Регистрация на форум



Заявка на конкурс



Конференция для муниципалитетов

Ростовская область: исследование

Согласно рейтингу, составленному общественной организацией ОПОРА РОССИИ в рамках проекта “Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011”, Ростовская область занимает 39-е место среди 40 крупнейших регионов, принявших участие в исследовании.

Вступительное слово

Мы представляем вам результаты очередного этапа серии исследований малого бизнеса в разрезе муниципальных образований регионов России – рейтинг Ростовской области.

Рейтинг муниципалитетов – исследование позволяющее оценить развитие малого предпринимательства, а также действие власти по его поддержки на местном уровне. Основная цель проекта – повысить активность муниципальной власти в развитии малого бизнеса.

Именно на местном уровне представителям власти приходится работать непосредственно с предпринимателями и именно здесь результаты деятельности бизнеса имеют наибольшее значение для социально-экономического развития территорий.

Данное исследование проводится уже второй год. В прошлом году нами был оценен предпринимательский климат в муниципальных образованиях 8 регионах. На основе чего были выявлены успешные практики активности администраций муниципальных районов и городских округов по поддержке субъектов малого предпринимательства.

Популяризация подобного опыта позволит администрациям муниципальных образований формировать свою политику в области поддержки предпринимательства, учитывая успешную практику, то есть более эффективно.

Данное исследование актуально не только для представителей различных уровней власти, но и для инвесторов, так как позволяет детально изучить бизнес-среду и инвестиционную привлекательность региона и муниципальных образований.

Мы намерены продолжать исследование малого бизнес в регионах России и следить за развитием малого предпринимательства. Результаты этой работы в следующих отчетах ОПОРЫ-КРЕДИТ.

А.В. Бречалов



В исследовании приняли участие все 55 муниципальных образований области, 12 из них являются городскими округами, 43 – муниципальными районами.

Городской округ Ростов-на-Дону как региональный центр принял участие в исследовании наряду с другими муниципальными образованиями области.



1. Малый бизнес в Ростовской области

1.1 Ростовская область

Территория: 100 967 км. кв.

Население: 4 279,2 тыс. чел.

55 муниципальных образований (12 городских округов и 43 муниципальных района)

Согласно рейтингу, составленному общественной организацией ОПОРА РОССИИ в рамках проекта “Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011”, Ростовская область занимает 39-е место среди 40 крупнейших регионов, принявших участие в исследовании.

По данным Сплошного федерального статистического наблюдения 2011 года, проведенного Федеральной службой государственной статистики, Ростовская область занимает

5-е место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном значении среди всех регионов России с результатом 144 тыс. субъектов МСП в 2010 году (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, приостановивших и не начавших деятельность). А также 2 место в Южном федеральном округе, уступая только Краснодарскому краю. По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу населения Ростовская область, с показателем 33 ед., также занимает средние позиции, как по федеральному округу, так и по России в целом (5 и 41 соответственно).

На территории региона действуют 106 312 индивидуальных предпринимателей и 37 724 юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, из них:

  • 746 средних предприятий

  • 7 496 малых предприятий (без учета микропредприятий)

  • 135 794 микропредприятий

По объему выручки, инвестиций в основной капитал и численности замещенных рабочих мест ( 780 952 млн руб., 20 444 млн руб. и 589,9 тыс. чел. соответственно) Ростовская область также занимает лидирующие позиции как в Южном федеральном округе (2е место по трем показателям), так и по стране в целом (7, 14 и 5 места соответственно).

Объем инвестиции в основной каптал предприятий (как малых, так и крупных) в первой половине 2012 года составил 65 553 млн руб.(1 185,8 млн руб. из них поступили из зарубежья), что на 16% больше чем за тот же период в 2011 году. Оборот предприятий области за тот же период составил 933 595 млн руб., что на 14% больше чем годом ранее.

Расходы консолидированного бюджета региона в 2010 году составили 125 447,1 млн руб. при доходах в объеме 123 192,9 млн руб..

Среднесписочная численность работников по состоянию на июнь 2012 году составляет 1 152 тыс. чел., что составляет 98% от показателей прошлого года. Среднемесячная заработная плата составила 19 304 руб. что на 15% больше чем в 2011 году.

По состоянию на июль 2012 года в области зарегистрировано 20,7 тыс. чел. безработных, что составляет 78% от показателей того же месяца 2011 года.

По данным Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на начало 2012 года в регионе действуют:

  • 4 кредитных организаций (из 45 по Южному федеральному органу)

  • 56 филиалов кредитных организаций (из 302)

  • 277 Дополнительных офисов (из 2568)

  • 282 Операционных касс вне кассового узла (из 663)

  • 42 Кредитно-кассовых офисов (из 191)

  • 102 Операционных офисов (из 410)

Согласно исследованию МСП Банка Ростовская область занимает 31 место в России по индексу участия региона в Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с показателем 32,7. Что характеризует степень доступности финансовых ресурсов, выделяемых для малых и средних предприятий каждого региона. Кроме того индекс косвенно отражает интерес банков и организаций инфраструктуры к финансированию сектора МСП в регионе, а также позволяет оценить работу банков и организаций инфраструктуры поддержки МСП в части привлечения дополнительных ресурсов для работы в этом сегменте финансового рынка.

Кластер : Средний

Регион вовлечен в программу ОАО “МСП Банка”, в области равномерно представлены направления поддержки предпринимательства.

Кластер по блокам “Банки” и “Организации инфраструктуры” : Средний уровень активности участия в программе банков и низкий - организации инфраструктуры

Достаточно низко развиты и банковское кредитование и поддержка МСП через организации инфраструктуры, но все же направление банковского кредитования преобладает.

Кластер по Индексу и уровню развития МСП : высокое значение индекса при высоком уровне развития сектора МСП

Что свидетельствует о том, что в регионе необходимо сохранить достигнутые позиции и наращивать объемы поддержки по существующим направлениям поддержки. Данные регионы имеют прекрасную возможность для внедрения новых продуктов.

Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса в регионе

Показатель

ед.

2008

2010

По данным Федеральной службы государственной статистики

1.2 Поддержка малого бизнеса на региональном уровне

Программа поддержки предпринимательства

На территории региона действует областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 – 2014 годы с финансированием за счет средств областного и федерального бюджета в объеме 2 393 млн руб. при этом 732 млн руб. приходятся на период 2012-2014 гг.

Крупная часть средств выделенных для реализации программы выделена на оказание на оплату консультаций для действующих или начинающих предпринимателей (11% или 28 млн руб. в 2011 году). 20% средств в том же году приходятся на долю прямой финансовой поддержки бизнеса.

Субсидии предоставляются субъектам МСП, осуществляющем свою деятельность в приоритетных сферах, так предприниматели могут рассчитывать на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения. В 2011 году на эти цели было направлено 10,0 млн. рублей. Субсидией воспользовались 160 субъектов малого предпринимательства.

По итогам 2011 года финансовую помощь на общую сумму 50,6 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 32,8 млн. рублей, получили 272 начинающих предпринимателя. В рамках реализации бизнес-проектов получателями поддержки 2011 года планируется создать более 600 рабочих мест.



Диаграмма 1. Распределение получателей поддержки в 2011 году по видам деятельности.

ростов 1

Софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства

Четвертый год муниципалитетам из средств областного и федерального бюджетов предоставляются межбюджетные трансферты для софинансирования мероприятий муниципальных программ. Главное условие софинансирования – расходование муниципальным образованием собственных средств на мероприятия Программы.

На указанные цели из средств Фонда софинансирования было предусмотрено 213,60 млн. рублей, в том числе 140,00 млн. рублей – средства федерального бюджета 2011 года, 8,60 млн. рублей – остатки средств федерального бюджета, сложившиеся на 1 января 2011 г., не использованные в 2010 году.

В 2011 году проведен конкурсный отбор муниципальных образований области на получение средств Фонда софинансирования расходов на реализацию мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. По результатам отбора средства распределены в объеме 205,3 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 140 млн. рублей среди 55 муниципальных образований области.

Кредитные кооперативы

По состоянию на начало 2012 года в регионе действуют 50 кредитных кооперативов, 43 из которых являются сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами. Общая численность пайщиков составляет около 11 тыс. человек. Общая сумма активов кредитной кооперации в 2011 году составила более 605 млн. руб.

По итогам деятельности кооперативов области за 2011 год было выдано более 8,4 тыс. займов на общую сумму более 972,4 млн. руб.

В рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы в 2011 году СПКК воспользовались следующими видами финансовой поддержки:

1) возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам и займам (16 СПКК, на общую сумму 6 110,6 тыс. руб.)

2) возмещение части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения, его обновления (7 СПКК, на общую сумму 164,8 тыс. руб.);

3) возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов (3 СПКК, на общую сумму 199,0 тыс. руб.).

В целях обеспечения доступа кредитных кооперативов к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга в 2009 году в области создан Гарантийный фонд. Создание областного Гарантийного фонда позволило решить проблему кооперативов, связанную с недостаточным обеспечением для привлечения внешних ресурсов.

В 2010 году 4 СКПК под поручительство Гарантийного фонда получили кредиты на общую сумму более 16 млн. рублей. В 2011 - 9 СКПК привлекли около 66 млн. рублей заемных средств.

НКО «Гарантийный фонд Ростовской области»

В 2011 году объем капитализации Фонда составила 716,7 млн. руб., при этом общий лимит возможных поручительств Фонда составил 1 505,1 млн. руб.

В 2011 году 3 субъекта малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность, из городов Ростова-на-Дону и Таганрога воспользовались поручительствами Гарантийного фонда Ростовской области на общую сумму 9,8 млн руб., что позволило им привлечь кредитные ресурсы на общую сумму 14 млн руб.

На 01.01.2012 действуют соглашения о сотрудничестве по вопросам предоставления Гарантийным фондом поручительств с 18 банками.

В соответствии с Регламентом предоставления поручительств НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» предоставляет поручительства субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита. Максимальный объем поручительства – 70% от размера обязательств заемщика, но не более 20 млн. рублей.

Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (НП «РРАПП»)

В рамках своей деятельности НП «РРАПП» оказывает комплекс услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области по вопросам развития, юридического и бухгалтерского сопровождения бизнеса, защиты и представления интересов предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, консалтинговой и методической поддержки организаций и предпринимателей региона, а также объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Агентство также оказывает содействие в развитии межрегиональных и международных связей, расширении круга деловых контактов субъектов предпринимательства Ростовской области. Для реализации этого направления с 2009 года на базе Агентства работает Евро Инфо Корреспондентский Центр

Ежегодно Агентство проводит серии семинаров для предпринимателей муниципальных образований Ростовской области, направленных на повышение уровня правовой грамотности владельцев и руководителей предприятий.

Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр

Ростовский Региональной ЕИКЦ на безвозмездной основе для экспортно-ориентированных предприятий предлагает следующие услуги:

а) содействие российским предприятиям в поиске партнеров среди европейских компаний для сотрудничества;

б) размещение предложений российских предприятий об установлении делового сотрудничества с европейскими компаниями в базе данных делового сотрудничества.

За 2011 год Ростовским региональным ЕИКЦ были оказаны следующие услуги:

1) составлено для 57 экспортно-ориентированного субъектов МСП профилей компании, с последующим размещением в информационной системе Gate2RuBIN, с последующей обработкой запросов;

2) оказано 278 консультационных услуг экспортно-ориентированным субъектов МСП;

Бизнес-инкубаторы и технопарки

В 2010 году семью бизнес-инкубаторами области было представлено 5 740 консультационных услуг, при этом в бизнес-инкубаторе располагались 70 субъектов МСП (46 из них заняты в сфере предоставления услуг) с 541 работающими на предприятиях человек.

По состоянию на начало 2011 года на территории Ростовской области действуют 9 бизнес-инкубаторов и 4 технопарка.

Ростовский центр субконтрактации

Субконтрактация – форма кооперационного сотрудничества между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями. В Ростове-на-Дону создан и действует Ростовский центр субконтрактации. Он осуществляет комплекс услуг, направленных на поиск и привлечение заказчиков и поставщиков по производственной кооперации, установлению надежных кооперационных связей.

Муниципальные агентства поддержки малого и среднего предпринимательства

По состоянию на начало 2012 года на территории региона действуют 23 муниципальных агентств. За 2011 год ими было оказано 22 904 консультационных услуг 17 842 субъектам МСП: 4 889 консультаций в области юриспруденции, 8 368 в области налогового учета, 5073 в области бухгалтерии, 1 942 начинающим субъектам МСП. Также агентствами было проведено 393 семинаров и заседаний "круглых столов".

Муниципальные фонды поддержки

В Росстовской области действуют 12 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, которые в частности предоставляют услуги микрофинансирования. Подобные фонды расположены в городах Гуково, Донецк, Зверево, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, в районах Белокалитвинском, Боковском, Красносулинском, Октябрьском, Тацинском.

Капитализация перечисленных фондов превышает 401 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2012 г. фондами предоставлено 314 займов на общую сумму 281,6 млн. рублей.

2. Поддержка малого бизнеса на местном уровне

2.1 Инвестиционный климат

Диаграмма 2. Инвестиционная активность в муниципальных образованиях

ростов 2

Отсутствуют данные: Каменского, Кашарсого, Мартыновского, Ремонтненского, Советского и Тарасовского районов.

Лидером по данному показателю стал Веселовский район, на территории которого на различных стадиях реализации находятся 3 инвестиционных проекта, объем инвестиций в которые составил 907,1 млн рублей, ожидаемый оборот проектов составляет 801,7 млн рублей, а количество созданных рабочих мест – 203. За период 2009-2011 гг. объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составил 845,7 млн рублей.

Дубовский район в свою очередь занимает последнее место по данному показателю. На территории муниципального образования реализуется лишь 1 проект открытия магазина запасных частей и автомобилей, который предусматривает инвестиции в объеме 600 тыс. руб., оборот в объеме 2 000 тыс. руб. и 2 вновь созданных рабочих мест.

Диаграмма 3. Распределение муниципальных образований по количеству реализуемых инвестиционных проектов:

ростов 3


2.2 Инфраструктура поддержи

Диаграмма 4. Инфраструктурная поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях

ростов 4

Отсутствуют данные Красносулинского; Волгодонского; Тацинского; Чертковского Белокалитвинского районов, а также городских окургов Ростов-на-Дону и Гуково

Лидером по данному показателю является Пролетарский муниципальный район, инфраструктура поддержки предпринимательства в котором представлена широким перечнем организаций, на территории МО действуют:

НП «Агентство поддержки предпринимательства «Бизнес Рост» (1884 консультационных услуг за период 2009-2010гг., что способствовало созданию 380 рабочих мест); совет по предпринимательству при Администрации Пролетарского района и межведомственная комиссия по устранению барьеров (дейтсвует более 7 лет).

Диаграмма 5. Распределение организаций инфраструктуры по направлениям поддержки

ростов 5


2.3 Муниципальные программы поддержки малого бизнеса

Диаграмма 6. Индекс программ поддержки субъектов МСП

ростов 6

Примечание: целевые программы поддержки предпринимательства были оценены на основе объемов финансирования программ и качественной оценки каждой программы.

Лидером по данному показателю является городской округ Таганрог, финансирование целевой программы развития субъектов МСП в котором на 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составило 26,9 млн руб., 13 5 млн руб. и 31,1 млн руб. соответственно.

Среди муниципальных районов области лидирует Зерноградский район, в котором объем финансирования программы целевой программы в расчете на 1 человека в 2009, 2010 и 2011 годах составил 12,8 тыс. руб., 11,7 тыс. руб. и 24,8 тыс. руб. соответственно.

Городской округ Батайск, в свою очередь, характеризуется низкой оценкой по данному показателю, так финансирование целевой программы за период 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составили 3 499,4 тыс. руб., 954,7 тыс. руб. и 1 834,1 тыс. руб.



2.4 Льготная приватизация

Диаграмма 7. Льготная приватизация муниципального имущества субъектам МСП

ростов 7

Отсутствуют данные Багаевского, Боковского, Волгодонского, Дубовского, Егорлыкского, Заветинского, Каменского, Куйбышевского, Матвеево-Курганского, Морозовского, Мясниковского, Неклиновского, Песчанокопского, Ремонтненского, Советского, Тацинского, Усть-Донецкого, Целинского, Цимлянского, Чертковского, олоховского, Родионово – Несветайского и Семикаракорского районов, а также городского округа Зверево.

По данному показателю абсолютным лидером стал городской округ Таганрог, в котором за период 2009-2011 гг. были льготно приватизированы 484 объектов из 579 запланированных. При этом площадь и стоимость выкупленных помещений составили 61 тыс. кв. м. и 682,5 млн рублей соответственно.

Лидирующая группа по данному показателю образует ряд городских округов, однако вторым после Таганрога является Аксайский район.

На территории муниципального образования за период 2009-2011 гг. было льготно приватизирована 80 объектов, общей площадью 8,6 тыс. кв. м.

Таблица 2. Итоги льготной приватизации муниципального имущества субъектами малого бизнеса

Наименование показателя

ед.

2008

2009

2010

2011

Всего

На 1 СМСП

Количество объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП

ед.

68

813

482

371

1734

0,011178947

Количество выкупленных в результате реализации закона объектов

ед.

38

4955

5268

4992

15253

0,098334762

Общая площадь объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП

кв. м

4839,35

63726,71

56979,58

47458,6

173004,24

1,115343266

Общая площадь выкупленных в результате реализации закона помещений

кв. м

4167,5

31194,19

70801,16

42535,1

148697,95

0,958642731

Количество СМСП - арендаторов объектов, предусмотренных для отчуждения

ед.

40

468

626

357

1491

0,009612347

Количество СМСП, выкупивших в результате реализации закона помещения

ед.

10

271

563

313

1157

0,007459078

Общая стоимость выкупленных помещений

тыс. руб.

-

335438,93

3994180,98

1744927,92

6074547,83

39,16208074



Таблица 3. Перечень отчуждаемого имущества

Наименование показателя

ед.

2008

2009

2010

2011

Всего

На 1 СМСП

Количество объектов, включённых в Перечень

ед.

246

858

876

758

2738

0,017651648

Общая площадь объектов, включённых в Перечень

кв.м

13410,61

70530,87

74468,54

74109,49

232519,51

1,499033028

Количество СМСП-арендаторов - получателей поддержки

ед.

111

497

496

425

1529

0,00985733





2.5 Муниципальные закупки у малого бизнеса

Диаграмма 8. Доля муниципальных закупок у субъектов МСП

ростов 8

Отсутствуют данные Семикаракорского района и городского округа Батайск

Лидером по данному показателю является городской округ Донецк, в котором за период 2010-2011гг. число заключенных контрактов с субъектами МСП сократилось с 59 до 26, однако стоимость заключенных контрактов выросла с 1,6 млн руб. до 2,9 млн руб., что привило к увеличению доли муниципальных закупок у субъектов МСП с 3,4% до 14,3%, то есть более чем в 3 раза.

Среди муниципальных районов по данному показателю лидирует Песчанокопский р-н, в котором за период 2009-2012 гг. доля муниципальных закупок увеличилась с 3,7% до 17,8%, при этом объем муниципальных закупок за тот же период увеличился лишь на 1 млн руб. (до 273,5 млн руб.).

Ремонтненский район наряду с несколькими другими муниципальными образованиями области демонстрирует отрицательную динамику муниципальных закупок у субъектов МСП, так за период 2010-2011гг. доля закупок сократилась с 30,4% до 17,9% или с 40 млн руб. до 22,6 млн руб.

Диаграмма 9. Динамика муниципальных закупок у субъектов МСП

ростов 9


2.6 Локальное законодательство

Основная законотворческая деятельность в муниципальных образованиях области направлена на утверждение порядков предоставления субсидий субъектам МСП, организацию конкурсов лучших предпринимателей и регламентирование деятельности советов по снижению административных барьеров и комиссий по развитию предпринимательства при главах МО. Однако в некоторых муниципальных образования нормативно закреплены другие механизмы поддержки предпринимательства.

В городском округе Волгодонск законодательная деятельность направлена на поддержку инвестиционной деятельности, так на территории МО установлено освобождение от уплаты земельного налога проектов с объемом инвестиций более 300 млн. руб.

В Красносулинском районе регламентирована деятельность администрации муниципального образования по проведению семинаров и другой образовательной деятельности субъектов МСП

Таблица 4. Законодательная активность в сфере малого бизнеса в муниципальных образованиях

Высокая законотворческая активность

Средняя законотворческая активность

Низкая законотворческая активность



Отсутствуют данные Волгодонского, Егорлыкского, Каменского, Кашарского и Тацинского районов.

3. Лидеры рейтинга муниципальных образований

3.1 Рейтинг по динамике развития

Диаграмма 10. Рейтинг по динамике развития МСП

МО

Количество субъектов МСП в МО

Численность занятых в МСП

Объём налоговых поступлений от МСП

Инвестиции в основной капитал субъектов МСП

Выручка от реализации субъектов МСП

Сумма

город Донецк

15

6

10

24

1

56

Заветинский район

6

19

2

12

26

65

Октябрьский район

20

8

1

14

22

65

Азовский район

10

47

4

4

3

68

город Ростов-на-Дону

3

7

6

26

42

84

Зерноградский район

19

23

14

16

15

87

город Таганрог

17

9

19

32

16

93

Кагальницкий район

14

2

18

53

6

93

Белокалитвинский район

41

5

21

10

17

94

Родионово – Несветайский район

7

40

5

1

43

96

Мясниковский район

11

11

15

36

24

97

город Шахты

16

12

8

35

28

99

Аксайский район

9

14

11

20

46

100

город Азов

13

13

9

29

36

100

город Новочеркасск

5

26

24

31

20

106

Матвеево-Курганский район

31

3

7

39

27

107

Сальский район

36

10

29

13

19

107

Целинский район

37

30

26

6

10

109

Усть-Донецкий район

46

22

3

3

38

112

Куйбышевский район

2

16

41

19

37

115

Песчанокопский район

32

15

23

15

33

118

Красносулинский район

30

39

12

40

2

123

Пролетарский район

44

24

40

11

4

123

город Зверево

4

29

44

45

5

127

Веселовский район

45

1

52

22

18

138

город Новошахтинск

23

21

48

37

9

138

Чертковский район

18

49

37

28

8

140

Миллеровский район

22

53

20

7

40

142

Верхнедонской район

24

17

43

8

51

143

Тарасовский район

26

43

16

51

11

147

город Батайск

1

20

33

49

45

148

город Гуково

8

46

32

50

12

148

Советский район

29

54

35

25

7

150

Семикаракорский район

51

36

25

9

30

151

город Каменск-Шахтинский

12

32

51

23

35

153

город Волгодонск

27

25

39

34

31

156

Егорлыкский район

25

37

13

42

39

156

Зимовниковский район

39

27

42

2

47

157

Неклиновский район

38

33

38

41

13

163

Орловский район

21

35

34

44

34

168

Мартыновский район

50

28

50

21

21

170

Обливский район

35

51

22

43

23

174

Морозовский район

33

18

36

38

50

175

Волгодонской район

53

34

17

53

25

182

Тацинский район

42

38

45

27

32

184

Ремонтненский район

40

55

54

33

14

196

Цимлянский район

53

41

27

46

29

196

Кашарский район

53

31

55

5

54

198

Шолоховский район

43

44

49

18

44

198

Багаевский район

48

4

53

47

48

200

Дубовский район

47

50

28

30

52

207

Каменский район

28

42

30

53

54

207

Константиновский район

49

45

31

48

41

214

Милютинский район

52

52

47

17

53

221

Боковский район

34

48

46

52

49

229



Победитель номинации “Малый бизнес – большой рост” – городской округ Донецк.

При сокращении населения на 900 чел. число малых и средних предприятий выросло на 52 ед. (3%). Также пи сокращении численности занятых на 1 600 чел (около 12%), численность занятых в сфере МСП увеличилась на 400 чел. (13,8%). Также рост демонстрируется по таким показателям как объем налоговых поступлений от субъектов МСП и инвестиции в основной капитал субъектов МСП, которые за период 2009-2011гг. увеличились на 5,3 млн руб. (10,8%) и 10,4 млн руб. (866,7%) соответственно.

На территории МО реализуются 19 инвестиционных проектов с общим объемом финансировании в объеме 1 071,9 млн руб. (за счет собственных и заемных средств), которые предусматривают создание 472 рабочих мест.



3.2 Рейтинг по административной поддержке

Диаграмма 11. Рейтинг по административной поддержке

МО

Инфраструктура

Место в рейтинге по среднегодовому финансированию программ на душу населению

Направления НПА

Льготная Приватизация

Муниципальные закупки

Сумма

город Волгодонск

6

13

1

5

18

43

Константиновский район

3

5

4

31

8

51

Обливский район

5

4

4

11

31

55

Пролетарский район

1

27

3

14

11

56

Боковский район

10

10

4

32

6

62

город Таганрог

41

1

3

1

26

72

город Каменск-Шахтинский

11

18

3

6

38

76

Егорлыкский район

9

26

5

32

4

76

Мясниковский район

13

8

4

32

20

77

город Шахты

46

15

3

12

3

79

Миллеровский район

26

6

2

24

22

80

Орловский район

40

11

3

21

7

82

Аксайский район

21

46

4

2

10

83

город Донецк

34

39

3

9

1

86

Заветинский район

19

12

1

32

23

87

Верхнедонской район

14

25

4

29

16

88

Морозовский район

15

9

1

32

33

90

Зерноградский район

32

2

2

19

39

94

Песчанокопский район

47

7

3

32

5

94

город Гуково

51

24

3

17

2

97

город Зверево

8

38

2

32

19

99

Кашарский район

7

41

5

23

24

100

Кагальницкий район

20

17

3

28

34

102

Целинский район

2

19

2

32

47

102

Семикаракорский район

12

3

2

32

54

103

Матвеево-Курганский район

4

20

4

32

45

105

Веселовский район

37

28

4

25

13

107

Тарасовский район

35

29

3

26

14

107

город Новочеркасск

16

50

4

10

28

108

Родионово – Несветайский район

23

22

4

32

29

110

Мартыновский район

30

40

4

16

25

115

Сальский район

42

33

2

27

12

116

Цимлянский район

25

16

4

32

43

120

Азовский район

29

49

4

30

9

121

Шолоховский район

17

54

3

32

17

123

Усть-Донецкий район

18

23

2

32

49

124

Чертковский район

53

14

4

32

21

124

город Новошахтинск

38

36

3

8

40

125

Октябрьский район

45

21

4

20

37

127

Каменский район

22

53

5

32

27

139

Милютинский район

27

51

4

18

41

141

Тацинский район

52

37

5

32

15

141

Белокалитвинский район

54

42

3

13

32

144

Дубовский район

28

45

4

32

35

144

Зимовниковский район

36

31

2

22

53

144

Волгодонской район

50

30

5

32

30

147

Куйбышевский район

44

34

1

32

36

147

город Батайск

31

55

4

7

54

151

Красносулинский район

49

35

1

15

51

151

город Азов

48

52

4

4

44

152

Советский район

24

43

4

32

50

153

город Ростов-на-Дону

55

47

3

3

46

154

Багаевский район

33

44

4

32

42

155

Неклиновский район

43

32

2

32

48

157

Ремонтненский район

39

48

3

32

52

174



Победитель номинации “Административная поддержка малого бизнеса” – городской округ Волгодонск.

В городском действует целевая программа поддержки МСП на 2009-2014гг. при этом объем ее финансирования за период 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составил 5,6 млн руб., 3,2 млн руб. и 2,9 млн руб. соответственно. Основная часть выделена для предоставления субсидий субъектам МСП

Инфраструктура поддержки предпринимательства в городском округе представлена НП «Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг», консультационным центр «Партнер-Консалтинг», КПК «Союз банковских служащих» и советом по развитию субъектов МСП при Администрации города Волгодонска. При этом Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг оказал 2189 консультаций за период 2010-2011 гг. В некоммерческое партнерство входят 528 предприятий.

Также на территории муниципального образования активно реализуется механизм льготной приватизации, так за период 2009-2011 гг. на территории Волгодонска было приватизировано 45 из 147 запланированных объектов, при этом общая площадь и стоимость данных объектов составили 3,5 тыс. кв. м. и 140 млн руб. соответственно.

Доля муниципальных закупок у субъектов МСП за период 2009-2011 гг. составила 13,3% в среднем. Их объем в 2011 году составил 113,2 млн руб.

Не смотря на то, что на территории муниципального образования не реализуется инвестиционных объектов с участием муниципального финансирование, местные власти активно поддерживают инвестиционную деятельность законодательно.



3.3 Итоговый рейтинг

Диаграмма 12. Итоговый рейтинг

МО

Индекс Административной поддержки

Индекс динамики МСП

Индекс состояния МСП

Инвестиции

Сумма

Аксайский район

13

13

16

3

45

Зерноградский район

18

6

2

20

46

Мясниковский район

9

11

10

24

54

Заветинский район

15

2

21

21

59

город Таганрог

6

7

3

45

61

город Ростов-на-Дону

52

5

5

1

63

город Шахты

10

12

34

7

63

Егорлыкский район

8

37

4

14

63

город Донецк

14

1

45

6

66

город Каменск-Шахтинский

7

35

18

12

72

Пролетарский район

4

23

27

18

72

Песчанокопский район

19

21

12

23

75

Сальский район

32

17

22

4

75

Целинский район

24

18

13

22

77

город Волгодонск

1

36

6

36

79

Орловский район

12

40

11

19

82

город Новочеркасск

29

15

30

10

84

город Азов

50

14

15

9

88

Белокалитвинский район

43

9

23

17

92

Верхнедонской район

16

29

8

40

93

Константиновский район

2

53

7

32

94

Кагальницкий район

23

8

38

27

96

Веселовский район

27

25

43

2

97

Боковский район

5

55

17

25

102

город Зверево

21

24

31

30

106

Октябрьский район

39

3

36

29

107

Усть-Донецкий район

36

19

47

5

107

Миллеровский район

11

28

28

42

109

Морозовский район

17

43

42

8

110

Матвеево-Курганский район

26

16

25

44

111

Азовский район

34

4

37

37

112

город Новошахтинск

38

26

40

11

115

Родионово – Несветайский район

30

10

32

47

119

Чертковский район

37

27

29

26

119

Обливский район

3

42

39

39

123

Семикаракорский район

25

34

35

31

125

Тацинский район

42

45

1

38

126

город Батайск

48

31

9

41

129

Шолоховский район

35

49

14

33

131

город Гуково

20

32

52

28

132

Куйбышевский район

47

20

19

46

132

Тарасовский район

28

30

33

50

141

Мартыновский район

31

41

20

50

142

Цимлянский район

33

47

53

16

149

Волгодонской район

46

44

24

43

157

Зимовниковский район

45

38

26

48

157

Красносулинский район

49

22

51

35

157

Неклиновский район

54

39

50

15

158

Багаевский район

53

50

48

13

164

Кашарский район

22

48

55

50

175

Советский район

51

33

44

50

178

Каменский район

40

52

41

50

183

Милютинский район

41

54

54

34

183

Дубовский район

44

51

49

49

193

Ремонтненский район

55

46

46

50

197



Победитель номинации “Лучшее муниципальное образование” – Аксайский муниципальный район.

На территории муниципального района действует долгосрочная программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг. При этом программа отличается высоким объемом финансирования за счет средств муниципального бюджета. За период 2009-2011 из местного бюджета было выделено 21,1 млн руб. на реализацию программы, 7,5 млн руб. за тот же период было выделено из регионального и федерального бюджетов.

На территории муниципального образования реализуются 10 инвестиционных проектов, с объемом финансирования за счет собственных и заемных средств в 10 754,9 млн руб. Реализация проектов предусматривает создание 1056 рабочих мест.

Доля муниципальных закупок у субъектов МСП за период 2009-2011 гг. в среднем составил 13,2%. Объем закупок за тот же период составил 130 млн руб.

Подобная активность муниципальной власти позволила увеличить количество субъектов МСП и численность занятых в сфере МСП за период 2009-2011 гг. на 5% (225 ед.) и 3,4% (320 чел.). Показатели выручки и инвестиций в основной капитал субъектов МСП демонстрирует более существенный рост, за тот же период они выросли на 32% (169 млн руб.) и 49% (6,1 млн руб.) соответственно.

Приложение

Диаграмма 13. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед.)

ростов 11

Диаграмма 14. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед. на тыс. жителей)

ростов 12

Диаграмма 15. Численность занятых в МСП в региональном разрезе в 2010 году (тыс. чел.)

ростов 13

Диаграмма 16. Оборот субъектов МСП в 2010 году (млн руб.)

ростов 14

Диаграмма 17. Инвестиции в основной капитал МСП в 2010 году (млн руб.)

ростов 15


Диаграмма 18. Показатели социально-экономического развития в муниципальных образованиях Ростовской области в 2011 году

ростов 16

На данной диаграмме не отображены результаты городского округа Ростов-на-Дону, лидирующего по данному показателю.



Диаграмма 19. Развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях Ростовской области по абсолютным показателям в 2011 году

ростов 17

На данной диаграмме не отображены результаты городского округа Ростов-на-Дону, лидирующего по данному показателю, а также Кашарского муниципального района.



Диаграмма 20. Развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях Ростовской области по относительным показателям в 2011 году

ростов 18

На данной диаграмме не отображены результаты Каширского муниципального района



Диаграмма 21. Количество субъектов МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году

ростов 19

На данной диаграмме не отображены результаты городского округ Ростов-на-Дону с показателем 76 152 ед., а также Волгодонского, Кашарского и Цимлянского районов.



Диаграмма 22. Количество субъектов МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году (ед. на 1 тыс. жителей)

ростов 20

На данной диаграмме не отображены результаты Волгодонского, Кашарского и Цимлянского районов.



Диаграмма 23. Численность занятых в МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году (тыс. чел.)

ростов 21

На данной диаграмме не отображены результаты городского округ Ростов-на-Дону с показателем 140,4 тыс. чел., а также Кашарского и Ремонтненского районов.



Диаграмма 24. Доля занятых в МСП относительно общего количество занятых в 2011 году (%)

сар обл 5

Кашарского, Миллеровского Милютинского, Обливского, Ремонтненского и Чертковского районов



Диаграмма 25. Инвестиции в основной капитал субъектов МСП в 2011 году (тыс.руб.)

ростов 24

На данной диаграмме не отображены результаты Багаевского муниципального района с показателем 7,8 млрд руб., а также Милютинского района и городских округов Азов и Батайск.



Диаграмма 26. Доля инвестиции в основной капитал субъектов МСП от общего объема инвестирования в 2011 году (тыс.руб.)

ростов 23

На данной диаграмме не отображены результаты Зимовниковского и Милютинского районов, а также городских округов Азов и Батайск.

Организатор
Организатор
При поддержке
Соорганизатор
Соорганизатор
Генеральный партнер
Официальный партнер
Спонсор награждения
Официальный партнер
Стратегический партнер
Генеральный инфопартнёр
Официальный партнер
Официальный партнер
Участник выставки
Партнер
Партнер
Спонсор награждения
Официальный медиапартнер
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнер
Постоянный инфопартнер