответственных за плановые показатели, если за показатель никто не отвечает, значит его никто не контролирует в компании.

Отслеживать эффективность планирования – план-факт анализ. Хороший план – тот, который реализован на 90-120%, значит, планирование было достаточно точным. Если отклонения вниз/вверх - срочно выяснять причины, они разовые или системные, это ошибки в планировании или реализации.

Делать планы визуально понятными, удобными, а цифры в них корректными, понятными всем ответственным лицам.

- Каким принципам должна соответствовать управленческая отчётность?

- Актуальность. Чем быстрее готов отчёт, тем лучше! Каждый день актуальность падает. Выигрывает тот, кто видит цифры и работает с ними быстрее. Отлично, когда управленческая отчётность за прошлый месяц готова в компании до 5-7 числа следующего месяца. До 15 числа – терпимо. До 30-го – уже не своевременно.

Достоверность. Данные в отчётности верны, показывают реальную ситуацию в бизнесе, отсутствуют ошибки, искажения.

Полезность. Информацию из отчётов использует менеджмент для управления компанией. Если это не так, значит, смысла нет в такой отчётности.

- Вы являетесь основателем проекта FIN-SKILL.RU, расскажите, чем этот проект может быть полезен для предпринимателей?

- Наш идеальный результат: довольный предприниматель, у которого порядок в финансах компании, бизнес оцифрован, финансовые планы выполняются, отчётность показывает реальное состояние дел - и сделано это специалистом, которого мы подготовили для этой компании.

Основной продукт школы – это уникальная онлайн программа-практикум «Финансист», по итогам которой вы сами или силами ваших сотрудников всего за 2-3 месяца наведёте порядок в управлении финансами, получите чёткое понимание: в каком состоянии ваши финансы и сформулируете куда двигаться, чтобы достичь финансовых целей.

Отправляйте к нам на программы ваших сотрудников и приходите сами, чтобы вывести свой бизнес на новый финансовый уровень.

- Снежана, планируете ли написание ещё одной книги?

- Планирую. И не одной. Детали пока не разглашаю. Первыми о ней узнают мои подписчики в Инстаграм, присоединяйтесь @snezhanamanko.

Топ-5 бизнес-советов от Снежаны Манько:

1.     Любите цифры. Это поможет вам достичь финансовых высот. Если руководитель компании не любит считать, читать и понимать отчёты, не разбирается хотя бы в базовых показателях своей деятельности, то в финансах будет бардак и в компании в целом. Вначале это безобидно, но по мере роста бизнеса это приводит к плачевным финалам. Если вы – ну очень творческий и финансы – совсем не про вас, кто-то в компании должен за них отвечать. Партнёр, владелец, директор – кто, если не вы? 

2.     Наймите финансиста. В команде должен быть специалист, который умеет управлять финансами (планирование, учёт, контроль, анализ, менеджмент) – он освободит ваше время для других задач. Даже если вы совсем маленький и всё хотите считать и планировать сами – на частичную занятость, на удалёнку, на разовые задачи наймите финансового менеджера. Если вы большие – проверьте, ваш финансовый отдел помогает вам зарабатывать больше денег, предлагает вам варианты по улучшению финансовых показателей?

3.     Планируйте и моделируйте финансы. Это дисциплинирует компанию, задаёт вектор развития, мотивирует сотрудников. Финансовая модель показывает, насколько эффективна и прибыльна ваша бизнес-модель, бизнес-идея. У вас нет финансовой модели? Срочно составьте. Уже давно планируете финансы? Найдите, что улучшить.

4.     Ведите учёт. Если учёта нет, то и отчётности нет, если нет отчётности, то нет понимания о финансовом факте компании, нет контроля над финансами и над бизнесом. Настроить учёт просто. Один раз внедрить систему учёта и управления финансами – дальше развивать и поддерживать её. Это не требует больших вложений. Это требует лишь твердого намерения руководства управлять финансами и толковых финансистов в команде или на проект. Как пошагово это сделать своими силами – написано подробно в моей книге. Сейчас не время? Сейчас лучшее время, чтобы заняться финансами в вашем бизнесе!

5.     Управляйте бизнесом через показатели, а не по ощущениям! Можете, посмотрев на свою отчётность и планы найти 10 вариантов, как повысить прибыль вашей компании прямо сейчас? Может ли ваш финансист предложить такие варианты и посчитать их? Из 10 вариантов вам останется выбрать те, которые принесут больше и распорядиться реализовать их. Сравнить факт с планом, принять решения. Сначала цифры, потом решения. Не наоборот. Тогда вы управляете бизнесом. Иначе – бизнес управляет вами!

О том, как это можно сделать рассказываю на своём открытом вебинаре «10 способов повысить прибыль, управляя финансами компании».

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр