Алёна Нариньяни:
«С 18 лет я работала в газете «Известия» в отделе «Специальных проектов». В мои обязанности входило писать коммерческие материалы и делать их такими, чтобы они устраивали и заказчика, и редакцию. Я брала интервью у руководителей банков, генеральных директоров, придумывала информационные поводы и превращала полученную информацию в интересную статью.
В какой-то момент заказчики стали обращаться ко мне с просьбами написать для них текст и в другие издания или написать текст на сайт. Таких заказов становилось всё больше и больше. Вместе с числом заказов стало расти и число «исполнителей» - журналисты из других отделов и других изданий не против были подработать. В результате журналисты получали подработку, а заказчики – возможность работать с человеком, который разбирается в их тематике и какие-то базовые моменты ему объяснять не нужно.
Тогда стало ясно, что на рынке есть ниша, которая пока не занята, - сфера коммерческой журналистики. В 2010 году у меня родилась идея собрать журналистов в сообщество — Ассоциацию Независимых Журналистов, где авторы могли бы сохранять ставку в своём издании и при этом иметь дополнительный заработок, оказывая качественные услуги клиенту, который просит написать текст на близкую тему.
К 2011 году у ассоциации стали появляться клиенты, готовые платить деньги по безналичному расчету. Тогда было зарегистрировано ООО. Одновременно выяснилось, что в названии общества с ограниченной ответственностью нельзя использовать слово «ассоциация». Поэтому в результате компания получила название «Агентство Независимой Журналистики».
Агентство достаточно долго работало в «фоновом» режиме. Сотрудники, включая меня, сохраняли места в редакциях и бизнес был просто возможностью дополнительного заработка. Пожалуй, самая большая сложность, и я думаю, с ней сталкиваются все предприниматели, – это необходимость сделать выбор, понять, что ты хочешь: развивать свой бизнес и брать на себя ответственность или работать по найму и получать зарплату 15-го числа каждого месяца.
Нам сделать выбор помогла судьба: я работала в редакции дотационной газеты, на выпуск которой давали деньги учредители, и когда учредители сменились, проект было решено закрыть. С руководителем весь коллектив расстался на плохой ноте, и именно тогда стало понятно, что нужно развивать свой бизнес. Я сняла офис в том же здании, забрала часть штата умирающей редакции, и мы отправились в свободное плавание.
Вызовы, которые стоят перед бизнесом, на мой взгляд, всегда одни и те же: это вопросы поиска клиентов и качественного выполнения своей работы. Сегодня мы работаем не только с частными, но и с государственными заказчиками. В первые годы работы мы концентрировались исключительно на услугах по написанию текстов и создали большую сеть журналистов в разных городах России. А сегодня мы предлагаем нашим клиентам услуги по разработке и реализации PR и маркетинговых стратегий, созданию корпоративных СМИ и полиграфической продукции, изданию книг, разработке корпоративного стиля и digital-маркетингу.
В прошлом году мы запустили отдельное направление для работы с блокчейн-проектами, поскольку посчитали это направление перспективным. Мы слишком увлеклись этим, как и большинство компаний, переключивших внимание на криптосферу. Мы не уделяли достаточного внимания основному направлению, поэтому сейчас снова проходим тот путь, который проходили в начале становления бизнеса, восстанавливая контакты и нарабатывая новые. Но это стало для нас хорошим уроком – мы стали более опытными.
Мы работаем с проектами по всему миру, но центральный офис компании находится в Москве. В Москве очень высокая конкуренция, причем в любых областях, но я уверена, что и возможностей для развития бизнеса здесь больше. Москва – это город контрастов, в том числе и в плане бизнеса. С одной стороны, в столице всё происходит очень быстро: быстро меняются тенденции на рынке, быстро меняются партнёры и заказчики, быстро меняются требования к работе и пожелания клиента, быстро выполняются заказы, быстро назначаются встречи. Ты к этому привыкаешь, а потом сталкиваешься с крупной компанией, с которой всю жизнь мечтал работать, и тебя словно выбрасывает на несколько лет назад. Ты неделями ждёшь пока согласуют договор, пока тебе дадут ТЗ, пока рассмотрят твоё предложение. Но мне стало легче воспринимать это после того, как я съездила в Испанию в деловую поездку. Испанцы открытые, гостеприимные, потрясающие люди, но строить бизнес – удовольствие еще то! Они могут пригласить тебя на деловой ужин в 20:00 вечера и не прийти, потому что планы изменились.
Бизнес-советы Алёны Нариньяни:
1) Никогда не сдавайтесь. Это, пожалуй, самый дельный совет. Даже когда всё идёт не так, и очень хочется плюнуть на всё и спалить то, что ты построил, а потом сесть плакать на пепелище – не сдавайтесь! Ситуация меняется каждую минуту и нужно просто успокоиться, чтобы увидеть возможность для вас и вашего бизнеса, которая есть всегда!
2) Не ищите сложных решений. Самые простые пути, как правило, оказываются самыми действенными. Не усложняйте жизнь себе и своим заказчикам, не разводите бюрократию. Старайтесь решать все возникающие вопросы предельно просто и быстро.
3) Развивайтесь. Не забывайте о собственной компании, даже если сейчас всё хорошо и у вас полно клиентов – делайте задел на будущее, помогайте вашей компании стать известной, занимайтесь брендингом – таким образом вы подстрахуете себя на случай изменений рынка».