Саратовская область стала 16-м регионом, в котором реализуется проект «Бизнес-Успех». В исследовании приняло участие 41 муниципальное образование из 42 действующих на территории региона (исключением стал ЗАТО Михайловский).
Вступительное слово
Мы представляем вам результаты очередного этапа серии исследований малого бизнеса в разрезе муниципальных образований регионов России – рейтинг Саратовской области.
Рейтинг муниципалитетов – исследование позволяющее оценить развитие малого предпринимательства, а также действие власти по его поддержке на местном уровне. Основная цель проекта – повысить активность муниципальной власти в развитии малого бизнеса.
Именно на местном уровне представителям власти приходится работать непосредственно с предпринимателями и именно здесь результаты деятельности бизнеса имеют наибольшее значение для социально-экономического развития территорий.
Данное исследование проводится уже второй год. В прошлом году нами был оценен предпринимательский климат в муниципальных образованиях 8 регионов. На основе чего были выявлены успешные практики активности администраций муниципальных районов и городских округов по поддержке субъектов малого предпринимательства.
Популяризация подобного опыта позволит администрациям муниципальных образований сформировать свою политику в области поддержки предпринимательства, учитывая успешную практику, то есть более эффективно.
Данное исследование актуально не только для представителей различных уровней власти, но и для инвесторов, так как позволяет детально изучить бизнес-среду и инвестиционную привлекательность региона и муниципальных образований.
Мы намерены продолжать исследование малого бизнес в регионах России и следить за развитием малого предпринимательства. Результаты этой работы в следующих отчетах ОПОРЫ-КРЕДИТ.
А.В. Бречалов
1. Введение
Саратовская область стала 16-м регионом, в котором реализуется проект «Бизнес-Успех».
В исследовании приняло участие 41 муниципальное образование из 42 действующих на территории региона (исключением стал ЗАТО Михайловский). Городской округ Саратов как региональный центр принял участие в исследовании наряду с другими муниципальными образованиями области.
Все участники исследования предоставили данные (анкеты), характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства на своей территории, а также муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса. На основе сопоставления полученных данных и оценки реализуемых на территории муниципальных образований программ были определены победители в трех номинациях.
2. Саратовская область: общая информация
Согласно исследованию общественной организации ОПОРА РОССИИ в рамках проекта “Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011”, Саратовская область занимает 33-е место среди 40 крупнейших регионов, принявших участие в исследовании.
По данным Сплошного федерального статистического наблюдения 2011 года, проведенного Федеральной службой государственной статистики, Саратовская область занимает 26-е место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном значении среди всех регионов России с результатом 60,5 тыс. субъектов МСП в 2010 году (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, приостановивших и не начавших деятельность). А также 7 место в Приволжском федеральном округе. По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу населения Саратовской область с показателем 24 ед., занимает низкие позиции, как по России, так и по Приволжскому федеральному округу (75 и 14 соответственно).
На территории региона действуют 38 433 индивидуальных предпринимателя и 22 029 юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, из них:
369 средних предприятий
3 708 малых предприятий (без учета микропредприятий)
56 385 микропредприятий
По объему выручки, инвестиций в основной капитал и численности замещенных рабочих мест (302 246 млн руб., 9 755 млн руб. и 285,1 тыс. чел. соответственно) Саратовская область занимает средние позиции, как в Приволжском федеральном округе (6-10е места по трем показателям), так и в целом по стране (28, 34 и 6 места соответственно).
По данным Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на начало 2012 года в Саратовской области действуют:
9 кредитных организаций;
64 филиала кредитных организаций;
279 дополнительных офисов;
429 операционных касс вне кассового узла;
20 кредитно-кассовых офисов;
85 операционных офисов.
Согласно исследованию МСП Банка Саратовская область занимает 21 место в России по индексу участия региона в Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с показателем 34,4. Индекс характеризует степень доступности финансовых ресурсов, выделяемых для малых и средних предприятий каждого региона, косвенно отражает интерес банков и организаций инфраструктуры к финансированию сектора МСП в регионе, а также позволяет оценить работу банков и организаций инфраструктуры поддержки МСП в части привлечения дополнительных ресурсов для работы в этом сегменте финансового рынка.
Кластер: Средние. Слабое, но равномерное развитие по всем направлениям Программы Банка.
Кластер по блокам “Банки” и “Организации инфраструктуры”: Средний уровень активности участия в программе банков и низкий - организаций инфраструктуры. Достаточно низко развиты и банковское кредитование, и поддержка МСП через организации инфраструктуры, но все же направление банковского кредитования преобладает.
Кластер по Индексу и уровню развития МСП: высокое значение индекса при высоком уровне развития сектора МСП. Что свидетельствует о том, что в регионе необходимо сохранить достигнутые позиции и наращивать объемы поддержки по существующим направлениям поддержки. Данные регионы имеют прекрасную возможность для внедрения новых продуктов.
Численность населения Саратовской области сокращается, так в 2012 году она составила 2 501 тыс. чел., что на 0,8% чем в 2011 году. Численность экономически активного населения в 2011 году составила 1 356,6 тыс. чел., что на 3,7% меньше показателя 2010 года (1 408,5 тыс. чел.) При этом численность безработных сокращается несколько быстрее - на 6,4% за тот же период (18,7 тыс. чел. в 2010 г. и 17,5 тыс. чел. в 2011 г.).
Валовой региональный продукт Саратовской области демонстрирует стабильный рост, начиная с 2009 года (2,1% роста за 2010 г., 8,5% - за 2011 г.), по предварительным расчетам в 2011 году ВРП региона составил 410,9 млрд руб. (1)
Средняя заработная плата работников МСП в 2010 году составила 9 604,7 руб., что на 12,4% превосходит показатели 2009 года (8 545,3 руб.). За этот же период объем налоговых поступлений от субъектов МСП по специальным налоговым режимам увеличился на 15% (до 2 748,9 млн руб. в 2010 г.). Доля занятых в сфере МСП в общем кол-ве занятых в 2010 году составила 24,7%. (2)
Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса в регионе (3)
Показатель |
ед. |
2008 |
2010 |
3. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне
Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2011 годы
Объем финансирования целевой программы 2008-2011 гг. составил 740 млн руб. (208 млн руб. из областного бюджета, 532 из федерального). Программа включает в себя 30 мероприятий финансовой и нефинансовой поддержки.
Оценка эффективности:
При плановом росте показателя вклада субъектов МСП в ВРП на уровне 17,0% процентов к 2010 году фактический показатель составил 26,4%;
Количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку, прогнозировалось на уровне 400 в 2010 году, в результате реализации программы финансовую поддержку получили 550 предпринимателей;
Объем привлеченных заемных субъектами МСП средств, заявленный в программе, соответствует достигнутому (1,5 млрд руб.).
Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2012-2105 годы
Расчетный объем финансирования целевой программы за счет бюджетов трех уровней составляет 1 792 млн руб. (из федерального бюджета - 1 381,9 млн руб.; из областного бюджета - 402,2 млн руб.; из местных бюджетов - 7,9 млн руб.).
Программа включает в себя 37 мероприятий направленных на развитие предпринимательства на территории региона. В рамках программы предусматривается поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП, что не предусматривалось в ранее реализованной программе. За весь период реализация программы планируется направить 117 млн руб. в МО области для реализация муниципальных программ поддержки предпринимательства.
Программа предусматривает улучшения целого ряда целевых индикаторов, в том числе вклада МСП в ВРП, доли занятых в сфере МСП и др. Наиболее существенные из них:
Повысить среднюю заработную плату работников МСП до 20 тыс. руб. к 2015 году;
Увеличить кол-во субъектов МСП, получающих финансовую поддержку в рамках программы до 1 361 в год;
Повысить объем произведенной инновационной продукции субъектами МСП с 85 до 130 млн руб.;
Создать 3 405 рабочих мест;
Увеличить кол-во получателей микрозаймов до 200 субъектов МСП, а получателей гарантий по кредитам - до 600.
В реализацию программы вовлечены все объекты региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, список которых представлен ниже:
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области
Был утвержден Министерством экономического развития и торговли Саратовской области в 2006 году с уставным капиталом 140 млн руб. (по 70 млн руб. за счет средств федерального и областного бюджетов). В 2007 году фонд перешел под управление "ВТБ - Управление активами", который удвоил объем фонда за счет собственных средств.
Фонд предоставляет средства в объеме до 75% необходимых инвестиций на сумму не более 25 млн руб. (на первом этапе инвестирования).
Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области
Был утвержден Министерством экономического развития и торговли Саратовской области в 2007 году с размером уставного капитала 75 млн руб.
Гарантийный фонд обеспечивает до 50% суммы полученного субъектом МСП в одном из 36 банков-партнеров кредита. Размер вознаграждения за пользование услугами фонда от 0,9% до 2% суммы поручительства.
Фонд предъявляет требования к цели получения кредита, по которому предоставляются гарантии: расширение производства, приобретение и модернизация основных средств, инновационная деятельность, торговля и предоставление услуг и др.
В 2011 году Фонд заключил 89 договоров поручительства на общую сумму более 135 млн руб., что позволило привлечь в экономику региона 395 млн руб. Вознаграждение, полученное фондом в 2011 году, составило 4 млн руб. По состоянию на начало 2012 года фонд располагает суммой в 125 млн руб.
Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области
Фонд был утвержден Министерством экономического развития и торговли Саратовской области в 2009 году с уставным капиталом 75 млн руб. Фонд предоставляет займы субъектам МСП на сумму до 1 млн руб. сроком до 3-х лет по ставке от 10% до 12% годовых. Займы предоставляются по различным направлениям для решения той или иной задачи.
В 2010 году субъектам МСП было предоставлено 67 микрозаймов на общую сумму 45 млн руб., при этом 25 займов суммой 18 млн руб. было предоставлено предпринимателям в области производства.
Бизнес-инкубатор Саратовской области
На территории региона действуют 2 бизнес-инкубатора (Областной в городе Саратов и муниципальный в городе Балаково).
В областном бизнес-инкубаторе общей площадью 2,5 тыс. кв. м. предпринимателям предоставляются офисные и производственные помещения площадью до 55 м. кв.
Предпринимателям, прошедшим конкурсный отбор, предоставляется возможность льготно арендовать помещение сроком на 3 года (в первый год аренды - 20% от рыночной стоимости аренды; во второй год - 40%; в третий год - 60%).
Став резидентом бизнес-инкубатора, предприниматель получает не только помещение соответствующей площади со всей необходимой техникой и коммуникациями, но также целый ряд дополнительных услуг (консультирование, обучение, доступ к конференц-залу и др.).
Европейский Информационный Консультационный Центр в Саратовской области
Наряду с другими региональными отделениями ЕИКЦ, центр оказывает помощь субъектам МСП в поиске партнеров на территории РФ и Евросоюза, в том числе: распространяет информацию о действующих на территории Саратовской области предприятиях и их услугах, осуществляет обмен коммерческими предложениями, содействует организации переговоров и др.
Европейский Информационно-Консультационный Центр действует на базе Бизнес-инкубатора Саратовской области.
4. Поддержка малого бизнеса на местном уровне
4.1 Инвестиционный климат
Диаграмма 1. Инвестиционная активность в муниципальных образованиях
Отсутствуют данные: Александрово-Гайский, Аткарский, Вольский, Екатериновский, Ивантеевский, Краснокутский, Краснопартизанский, Перелюбский, Питерский, Ровенский, Самойловский, Советский и Турковский муниципальные районы, а также городской округ Саратов, ЗАТО Светлый и ЗАТО Шиханы.
Лидером по данному показателю является Энгельсский муниципальный район, на территории которого реализуются 4 инвестиционных проекта, предусматривающих создание предприятий с общим оборотом более 1,8 млрд руб. и обеспечение занятости более 276 человек.
На территории Балашовского муниципального района, также высоко отмеченного по данному показателю, реализуется 6 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 5 млрд руб., в ходе реализации которых будет создано 695 рабочих мест.
Диаграмма 2. Распределение муниципальных образований по количеству реализуемых инвестиционных проектов:
Всего на территории Саратовской области реализуются 186 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 31,9 млрд руб., предусматривающих создание 7,8 тыс. рабочих мест и обеспечение ежегодного оборота в объеме 4,9 млрд руб. При этом большая часть проектов реализуется на собственные средства предприятий, что свидетельствует о большом потенциале развития института кредитования бизнеса в региона.
Наибольшее количество рабочих мест (более 800) обеспечивает проект, реализуемый на территории Марксовского района, предусматривающий модернизацию предприятия по производству молока: объем инвестиций - 43 млн руб., оборот - 2,5 млн руб.
Диаграмма 3. Распределение инвестиций по источникам
4.2 Инфраструктура поддержи
Диаграмма 4. Инфраструктурная поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях
Отсутствуют данные: Аткарский, Балтайский, Краснопартизанский, Ровенский, Саратовский и Советский муниципальные районы.
На территории Лысогорского муниципального района, лидирующего по данному показателю, администрация реализует большинство механизмов поддержки предпринимательства своими силами, так за изучаемый период (2009-2011 гг.) предпринимателям было оказано 279 консультаций, которые позволили создать 223 субъекта МСП. За тот же период была выдана 21 субсидия в объеме более 8,5 млн руб.
Диаграмма 5. Распределение организаций инфраструктуры по направлениям поддержки
Большинство объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства оказывают информационно-консультационную поддержку, за изучаемый период данными объектами было оказано более 36 тыс. консультаций, что позволило создать более 7 тыс. субъектов МСП. Также практически в каждом муниципальном образовании действуют координационные советы по развитию предпринимательства при главах администраций и законодательных собраниях, что характеризует высокую заинтересованность власти в диалоге с предпринимателями в муниципальных образованиях. 11 организаций оказывают финансовую поддержку, что позволило выдать субсидии более 2 тыс. предпринимателям на сумму более 317 млн руб.
4.3 Муниципальные программы поддержки малого бизнеса
Диаграмма 6. Финансирование программ поддержки субъектов МСП
Примечание: целевые программы поддержки предпринимательства были оценены на основе объемов финансирования программ и качественной оценки каждой программы.
По данному показателю среди муниципальных образований региона лидирует Вольский район на территории которого реализуется долгосрочная программа поддержки предпринимательства с общим объемом финансирования в 9 млн руб. на период 2012-2014 гг. (за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов). Целевая программа включает в себя целый ряд финансовых и нефинансовых механизмов поддержки предпринимательства, использование которых позволит увеличить количество субъектов МПС на 13% и обеспечить 2,5 тыс. рабочих мест.
В среднем по региону каждое муниципальное образование тратит на поддержку предпринимательства 170 тыс. руб. ежегодно. В трех муниципальных образованиях нет действующей программы поддержки предпринимательства.
4.4 Льготная приватизация
Диаграмма 7. Льготная приватизация муниципального имущества субъектам МСП
Отсутствуют данные: Вольский, Воскресенский, Духовницкий, Екатериновский, Ивантеевский, Калининский, Краснокутский, Лысогорский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Питерский, Ровенский, Самойловский, Советский, Турковский, Федоровский и Хвалынский муниципальные районы
Льготная приватизация, как один из механизмов поддержки предпринимательства, также активно реализуется муниципальными образованиями Саратовской области. Лидером по данному показателю является региональный центр. Среди других муниципальных образований наиболее выдающиеся показатели демонстрирует Энгельсский муниципальный район.. За изучаемый период предпринимателями области было льготно приватизировано 59 объектов (из 191 для этого предназначенных) общей площадью более 5,7 тыс. чел. и стоимостью 142 млн руб.
В целом по региону приватизируется менее половины объектов для этого предназначенных, что свидетельствует о наличии потенциала для наращивания объемов льготной приватизации.
Таблица 2. Итоги льготной приватизации муниципального имущества субъектами малого бизнеса
Наименование показателя |
ед. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
На 1 СМСП |
Количество объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП |
ед. |
131 |
213 |
174 |
89 |
607 |
0,020400618 |
Количество выкупленных в результате реализации закона объектов |
ед. |
16 |
99 |
78 |
54 |
247 |
0,008301405 |
Общая площадь объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП |
кв. м |
74613 |
63250,12 |
151708,9 |
93900,3 |
383472,32 |
12,88809303 |
Общая площадь выкупленных в результате реализации закона помещений |
кв. м |
1992,9 |
9454,02 |
7644,9 |
5346,1 |
24437,92 |
0,821332258 |
Количество СМСП - арендаторов объектов, предусмотренных для отчуждения |
ед. |
109 |
187 |
162 |
88 |
546 |
0,018350474 |
Количество СМСП, выкупивших в результате реализации закона помещения |
ед. |
15 |
86 |
68 |
53 |
222 |
0,007461182 |
Общая стоимость выкупленных помещений |
тыс. руб. |
31367 |
139712,4 |
106816,3 |
108609,8 |
386505,5 |
12,99003495 |
Таблица 3. Перечень отчуждаемого имущества
Наименование показателя |
ед. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
На 1 СМСП |
Количество объектов, включённых в Перечень |
ед. |
53 |
153 |
129 |
156 |
491 |
0,016501983 |
Общая площадь объектов, включённых в Перечень |
кв.м |
3028,09 |
16707,09 |
13238,63 |
19666,23 |
52640,04 |
1,769175237 |
Количество СМСП-арендаторов - получателей поддержки |
ед. |
32 |
36 |
31 |
31 |
130 |
0,00436916 |
4.5 Муниципальные закупки у малого бизнеса
Диаграмма 8. Доля муниципальных закупок у субъектов МСП
Отсутствуют данные: Духовницкий, Саратовский и Федоровский муниципальные районы, а также ЗАТО Шиханы
Дергачевский район, лидирующий по данному показателю, демонстрирует норму муниципальных закупок соответствующую федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в 2012 году она составила 10% или 12,7 млн руб.. Нами был особо отмечен стабильный рост доли закупок, по полученным данным в 2009 году данная норма составляла менее 1% или 1,2 млн руб. в абсолютном значении.
Наиболее высокая доля муниципальных закупок, реализованных у субъектов МСП, характерна для Балтайского района, в 2012 году она составила 58,1% или 50,6 млн руб. в 2012 году. Стоит отметить, что объем закупок в муниципальном районе значительно сократился по сравнению с показателем 2011 года на 27%.
Диаграмма 9. Динамика муниципальных закупок у субъектов МСП
В целом по региону динамика муниципальных закупок демонстрирует рост в долгосрочной перспективе. В 2012 году данный показатель составил 17,1%.
4.6 Локальное законодательство
Таблица 4. Законодательная активность в сфере малого бизнеса в муниципальных образованиях
Высокая законотворческая активность |
Средняя законотворческая активность |
Низкая законотворческая активность |
Лидером по данному показателю является Балаковский район, который нормативно закрепил не только программу поддержки предпринимательства и порядки получения поддержки в ее рамках, но также установил льготные ставки на земельный налог для предпринимателей в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
На местном уровне администрациями муниципальных образований приняты 38 нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МСП и их поддержку (1,5 НПА на 1 муниципальное образование, предоставившее данные об утвержденных документах).
5. Муниципалитеты-лидеры конкурса
5.1. Региональный центр
Городской округ Саратов
Саратовский городской округ, как и положено региональному центру, характеризуется развитым предпринимательством. Среди муниципальных образований области он занимает лидирующие позиции по развитию предпринимательства при учете абсолютных показателей.
Количество субъектов предпринимательства за 2010 год увеличилось на 16,7% до 1 692 в 2011 году. За тот же период численность занятых в секторе выросло на 2,9% и достигла 52,3 тыс. чел. Особо выдающуюся динамику демонстрируют показатели инвестиций и выручки субъектов МСП, которые за период 2009-2011 год выросли на 141,1% и 74,2% и достигли 38,9 млн руб. и 83 663,8 млн руб. в 2011 году.
Подобные результаты стали возможными благодаря активности администрации города и выгодному положению регионального центра.
На территории городского округа расположено большинство объектов региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства. За период 2010-2012 гг. предпринимателям города было оказано 610 консультаций, что позволило создать 394 субъекта МСП.
В 2012 году субъектами предпринимательства были реализованы государственные заказы на общую сумму более 402,6 млн руб. или 10,9%, что на 39,7 млн руб. больше чем в 2011 году.
В городском округе активно реализуется льготная приватизация, так за период 2009-2011 гг. предпринимателями были выкуплены 130 из 140 объектов для этого предусмотренных общей площадью 11,5 тыс. кв. м. и стоимостью 197 млн руб.
5.2. Индекс Динамики развития малого и среднего предпринимательства
Муниципальные образования |
Количество субъектов МСП в МО |
Числен-ность занятых в МСП |
Объём налоговых поступлений от МСП |
Инвестиции в основной капитал субъектов МСП |
Выручка от реализации субъектов МСП |
Сумма |
Дергаческий район |
14 |
2 |
1 |
28 |
4 |
49 |
город Саратов |
10 |
15 |
15 |
6 |
5 |
51 |
Воскресенский район |
3 |
6 |
7 |
29 |
8 |
53 |
Энгельсский район |
7 |
5 |
4 |
20 |
21 |
57 |
Татищевский район |
17 |
7 |
11 |
18 |
6 |
59 |
Духовницкий район |
2 |
4 |
17 |
26 |
16 |
65 |
Краснокутский район |
27 |
11 |
21 |
1 |
10 |
70 |
Александрово-Гайский район |
15 |
22 |
2 |
32 |
7 |
78 |
Турковский район |
4 |
8 |
31 |
11 |
25 |
79 |
Аткарский район |
1 |
31 |
19 |
17 |
14 |
82 |
Вольский район |
12 |
1 |
18 |
25 |
29 |
85 |
Балаковский район |
8 |
36 |
6 |
4 |
32 |
86 |
Красноармейский район |
23 |
12 |
8 |
21 |
23 |
87 |
Советский район |
5 |
9 |
5 |
32 |
36 |
87 |
Лысогорский район |
6 |
17 |
29 |
16 |
20 |
88 |
Базарно-Карабулакский район |
13 |
13 |
24 |
32 |
9 |
91 |
Аркадакский район |
18 |
23 |
26 |
22 |
3 |
92 |
ЗАТО Светлый |
9 |
16 |
3 |
32 |
33 |
93 |
Петровский район |
29 |
18 |
9 |
19 |
18 |
93 |
Самойловский район |
22 |
19 |
30 |
5 |
17 |
93 |
Екатериновский район |
16 |
25 |
23 |
8 |
27 |
99 |
Новобурасский район |
26 |
27 |
33 |
3 |
12 |
101 |
Балтайский район |
11 |
14 |
35 |
31 |
13 |
104 |
Ртищевский район |
37 |
21 |
22 |
14 |
11 |
105 |
Марксовский район |
30 |
10 |
16 |
32 |
22 |
110 |
Ивантеевский район |
34 |
32 |
14 |
7 |
26 |
113 |
Федоровский район |
40 |
3 |
13 |
30 |
28 |
114 |
Балашовский район |
21 |
28 |
37 |
32 |
1 |
119 |
Пугачевский район |
25 |
24 |
12 |
24 |
35 |
120 |
Ровенский район |
28 |
35 |
20 |
15 |
24 |
122 |
Новоузенский район |
35 |
39 |
27 |
23 |
2 |
126 |
Романовский район |
33 |
20 |
34 |
13 |
30 |
130 |
Ершовский район |
41 |
38 |
32 |
9 |
19 |
139 |
Хвалынский район |
32 |
29 |
36 |
12 |
31 |
140 |
Краснопартизанский район |
39 |
34 |
25 |
10 |
36 |
144 |
Перелюбский район |
36 |
30 |
10 |
32 |
36 |
144 |
Саратовский район |
20 |
40 |
37 |
32 |
15 |
144 |
Питерский район |
19 |
37 |
28 |
27 |
34 |
145 |
Калининский район |
38 |
33 |
37 |
2 |
36 |
146 |
Озинский район |
31 |
26 |
37 |
32 |
36 |
162 |
ЗАТО Шиханы |
24 |
40 |
37 |
32 |
36 |
169 |
Дергаческий муниципальный район
Количество субъектов предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования за 2009-2011 гг., увеличилось на 12,7% до 479 ед. Численность занятых в сфере МСП за тот же период выросла на 50,0% или 400 чел. в абсолютном значении.
Объем налоговых поступлений и выручка субъектов МСП увеличились на 105,5% и 81,4% соответственно, достигнув 53,8 млн руб. и 390 млн. руб.
На территории муниципального образования на разной стадии завершения находятся 6 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования за счет собственных, заемных и других средств 8,6 млн руб., в рамках проектов предполагается создание 289 рабочих мест и предприятий с ежегодным оборотом боле 8 млн руб.
На территории муниципального района реализуется целевая программа поддержки предпринимательства на 2012-2015 гг. На ее реализацию из федерального, регионального и муниципального бюджета планируется выделить более 7 млн руб. В соответствие с программой вклад малого и среднего предпринимательства в валовой продукт муниципального образования должен вырасти с 25% до 50% за время ее реализации.
Поддержку предпринимателям района, наряду с администрацией, оказывает бизнес-инкубатор, венчурный и гарантийный фонды.
5.3. Индекс административной поддержки предпринимательства
Муниципальное образование |
Инфра-структура поддержки |
Программы поддержки предпринима-тельства |
Направле-ния НПА |
Льготная Прива-тизация |
Муниципаль-ные закупки |
Сумма |
Балаковский район |
2 |
4 |
2 |
5 |
7 |
20 |
Дергаческий район |
3 |
2 |
5 |
10 |
1 |
21 |
Александрово-Гайский район |
20 |
8 |
9 |
8 |
10 |
55 |
Хвалынский район |
8 |
11 |
9 |
23 |
9 |
60 |
Базарно-Карабулакский район |
7 |
34 |
1 |
14 |
5 |
61 |
Ивантеевский район |
28 |
6 |
2 |
23 |
2 |
61 |
Лысогорский район |
1 |
5 |
26 |
23 |
12 |
67 |
Пугачевский район |
5 |
24 |
5 |
17 |
22 |
73 |
Турковский район |
15 |
12 |
9 |
23 |
15 |
74 |
ЗАТО Светлый |
10 |
9 |
26 |
4 |
26 |
75 |
Вольский район |
13 |
1 |
9 |
23 |
30 |
76 |
город Саратов |
11 |
38 |
5 |
1 |
23 |
78 |
Петровский район |
18 |
25 |
9 |
19 |
8 |
79 |
Озинский район |
6 |
22 |
2 |
23 |
31 |
84 |
Новоузенский район |
30 |
20 |
9 |
23 |
6 |
88 |
Энгельсский район |
9 |
35 |
26 |
2 |
16 |
88 |
Перелюбский район |
33 |
23 |
9 |
23 |
3 |
91 |
Романовский район |
17 |
21 |
9 |
11 |
33 |
91 |
Аркадакский район |
19 |
33 |
9 |
20 |
11 |
92 |
Балашовский район |
27 |
30 |
26 |
7 |
4 |
94 |
Новобурасский район |
22 |
3 |
26 |
23 |
27 |
101 |
Красноармейский район |
26 |
16 |
26 |
21 |
14 |
103 |
Самойловский район |
16 |
13 |
26 |
23 |
28 |
106 |
Татищевский район |
32 |
19 |
26 |
13 |
17 |
107 |
Аткарский район |
36 |
17 |
9 |
9 |
37 |
108 |
Воскресенский район |
14 |
26 |
9 |
23 |
36 |
108 |
Питерский район |
12 |
32 |
9 |
23 |
32 |
108 |
Федоровский район |
31 |
7 |
9 |
23 |
38 |
108 |
Марксовский район |
35 |
28 |
9 |
12 |
25 |
109 |
Екатериновский район |
4 |
38 |
26 |
23 |
19 |
110 |
Ртищевский район |
34 |
27 |
9 |
6 |
34 |
110 |
Балтайский район |
36 |
36 |
5 |
18 |
18 |
113 |
Калининский район |
25 |
18 |
26 |
23 |
21 |
113 |
Саратовский район |
36 |
10 |
26 |
3 |
38 |
113 |
Советский район |
36 |
14 |
9 |
23 |
35 |
117 |
Ровенский район |
36 |
15 |
26 |
23 |
20 |
120 |
Духовницкий район |
21 |
31 |
9 |
23 |
38 |
122 |
Ершовский район |
23 |
29 |
26 |
16 |
29 |
123 |
Краснопартизанский район |
36 |
37 |
26 |
22 |
13 |
134 |
Краснокутский район |
29 |
38 |
26 |
23 |
24 |
140 |
ЗАТО Шиханы |
24 |
38 |
26 |
15 |
38 |
141 |
Балаковский муниципальный район
На территории муниципального образования реализуется программа поддержки предпринимательства, которая предусматривает финансирование в объеме 7,7 млн руб. в 2012 году (793 тыс. руб. из муниципального бюджета, 4 226 тыс. руб. из регионального бюджета, 2 662 тыс. руб. из федерального бюджета). За 2009-2011 гг. на реализацию программы были израсходованы 63,6 млн руб. (1 516 тыс. руб., 30 097 тыс. руб. и 31 943 тыс. руб. соответственно).
Ранее реализованная программа позволила существенно увеличить показатели деятельности субъектов МСП. Объем налоговых поступлений от субъектов МСП за 2009-2011 гг. увеличился на 35,6% или 62,5 млн руб. За тот же период объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП вырос на 318,9% или 228,7 млн руб.
Поддержку предпринимателям оказывает действующий на территории район бизнес-инкубатор, резидентами которого являются 28 субъектов МСП (по состоянию на начало 2012 года) с общим оборотом более 5,8 млн руб.
5.4. Итоговый рейтинг
Муниципальное образование |
Индекс Адм поддержки |
Индекс динамики МСП |
Индекс состояния МСП |
Инвестиции |
Сумма |
Энгельсский район |
15 |
4 |
10 |
1 |
30 |
Дергаческий район |
2 |
1 |
18 |
10 |
31 |
Татищевский район |
24 |
5 |
9 |
2 |
40 |
Турковский район |
9 |
9 |
2 |
26 |
46 |
Александрово-Гайский район |
3 |
8 |
11 |
26 |
48 |
Лысогорский район |
7 |
15 |
12 |
15 |
49 |
Балаковский район |
1 |
12 |
32 |
6 |
51 |
Базарно-Карабулакский район |
5 |
16 |
25 |
7 |
53 |
Аркадакский район |
19 |
17 |
1 |
19 |
56 |
Петровский район |
13 |
18 |
20 |
8 |
59 |
Ивантеевский район |
5 |
26 |
5 |
26 |
62 |
Пугачевский район |
8 |
29 |
17 |
12 |
66 |
Балашовский район |
20 |
28 |
19 |
3 |
70 |
Духовницкий район |
37 |
6 |
6 |
21 |
70 |
Марксовский район |
29 |
25 |
13 |
4 |
71 |
Самойловский район |
23 |
18 |
4 |
26 |
71 |
Воскресенский район |
25 |
3 |
24 |
22 |
74 |
Хвалынский район |
4 |
34 |
21 |
16 |
75 |
Федоровский район |
25 |
27 |
14 |
11 |
77 |
Романовский район |
17 |
32 |
3 |
25 |
77 |
город Саратов |
12 |
2 |
39 |
26 |
79 |
Красноармейский район |
22 |
13 |
28 |
20 |
83 |
Вольский район |
11 |
11 |
35 |
26 |
83 |
Ершовский район |
38 |
33 |
7 |
9 |
87 |
Балтайский район |
32 |
23 |
16 |
17 |
88 |
Краснокутский район |
40 |
7 |
15 |
26 |
88 |
Новоузенский район |
15 |
31 |
29 |
14 |
89 |
ЗАТО Светлый |
10 |
18 |
38 |
26 |
92 |
Аткарский район |
25 |
10 |
33 |
26 |
94 |
Новобурасский район |
21 |
22 |
30 |
23 |
96 |
Озинский район |
14 |
40 |
41 |
5 |
100 |
Екатериновский район |
30 |
21 |
23 |
26 |
100 |
Ровенский район |
36 |
30 |
8 |
26 |
100 |
Советский район |
35 |
13 |
26 |
26 |
100 |
Калининский район |
32 |
39 |
22 |
18 |
111 |
Саратовский район |
32 |
35 |
34 |
13 |
114 |
Перелюбский район |
17 |
35 |
36 |
26 |
114 |
Ртищевский район |
30 |
24 |
37 |
24 |
115 |
Питерский район |
25 |
38 |
27 |
26 |
116 |
Краснопартизанский район |
39 |
35 |
31 |
26 |
131 |
ЗАТО Шиханы |
41 |
41 |
40 |
26 |
148 |
Энгельсский муниципальный район
Администрацией муниципального образования реализуется программа поддержки предпринимательства на 2002-2013 гг. с общим объемом финансирования более 9,3 млн руб. (7,6 млн руб. за счет областного бюджета). Программа предусматривает целый ряд финансовых и нефинансовых механизмов поддержки предпринимательства, так за период реализации планируется оказать 500 консультаций субъектам МСП и выделить субсидии на общую сумму 9,2 млн руб.
Муниципальное образование характеризуется высокими темпами развития малого и среднего предпринимательства. Так количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территории муниципального образования за изучаемый период, увеличилось на 22,8%, достигнув 1 170 ед. в 2012 году, за тот же период численность занятых в секторе МСП выросла на 25,3% и составила 6,1 тыс. чел.
Объем налоговых поступлений, инвестиций в основной капитал и выручки субъектов МСП увеличился на 47,6%, 7,1% и 33,3% соответственно (до 680,9 млн руб., 77,5 млн руб. и 8 893,7 млн руб.).
Все это определило лидерство Энгельсского муниципального района в рейтинге муниципальных образований Саратовской области по развитию малого и среднего предпринимательства, составленного на основе проведенного исследования.
6. Приложение
Диаграмма 10. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед.)
Диаграмма 11. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед. на тыс. жителей)
Диаграмма 12. Численность занятых в МСП в региональном разрезе в 2010 году (тыс. чел.)
Диаграмма 13. Оборот субъектов МСП в 2010 году (млн руб.)
Диаграмма 14. Инвестиции в основной капитал МСП в 2010 году (млн руб.)
(1) По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистике по Саратовской области
(2) В соответствие с данными долгосрочной целевой программы “Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2012-2105 годы”
(3) По данным Федеральной службы государственной статистики