Согласно рейтингу, составленному общественной организацией ОПОРА РОССИИ в рамках проекта “Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011”, Ростовская область занимает 39-е место среди 40 крупнейших регионов, принявших участие в исследовании.
Вступительное слово
Мы представляем вам результаты очередного этапа серии исследований малого бизнеса в разрезе муниципальных образований регионов России – рейтинг Ростовской области.
Рейтинг муниципалитетов – исследование позволяющее оценить развитие малого предпринимательства, а также действие власти по его поддержки на местном уровне. Основная цель проекта – повысить активность муниципальной власти в развитии малого бизнеса.
Именно на местном уровне представителям власти приходится работать непосредственно с предпринимателями и именно здесь результаты деятельности бизнеса имеют наибольшее значение для социально-экономического развития территорий.
Данное исследование проводится уже второй год. В прошлом году нами был оценен предпринимательский климат в муниципальных образованиях 8 регионах. На основе чего были выявлены успешные практики активности администраций муниципальных районов и городских округов по поддержке субъектов малого предпринимательства.
Популяризация подобного опыта позволит администрациям муниципальных образований формировать свою политику в области поддержки предпринимательства, учитывая успешную практику, то есть более эффективно.
Данное исследование актуально не только для представителей различных уровней власти, но и для инвесторов, так как позволяет детально изучить бизнес-среду и инвестиционную привлекательность региона и муниципальных образований.
Мы намерены продолжать исследование малого бизнес в регионах России и следить за развитием малого предпринимательства. Результаты этой работы в следующих отчетах ОПОРЫ-КРЕДИТ.
А.В. Бречалов
В исследовании приняли участие все 55 муниципальных образований области, 12 из них являются городскими округами, 43 – муниципальными районами.
Городской округ Ростов-на-Дону как региональный центр принял участие в исследовании наряду с другими муниципальными образованиями области.
1. Малый бизнес в Ростовской области
1.1 Ростовская область
Территория: 100 967 км. кв.
Население: 4 279,2 тыс. чел.
55 муниципальных образований (12 городских округов и 43 муниципальных района)
Согласно рейтингу, составленному общественной организацией ОПОРА РОССИИ в рамках проекта “Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011”, Ростовская область занимает 39-е место среди 40 крупнейших регионов, принявших участие в исследовании.
По данным Сплошного федерального статистического наблюдения 2011 года, проведенного Федеральной службой государственной статистики, Ростовская область занимает
5-е место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном значении среди всех регионов России с результатом 144 тыс. субъектов МСП в 2010 году (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, приостановивших и не начавших деятельность). А также 2 место в Южном федеральном округе, уступая только Краснодарскому краю. По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу населения Ростовская область, с показателем 33 ед., также занимает средние позиции, как по федеральному округу, так и по России в целом (5 и 41 соответственно).
На территории региона действуют 106 312 индивидуальных предпринимателей и 37 724 юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, из них:
746 средних предприятий
7 496 малых предприятий (без учета микропредприятий)
135 794 микропредприятий
По объему выручки, инвестиций в основной капитал и численности замещенных рабочих мест ( 780 952 млн руб., 20 444 млн руб. и 589,9 тыс. чел. соответственно) Ростовская область также занимает лидирующие позиции как в Южном федеральном округе (2е место по трем показателям), так и по стране в целом (7, 14 и 5 места соответственно).
Объем инвестиции в основной каптал предприятий (как малых, так и крупных) в первой половине 2012 года составил 65 553 млн руб.(1 185,8 млн руб. из них поступили из зарубежья), что на 16% больше чем за тот же период в 2011 году. Оборот предприятий области за тот же период составил 933 595 млн руб., что на 14% больше чем годом ранее.
Расходы консолидированного бюджета региона в 2010 году составили 125 447,1 млн руб. при доходах в объеме 123 192,9 млн руб..
Среднесписочная численность работников по состоянию на июнь 2012 году составляет 1 152 тыс. чел., что составляет 98% от показателей прошлого года. Среднемесячная заработная плата составила 19 304 руб. что на 15% больше чем в 2011 году.
По состоянию на июль 2012 года в области зарегистрировано 20,7 тыс. чел. безработных, что составляет 78% от показателей того же месяца 2011 года.
По данным Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на начало 2012 года в регионе действуют:
4 кредитных организаций (из 45 по Южному федеральному органу)
56 филиалов кредитных организаций (из 302)
277 Дополнительных офисов (из 2568)
282 Операционных касс вне кассового узла (из 663)
42 Кредитно-кассовых офисов (из 191)
102 Операционных офисов (из 410)
Согласно исследованию МСП Банка Ростовская область занимает 31 место в России по индексу участия региона в Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с показателем 32,7. Что характеризует степень доступности финансовых ресурсов, выделяемых для малых и средних предприятий каждого региона. Кроме того индекс косвенно отражает интерес банков и организаций инфраструктуры к финансированию сектора МСП в регионе, а также позволяет оценить работу банков и организаций инфраструктуры поддержки МСП в части привлечения дополнительных ресурсов для работы в этом сегменте финансового рынка.
Кластер : Средний
Регион вовлечен в программу ОАО “МСП Банка”, в области равномерно представлены направления поддержки предпринимательства.
Кластер по блокам “Банки” и “Организации инфраструктуры” : Средний уровень активности участия в программе банков и низкий - организации инфраструктуры
Достаточно низко развиты и банковское кредитование и поддержка МСП через организации инфраструктуры, но все же направление банковского кредитования преобладает.
Кластер по Индексу и уровню развития МСП : высокое значение индекса при высоком уровне развития сектора МСП
Что свидетельствует о том, что в регионе необходимо сохранить достигнутые позиции и наращивать объемы поддержки по существующим направлениям поддержки. Данные регионы имеют прекрасную возможность для внедрения новых продуктов.
Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса в регионе
Показатель |
ед. |
2008 |
2010 |
По данным Федеральной службы государственной статистики
1.2 Поддержка малого бизнеса на региональном уровне
Программа поддержки предпринимательства
На территории региона действует областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 – 2014 годы с финансированием за счет средств областного и федерального бюджета в объеме 2 393 млн руб. при этом 732 млн руб. приходятся на период 2012-2014 гг.
Крупная часть средств выделенных для реализации программы выделена на оказание на оплату консультаций для действующих или начинающих предпринимателей (11% или 28 млн руб. в 2011 году). 20% средств в том же году приходятся на долю прямой финансовой поддержки бизнеса.
Субсидии предоставляются субъектам МСП, осуществляющем свою деятельность в приоритетных сферах, так предприниматели могут рассчитывать на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения. В 2011 году на эти цели было направлено 10,0 млн. рублей. Субсидией воспользовались 160 субъектов малого предпринимательства.
По итогам 2011 года финансовую помощь на общую сумму 50,6 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 32,8 млн. рублей, получили 272 начинающих предпринимателя. В рамках реализации бизнес-проектов получателями поддержки 2011 года планируется создать более 600 рабочих мест.
Диаграмма 1. Распределение получателей поддержки в 2011 году по видам деятельности.
Софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства
Четвертый год муниципалитетам из средств областного и федерального бюджетов предоставляются межбюджетные трансферты для софинансирования мероприятий муниципальных программ. Главное условие софинансирования – расходование муниципальным образованием собственных средств на мероприятия Программы.
На указанные цели из средств Фонда софинансирования было предусмотрено 213,60 млн. рублей, в том числе 140,00 млн. рублей – средства федерального бюджета 2011 года, 8,60 млн. рублей – остатки средств федерального бюджета, сложившиеся на 1 января 2011 г., не использованные в 2010 году.
В 2011 году проведен конкурсный отбор муниципальных образований области на получение средств Фонда софинансирования расходов на реализацию мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. По результатам отбора средства распределены в объеме 205,3 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 140 млн. рублей среди 55 муниципальных образований области.
Кредитные кооперативы
По состоянию на начало 2012 года в регионе действуют 50 кредитных кооперативов, 43 из которых являются сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами. Общая численность пайщиков составляет около 11 тыс. человек. Общая сумма активов кредитной кооперации в 2011 году составила более 605 млн. руб.
По итогам деятельности кооперативов области за 2011 год было выдано более 8,4 тыс. займов на общую сумму более 972,4 млн. руб.
В рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы в 2011 году СПКК воспользовались следующими видами финансовой поддержки:
1) возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам и займам (16 СПКК, на общую сумму 6 110,6 тыс. руб.)
2) возмещение части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения, его обновления (7 СПКК, на общую сумму 164,8 тыс. руб.);
3) возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов (3 СПКК, на общую сумму 199,0 тыс. руб.).
В целях обеспечения доступа кредитных кооперативов к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга в 2009 году в области создан Гарантийный фонд. Создание областного Гарантийного фонда позволило решить проблему кооперативов, связанную с недостаточным обеспечением для привлечения внешних ресурсов.
В 2010 году 4 СКПК под поручительство Гарантийного фонда получили кредиты на общую сумму более 16 млн. рублей. В 2011 - 9 СКПК привлекли около 66 млн. рублей заемных средств.
НКО «Гарантийный фонд Ростовской области»
В 2011 году объем капитализации Фонда составила 716,7 млн. руб., при этом общий лимит возможных поручительств Фонда составил 1 505,1 млн. руб.
В 2011 году 3 субъекта малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность, из городов Ростова-на-Дону и Таганрога воспользовались поручительствами Гарантийного фонда Ростовской области на общую сумму 9,8 млн руб., что позволило им привлечь кредитные ресурсы на общую сумму 14 млн руб.
На 01.01.2012 действуют соглашения о сотрудничестве по вопросам предоставления Гарантийным фондом поручительств с 18 банками.
В соответствии с Регламентом предоставления поручительств НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» предоставляет поручительства субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита. Максимальный объем поручительства – 70% от размера обязательств заемщика, но не более 20 млн. рублей.
Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (НП «РРАПП»)
В рамках своей деятельности НП «РРАПП» оказывает комплекс услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области по вопросам развития, юридического и бухгалтерского сопровождения бизнеса, защиты и представления интересов предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, консалтинговой и методической поддержки организаций и предпринимателей региона, а также объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Агентство также оказывает содействие в развитии межрегиональных и международных связей, расширении круга деловых контактов субъектов предпринимательства Ростовской области. Для реализации этого направления с 2009 года на базе Агентства работает Евро Инфо Корреспондентский Центр
Ежегодно Агентство проводит серии семинаров для предпринимателей муниципальных образований Ростовской области, направленных на повышение уровня правовой грамотности владельцев и руководителей предприятий.
Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр
Ростовский Региональной ЕИКЦ на безвозмездной основе для экспортно-ориентированных предприятий предлагает следующие услуги:
а) содействие российским предприятиям в поиске партнеров среди европейских компаний для сотрудничества;
б) размещение предложений российских предприятий об установлении делового сотрудничества с европейскими компаниями в базе данных делового сотрудничества.
За 2011 год Ростовским региональным ЕИКЦ были оказаны следующие услуги:
1) составлено для 57 экспортно-ориентированного субъектов МСП профилей компании, с последующим размещением в информационной системе Gate2RuBIN, с последующей обработкой запросов;
2) оказано 278 консультационных услуг экспортно-ориентированным субъектов МСП;
Бизнес-инкубаторы и технопарки
В 2010 году семью бизнес-инкубаторами области было представлено 5 740 консультационных услуг, при этом в бизнес-инкубаторе располагались 70 субъектов МСП (46 из них заняты в сфере предоставления услуг) с 541 работающими на предприятиях человек.
По состоянию на начало 2011 года на территории Ростовской области действуют 9 бизнес-инкубаторов и 4 технопарка.
Ростовский центр субконтрактации
Субконтрактация – форма кооперационного сотрудничества между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями. В Ростове-на-Дону создан и действует Ростовский центр субконтрактации. Он осуществляет комплекс услуг, направленных на поиск и привлечение заказчиков и поставщиков по производственной кооперации, установлению надежных кооперационных связей.
Муниципальные агентства поддержки малого и среднего предпринимательства
По состоянию на начало 2012 года на территории региона действуют 23 муниципальных агентств. За 2011 год ими было оказано 22 904 консультационных услуг 17 842 субъектам МСП: 4 889 консультаций в области юриспруденции, 8 368 в области налогового учета, 5073 в области бухгалтерии, 1 942 начинающим субъектам МСП. Также агентствами было проведено 393 семинаров и заседаний "круглых столов".
Муниципальные фонды поддержки
В Росстовской области действуют 12 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, которые в частности предоставляют услуги микрофинансирования. Подобные фонды расположены в городах Гуково, Донецк, Зверево, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, в районах Белокалитвинском, Боковском, Красносулинском, Октябрьском, Тацинском.
Капитализация перечисленных фондов превышает 401 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2012 г. фондами предоставлено 314 займов на общую сумму 281,6 млн. рублей.
2. Поддержка малого бизнеса на местном уровне
2.1 Инвестиционный климат
Диаграмма 2. Инвестиционная активность в муниципальных образованиях
Отсутствуют данные: Каменского, Кашарсого, Мартыновского, Ремонтненского, Советского и Тарасовского районов.
Лидером по данному показателю стал Веселовский район, на территории которого на различных стадиях реализации находятся 3 инвестиционных проекта, объем инвестиций в которые составил 907,1 млн рублей, ожидаемый оборот проектов составляет 801,7 млн рублей, а количество созданных рабочих мест – 203. За период 2009-2011 гг. объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составил 845,7 млн рублей.
Дубовский район в свою очередь занимает последнее место по данному показателю. На территории муниципального образования реализуется лишь 1 проект открытия магазина запасных частей и автомобилей, который предусматривает инвестиции в объеме 600 тыс. руб., оборот в объеме 2 000 тыс. руб. и 2 вновь созданных рабочих мест.
Диаграмма 3. Распределение муниципальных образований по количеству реализуемых инвестиционных проектов:
2.2 Инфраструктура поддержи
Диаграмма 4. Инфраструктурная поддержка малого бизнеса в муниципальных образованиях
Отсутствуют данные Красносулинского; Волгодонского; Тацинского; Чертковского Белокалитвинского районов, а также городских окургов Ростов-на-Дону и Гуково
Лидером по данному показателю является Пролетарский муниципальный район, инфраструктура поддержки предпринимательства в котором представлена широким перечнем организаций, на территории МО действуют:
НП «Агентство поддержки предпринимательства «Бизнес Рост» (1884 консультационных услуг за период 2009-2010гг., что способствовало созданию 380 рабочих мест); совет по предпринимательству при Администрации Пролетарского района и межведомственная комиссия по устранению барьеров (дейтсвует более 7 лет).
Диаграмма 5. Распределение организаций инфраструктуры по направлениям поддержки
2.3 Муниципальные программы поддержки малого бизнеса
Диаграмма 6. Индекс программ поддержки субъектов МСП
Примечание: целевые программы поддержки предпринимательства были оценены на основе объемов финансирования программ и качественной оценки каждой программы.
Лидером по данному показателю является городской округ Таганрог, финансирование целевой программы развития субъектов МСП в котором на 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составило 26,9 млн руб., 13 5 млн руб. и 31,1 млн руб. соответственно.
Среди муниципальных районов области лидирует Зерноградский район, в котором объем финансирования программы целевой программы в расчете на 1 человека в 2009, 2010 и 2011 годах составил 12,8 тыс. руб., 11,7 тыс. руб. и 24,8 тыс. руб. соответственно.
Городской округ Батайск, в свою очередь, характеризуется низкой оценкой по данному показателю, так финансирование целевой программы за период 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составили 3 499,4 тыс. руб., 954,7 тыс. руб. и 1 834,1 тыс. руб.
2.4 Льготная приватизация
Диаграмма 7. Льготная приватизация муниципального имущества субъектам МСП
Отсутствуют данные Багаевского, Боковского, Волгодонского, Дубовского, Егорлыкского, Заветинского, Каменского, Куйбышевского, Матвеево-Курганского, Морозовского, Мясниковского, Неклиновского, Песчанокопского, Ремонтненского, Советского, Тацинского, Усть-Донецкого, Целинского, Цимлянского, Чертковского, олоховского, Родионово – Несветайского и Семикаракорского районов, а также городского округа Зверево.
По данному показателю абсолютным лидером стал городской округ Таганрог, в котором за период 2009-2011 гг. были льготно приватизированы 484 объектов из 579 запланированных. При этом площадь и стоимость выкупленных помещений составили 61 тыс. кв. м. и 682,5 млн рублей соответственно.
Лидирующая группа по данному показателю образует ряд городских округов, однако вторым после Таганрога является Аксайский район.
На территории муниципального образования за период 2009-2011 гг. было льготно приватизирована 80 объектов, общей площадью 8,6 тыс. кв. м.
Таблица 2. Итоги льготной приватизации муниципального имущества субъектами малого бизнеса
Наименование показателя |
ед. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
На 1 СМСП |
Количество объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП |
ед. |
68 |
813 |
482 |
371 |
1734 |
0,011178947 |
Количество выкупленных в результате реализации закона объектов |
ед. |
38 |
4955 |
5268 |
4992 |
15253 |
0,098334762 |
Общая площадь объектов, предусмотренных для отчуждения СМСП |
кв. м |
4839,35 |
63726,71 |
56979,58 |
47458,6 |
173004,24 |
1,115343266 |
Общая площадь выкупленных в результате реализации закона помещений |
кв. м |
4167,5 |
31194,19 |
70801,16 |
42535,1 |
148697,95 |
0,958642731 |
Количество СМСП - арендаторов объектов, предусмотренных для отчуждения |
ед. |
40 |
468 |
626 |
357 |
1491 |
0,009612347 |
Количество СМСП, выкупивших в результате реализации закона помещения |
ед. |
10 |
271 |
563 |
313 |
1157 |
0,007459078 |
Общая стоимость выкупленных помещений |
тыс. руб. |
- |
335438,93 |
3994180,98 |
1744927,92 |
6074547,83 |
39,16208074 |
Таблица 3. Перечень отчуждаемого имущества
Наименование показателя |
ед. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
На 1 СМСП |
Количество объектов, включённых в Перечень |
ед. |
246 |
858 |
876 |
758 |
2738 |
0,017651648 |
Общая площадь объектов, включённых в Перечень |
кв.м |
13410,61 |
70530,87 |
74468,54 |
74109,49 |
232519,51 |
1,499033028 |
Количество СМСП-арендаторов - получателей поддержки |
ед. |
111 |
497 |
496 |
425 |
1529 |
0,00985733 |
2.5 Муниципальные закупки у малого бизнеса
Диаграмма 8. Доля муниципальных закупок у субъектов МСП
Отсутствуют данные Семикаракорского района и городского округа Батайск
Лидером по данному показателю является городской округ Донецк, в котором за период 2010-2011гг. число заключенных контрактов с субъектами МСП сократилось с 59 до 26, однако стоимость заключенных контрактов выросла с 1,6 млн руб. до 2,9 млн руб., что привило к увеличению доли муниципальных закупок у субъектов МСП с 3,4% до 14,3%, то есть более чем в 3 раза.
Среди муниципальных районов по данному показателю лидирует Песчанокопский р-н, в котором за период 2009-2012 гг. доля муниципальных закупок увеличилась с 3,7% до 17,8%, при этом объем муниципальных закупок за тот же период увеличился лишь на 1 млн руб. (до 273,5 млн руб.).
Ремонтненский район наряду с несколькими другими муниципальными образованиями области демонстрирует отрицательную динамику муниципальных закупок у субъектов МСП, так за период 2010-2011гг. доля закупок сократилась с 30,4% до 17,9% или с 40 млн руб. до 22,6 млн руб.
Диаграмма 9. Динамика муниципальных закупок у субъектов МСП
2.6 Локальное законодательство
Основная законотворческая деятельность в муниципальных образованиях области направлена на утверждение порядков предоставления субсидий субъектам МСП, организацию конкурсов лучших предпринимателей и регламентирование деятельности советов по снижению административных барьеров и комиссий по развитию предпринимательства при главах МО. Однако в некоторых муниципальных образования нормативно закреплены другие механизмы поддержки предпринимательства.
В городском округе Волгодонск законодательная деятельность направлена на поддержку инвестиционной деятельности, так на территории МО установлено освобождение от уплаты земельного налога проектов с объемом инвестиций более 300 млн. руб.
В Красносулинском районе регламентирована деятельность администрации муниципального образования по проведению семинаров и другой образовательной деятельности субъектов МСП
Таблица 4. Законодательная активность в сфере малого бизнеса в муниципальных образованиях
Высокая законотворческая активность |
Средняя законотворческая активность |
Низкая законотворческая активность |
Отсутствуют данные Волгодонского, Егорлыкского, Каменского, Кашарского и Тацинского районов.
3. Лидеры рейтинга муниципальных образований
3.1 Рейтинг по динамике развития
Диаграмма 10. Рейтинг по динамике развития МСП
МО |
Количество субъектов МСП в МО |
Численность занятых в МСП |
Объём налоговых поступлений от МСП |
Инвестиции в основной капитал субъектов МСП |
Выручка от реализации субъектов МСП |
Сумма |
город Донецк |
15 |
6 |
10 |
24 |
1 |
56 |
Заветинский район |
6 |
19 |
2 |
12 |
26 |
65 |
Октябрьский район |
20 |
8 |
1 |
14 |
22 |
65 |
Азовский район |
10 |
47 |
4 |
4 |
3 |
68 |
город Ростов-на-Дону |
3 |
7 |
6 |
26 |
42 |
84 |
Зерноградский район |
19 |
23 |
14 |
16 |
15 |
87 |
город Таганрог |
17 |
9 |
19 |
32 |
16 |
93 |
Кагальницкий район |
14 |
2 |
18 |
53 |
6 |
93 |
Белокалитвинский район |
41 |
5 |
21 |
10 |
17 |
94 |
Родионово – Несветайский район |
7 |
40 |
5 |
1 |
43 |
96 |
Мясниковский район |
11 |
11 |
15 |
36 |
24 |
97 |
город Шахты |
16 |
12 |
8 |
35 |
28 |
99 |
Аксайский район |
9 |
14 |
11 |
20 |
46 |
100 |
город Азов |
13 |
13 |
9 |
29 |
36 |
100 |
город Новочеркасск |
5 |
26 |
24 |
31 |
20 |
106 |
Матвеево-Курганский район |
31 |
3 |
7 |
39 |
27 |
107 |
Сальский район |
36 |
10 |
29 |
13 |
19 |
107 |
Целинский район |
37 |
30 |
26 |
6 |
10 |
109 |
Усть-Донецкий район |
46 |
22 |
3 |
3 |
38 |
112 |
Куйбышевский район |
2 |
16 |
41 |
19 |
37 |
115 |
Песчанокопский район |
32 |
15 |
23 |
15 |
33 |
118 |
Красносулинский район |
30 |
39 |
12 |
40 |
2 |
123 |
Пролетарский район |
44 |
24 |
40 |
11 |
4 |
123 |
город Зверево |
4 |
29 |
44 |
45 |
5 |
127 |
Веселовский район |
45 |
1 |
52 |
22 |
18 |
138 |
город Новошахтинск |
23 |
21 |
48 |
37 |
9 |
138 |
Чертковский район |
18 |
49 |
37 |
28 |
8 |
140 |
Миллеровский район |
22 |
53 |
20 |
7 |
40 |
142 |
Верхнедонской район |
24 |
17 |
43 |
8 |
51 |
143 |
Тарасовский район |
26 |
43 |
16 |
51 |
11 |
147 |
город Батайск |
1 |
20 |
33 |
49 |
45 |
148 |
город Гуково |
8 |
46 |
32 |
50 |
12 |
148 |
Советский район |
29 |
54 |
35 |
25 |
7 |
150 |
Семикаракорский район |
51 |
36 |
25 |
9 |
30 |
151 |
город Каменск-Шахтинский |
12 |
32 |
51 |
23 |
35 |
153 |
город Волгодонск |
27 |
25 |
39 |
34 |
31 |
156 |
Егорлыкский район |
25 |
37 |
13 |
42 |
39 |
156 |
Зимовниковский район |
39 |
27 |
42 |
2 |
47 |
157 |
Неклиновский район |
38 |
33 |
38 |
41 |
13 |
163 |
Орловский район |
21 |
35 |
34 |
44 |
34 |
168 |
Мартыновский район |
50 |
28 |
50 |
21 |
21 |
170 |
Обливский район |
35 |
51 |
22 |
43 |
23 |
174 |
Морозовский район |
33 |
18 |
36 |
38 |
50 |
175 |
Волгодонской район |
53 |
34 |
17 |
53 |
25 |
182 |
Тацинский район |
42 |
38 |
45 |
27 |
32 |
184 |
Ремонтненский район |
40 |
55 |
54 |
33 |
14 |
196 |
Цимлянский район |
53 |
41 |
27 |
46 |
29 |
196 |
Кашарский район |
53 |
31 |
55 |
5 |
54 |
198 |
Шолоховский район |
43 |
44 |
49 |
18 |
44 |
198 |
Багаевский район |
48 |
4 |
53 |
47 |
48 |
200 |
Дубовский район |
47 |
50 |
28 |
30 |
52 |
207 |
Каменский район |
28 |
42 |
30 |
53 |
54 |
207 |
Константиновский район |
49 |
45 |
31 |
48 |
41 |
214 |
Милютинский район |
52 |
52 |
47 |
17 |
53 |
221 |
Боковский район |
34 |
48 |
46 |
52 |
49 |
229 |
Победитель номинации “Малый бизнес – большой рост” – городской округ Донецк.
При сокращении населения на 900 чел. число малых и средних предприятий выросло на 52 ед. (3%). Также пи сокращении численности занятых на 1 600 чел (около 12%), численность занятых в сфере МСП увеличилась на 400 чел. (13,8%). Также рост демонстрируется по таким показателям как объем налоговых поступлений от субъектов МСП и инвестиции в основной капитал субъектов МСП, которые за период 2009-2011гг. увеличились на 5,3 млн руб. (10,8%) и 10,4 млн руб. (866,7%) соответственно.
На территории МО реализуются 19 инвестиционных проектов с общим объемом финансировании в объеме 1 071,9 млн руб. (за счет собственных и заемных средств), которые предусматривают создание 472 рабочих мест.
3.2 Рейтинг по административной поддержке
Диаграмма 11. Рейтинг по административной поддержке
МО |
Инфраструктура |
Место в рейтинге по среднегодовому финансированию программ на душу населению |
Направления НПА |
Льготная Приватизация |
Муниципальные закупки |
Сумма |
город Волгодонск |
6 |
13 |
1 |
5 |
18 |
43 |
Константиновский район |
3 |
5 |
4 |
31 |
8 |
51 |
Обливский район |
5 |
4 |
4 |
11 |
31 |
55 |
Пролетарский район |
1 |
27 |
3 |
14 |
11 |
56 |
Боковский район |
10 |
10 |
4 |
32 |
6 |
62 |
город Таганрог |
41 |
1 |
3 |
1 |
26 |
72 |
город Каменск-Шахтинский |
11 |
18 |
3 |
6 |
38 |
76 |
Егорлыкский район |
9 |
26 |
5 |
32 |
4 |
76 |
Мясниковский район |
13 |
8 |
4 |
32 |
20 |
77 |
город Шахты |
46 |
15 |
3 |
12 |
3 |
79 |
Миллеровский район |
26 |
6 |
2 |
24 |
22 |
80 |
Орловский район |
40 |
11 |
3 |
21 |
7 |
82 |
Аксайский район |
21 |
46 |
4 |
2 |
10 |
83 |
город Донецк |
34 |
39 |
3 |
9 |
1 |
86 |
Заветинский район |
19 |
12 |
1 |
32 |
23 |
87 |
Верхнедонской район |
14 |
25 |
4 |
29 |
16 |
88 |
Морозовский район |
15 |
9 |
1 |
32 |
33 |
90 |
Зерноградский район |
32 |
2 |
2 |
19 |
39 |
94 |
Песчанокопский район |
47 |
7 |
3 |
32 |
5 |
94 |
город Гуково |
51 |
24 |
3 |
17 |
2 |
97 |
город Зверево |
8 |
38 |
2 |
32 |
19 |
99 |
Кашарский район |
7 |
41 |
5 |
23 |
24 |
100 |
Кагальницкий район |
20 |
17 |
3 |
28 |
34 |
102 |
Целинский район |
2 |
19 |
2 |
32 |
47 |
102 |
Семикаракорский район |
12 |
3 |
2 |
32 |
54 |
103 |
Матвеево-Курганский район |
4 |
20 |
4 |
32 |
45 |
105 |
Веселовский район |
37 |
28 |
4 |
25 |
13 |
107 |
Тарасовский район |
35 |
29 |
3 |
26 |
14 |
107 |
город Новочеркасск |
16 |
50 |
4 |
10 |
28 |
108 |
Родионово – Несветайский район |
23 |
22 |
4 |
32 |
29 |
110 |
Мартыновский район |
30 |
40 |
4 |
16 |
25 |
115 |
Сальский район |
42 |
33 |
2 |
27 |
12 |
116 |
Цимлянский район |
25 |
16 |
4 |
32 |
43 |
120 |
Азовский район |
29 |
49 |
4 |
30 |
9 |
121 |
Шолоховский район |
17 |
54 |
3 |
32 |
17 |
123 |
Усть-Донецкий район |
18 |
23 |
2 |
32 |
49 |
124 |
Чертковский район |
53 |
14 |
4 |
32 |
21 |
124 |
город Новошахтинск |
38 |
36 |
3 |
8 |
40 |
125 |
Октябрьский район |
45 |
21 |
4 |
20 |
37 |
127 |
Каменский район |
22 |
53 |
5 |
32 |
27 |
139 |
Милютинский район |
27 |
51 |
4 |
18 |
41 |
141 |
Тацинский район |
52 |
37 |
5 |
32 |
15 |
141 |
Белокалитвинский район |
54 |
42 |
3 |
13 |
32 |
144 |
Дубовский район |
28 |
45 |
4 |
32 |
35 |
144 |
Зимовниковский район |
36 |
31 |
2 |
22 |
53 |
144 |
Волгодонской район |
50 |
30 |
5 |
32 |
30 |
147 |
Куйбышевский район |
44 |
34 |
1 |
32 |
36 |
147 |
город Батайск |
31 |
55 |
4 |
7 |
54 |
151 |
Красносулинский район |
49 |
35 |
1 |
15 |
51 |
151 |
город Азов |
48 |
52 |
4 |
4 |
44 |
152 |
Советский район |
24 |
43 |
4 |
32 |
50 |
153 |
город Ростов-на-Дону |
55 |
47 |
3 |
3 |
46 |
154 |
Багаевский район |
33 |
44 |
4 |
32 |
42 |
155 |
Неклиновский район |
43 |
32 |
2 |
32 |
48 |
157 |
Ремонтненский район |
39 |
48 |
3 |
32 |
52 |
174 |
Победитель номинации “Административная поддержка малого бизнеса” – городской округ Волгодонск.
В городском действует целевая программа поддержки МСП на 2009-2014гг. при этом объем ее финансирования за период 2009-2011 гг. за счет средств местного, регионального и федерального бюджетов составил 5,6 млн руб., 3,2 млн руб. и 2,9 млн руб. соответственно. Основная часть выделена для предоставления субсидий субъектам МСП
Инфраструктура поддержки предпринимательства в городском округе представлена НП «Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг», консультационным центр «Партнер-Консалтинг», КПК «Союз банковских служащих» и советом по развитию субъектов МСП при Администрации города Волгодонска. При этом Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг оказал 2189 консультаций за период 2010-2011 гг. В некоммерческое партнерство входят 528 предприятий.
Также на территории муниципального образования активно реализуется механизм льготной приватизации, так за период 2009-2011 гг. на территории Волгодонска было приватизировано 45 из 147 запланированных объектов, при этом общая площадь и стоимость данных объектов составили 3,5 тыс. кв. м. и 140 млн руб. соответственно.
Доля муниципальных закупок у субъектов МСП за период 2009-2011 гг. составила 13,3% в среднем. Их объем в 2011 году составил 113,2 млн руб.
Не смотря на то, что на территории муниципального образования не реализуется инвестиционных объектов с участием муниципального финансирование, местные власти активно поддерживают инвестиционную деятельность законодательно.
3.3 Итоговый рейтинг
Диаграмма 12. Итоговый рейтинг
МО |
Индекс Административной поддержки |
Индекс динамики МСП |
Индекс состояния МСП |
Инвестиции |
Сумма |
Аксайский район |
13 |
13 |
16 |
3 |
45 |
Зерноградский район |
18 |
6 |
2 |
20 |
46 |
Мясниковский район |
9 |
11 |
10 |
24 |
54 |
Заветинский район |
15 |
2 |
21 |
21 |
59 |
город Таганрог |
6 |
7 |
3 |
45 |
61 |
город Ростов-на-Дону |
52 |
5 |
5 |
1 |
63 |
город Шахты |
10 |
12 |
34 |
7 |
63 |
Егорлыкский район |
8 |
37 |
4 |
14 |
63 |
город Донецк |
14 |
1 |
45 |
6 |
66 |
город Каменск-Шахтинский |
7 |
35 |
18 |
12 |
72 |
Пролетарский район |
4 |
23 |
27 |
18 |
72 |
Песчанокопский район |
19 |
21 |
12 |
23 |
75 |
Сальский район |
32 |
17 |
22 |
4 |
75 |
Целинский район |
24 |
18 |
13 |
22 |
77 |
город Волгодонск |
1 |
36 |
6 |
36 |
79 |
Орловский район |
12 |
40 |
11 |
19 |
82 |
город Новочеркасск |
29 |
15 |
30 |
10 |
84 |
город Азов |
50 |
14 |
15 |
9 |
88 |
Белокалитвинский район |
43 |
9 |
23 |
17 |
92 |
Верхнедонской район |
16 |
29 |
8 |
40 |
93 |
Константиновский район |
2 |
53 |
7 |
32 |
94 |
Кагальницкий район |
23 |
8 |
38 |
27 |
96 |
Веселовский район |
27 |
25 |
43 |
2 |
97 |
Боковский район |
5 |
55 |
17 |
25 |
102 |
город Зверево |
21 |
24 |
31 |
30 |
106 |
Октябрьский район |
39 |
3 |
36 |
29 |
107 |
Усть-Донецкий район |
36 |
19 |
47 |
5 |
107 |
Миллеровский район |
11 |
28 |
28 |
42 |
109 |
Морозовский район |
17 |
43 |
42 |
8 |
110 |
Матвеево-Курганский район |
26 |
16 |
25 |
44 |
111 |
Азовский район |
34 |
4 |
37 |
37 |
112 |
город Новошахтинск |
38 |
26 |
40 |
11 |
115 |
Родионово – Несветайский район |
30 |
10 |
32 |
47 |
119 |
Чертковский район |
37 |
27 |
29 |
26 |
119 |
Обливский район |
3 |
42 |
39 |
39 |
123 |
Семикаракорский район |
25 |
34 |
35 |
31 |
125 |
Тацинский район |
42 |
45 |
1 |
38 |
126 |
город Батайск |
48 |
31 |
9 |
41 |
129 |
Шолоховский район |
35 |
49 |
14 |
33 |
131 |
город Гуково |
20 |
32 |
52 |
28 |
132 |
Куйбышевский район |
47 |
20 |
19 |
46 |
132 |
Тарасовский район |
28 |
30 |
33 |
50 |
141 |
Мартыновский район |
31 |
41 |
20 |
50 |
142 |
Цимлянский район |
33 |
47 |
53 |
16 |
149 |
Волгодонской район |
46 |
44 |
24 |
43 |
157 |
Зимовниковский район |
45 |
38 |
26 |
48 |
157 |
Красносулинский район |
49 |
22 |
51 |
35 |
157 |
Неклиновский район |
54 |
39 |
50 |
15 |
158 |
Багаевский район |
53 |
50 |
48 |
13 |
164 |
Кашарский район |
22 |
48 |
55 |
50 |
175 |
Советский район |
51 |
33 |
44 |
50 |
178 |
Каменский район |
40 |
52 |
41 |
50 |
183 |
Милютинский район |
41 |
54 |
54 |
34 |
183 |
Дубовский район |
44 |
51 |
49 |
49 |
193 |
Ремонтненский район |
55 |
46 |
46 |
50 |
197 |
Победитель номинации “Лучшее муниципальное образование” – Аксайский муниципальный район.
На территории муниципального района действует долгосрочная программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг. При этом программа отличается высоким объемом финансирования за счет средств муниципального бюджета. За период 2009-2011 из местного бюджета было выделено 21,1 млн руб. на реализацию программы, 7,5 млн руб. за тот же период было выделено из регионального и федерального бюджетов.
На территории муниципального образования реализуются 10 инвестиционных проектов, с объемом финансирования за счет собственных и заемных средств в 10 754,9 млн руб. Реализация проектов предусматривает создание 1056 рабочих мест.
Доля муниципальных закупок у субъектов МСП за период 2009-2011 гг. в среднем составил 13,2%. Объем закупок за тот же период составил 130 млн руб.
Подобная активность муниципальной власти позволила увеличить количество субъектов МСП и численность занятых в сфере МСП за период 2009-2011 гг. на 5% (225 ед.) и 3,4% (320 чел.). Показатели выручки и инвестиций в основной капитал субъектов МСП демонстрирует более существенный рост, за тот же период они выросли на 32% (169 млн руб.) и 49% (6,1 млн руб.) соответственно.
Приложение
Диаграмма 13. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед.)
Диаграмма 14. Количество субъектов МСП в региональном разрезе в 2010 году (ед. на тыс. жителей)
Диаграмма 15. Численность занятых в МСП в региональном разрезе в 2010 году (тыс. чел.)
Диаграмма 16. Оборот субъектов МСП в 2010 году (млн руб.)
Диаграмма 17. Инвестиции в основной капитал МСП в 2010 году (млн руб.)
Диаграмма 18. Показатели социально-экономического развития в муниципальных образованиях Ростовской области в 2011 году
На данной диаграмме не отображены результаты городского округа Ростов-на-Дону, лидирующего по данному показателю.
Диаграмма 19. Развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях Ростовской области по абсолютным показателям в 2011 году
На данной диаграмме не отображены результаты городского округа Ростов-на-Дону, лидирующего по данному показателю, а также Кашарского муниципального района.
Диаграмма 20. Развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях Ростовской области по относительным показателям в 2011 году
На данной диаграмме не отображены результаты Каширского муниципального района
Диаграмма 21. Количество субъектов МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году
На данной диаграмме не отображены результаты городского округ Ростов-на-Дону с показателем 76 152 ед., а также Волгодонского, Кашарского и Цимлянского районов.
Диаграмма 22. Количество субъектов МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году (ед. на 1 тыс. жителей)
На данной диаграмме не отображены результаты Волгодонского, Кашарского и Цимлянского районов.
Диаграмма 23. Численность занятых в МСП в разрезе муниципалитетов в 2011 году (тыс. чел.)
На данной диаграмме не отображены результаты городского округ Ростов-на-Дону с показателем 140,4 тыс. чел., а также Кашарского и Ремонтненского районов.
Диаграмма 24. Доля занятых в МСП относительно общего количество занятых в 2011 году (%)
Кашарского, Миллеровского Милютинского, Обливского, Ремонтненского и Чертковского районов
Диаграмма 25. Инвестиции в основной капитал субъектов МСП в 2011 году (тыс.руб.)
На данной диаграмме не отображены результаты Багаевского муниципального района с показателем 7,8 млрд руб., а также Милютинского района и городских округов Азов и Батайск.
Диаграмма 26. Доля инвестиции в основной капитал субъектов МСП от общего объема инвестирования в 2011 году (тыс.руб.)
На данной диаграмме не отображены результаты Зимовниковского и Милютинского районов, а также городских округов Азов и Батайск.