Анна Петухова: «Мы живём в такое потрясающее время, когда границы в маркетинге между крупными корпорациями и малым бизнесом стираются»

В преддверии форума и премии «Бизнес-Успех» в Рязанской области мы поговорили с Анной Петуховой, опытным маркетологом, спикером и директором компании «Semantika». Она рассказала о главных и важных тенденциях маркетинга, на что обращать внимание при разработке рекламной стратегии, о бюджетных маркетинговых идеях и дала ценные бизнес-советы для предпринимателей.

- Область маркетинговых исследований постоянно трансформируется, расскажите, пожалуйста, о новых трендах в маркетинге.

- Маркетинг – это наука на стыке экономики, психологии и искусства. И именно поэтому мы, маркетологи, вынуждены не просто балансировать, а находиться на передовой всех изменений, которые происходят в этих сферах. Вы будете удивлены, но потребительское поведение меняется в зависимости от огромного количества факторов. Политическая обстановка, экономические изменения или их ожидания, время года, климат, даже семейное положение и настроение – малейшие изменения в жизни человека меняют его поведение в магазине. Как существо любопытное, человек охотно интересуется инновациями и непривычными продуктами, стремление к «хлебу и зрелищам» не проходит даже в 21 веке.

Маркетинг стремится уловить тонкие веяния, тренды и даже играть «на хайпе», поэтому нет ничего интереснее, чем отслеживать тенденции рынка и создавать стратегии, которые будут вести компанию вперёд через годы.

Сейчас среди важнейших трендов маркетинга можно отметить следующие:

1. Цифровизация – основное направление в маркетинге сейчас. Детальное наблюдение за поведением потребителей приводит к полной прозрачности. Постепенно мы сможем устанавливать автоматические переходы и почти полностью доверить рутинные задачи машине, фокусируясь на управленческих вопросах.

2. Использование социальных сетей вместо инструментов ATL – практически безадресная реклама, такая, как реклама на радио и на телевидении, не позволяет контролировать эффективность потраченных на неё средств и оставляет в неведении, как отреагировали на неё отдельные группы целевой аудитории.

3. Переход к тотальному контролю над эффективностью маркетинга – «что я не могу сосчитать, тем я не владею» - это золотой постулат маркетинга с 2015 года по нынешнее время. Конечно, есть много мнений насчёт того, что иногда эффект от продвижения накапливается, может проявиться внезапно и испортить всю логически выстроенную статистику. Но для этого на местах есть маркетологи. На мой взгляд, основной задачей маркетологов современной оцифрованной компании является то, чтобы иногда одёргивать финансистов и коммерсантов и вносить в цифры здравый смысл или хотя бы нотку человечности.

4. Персонификация вместо сегментации – ещё пару лет назад мы делили потребителей и покупателей на группы по возрасту, полу, увлечениям, семейному положению. Сейчас всё стало гораздо запутаннее. Детальные исследования разрушили иллюзии о том, что можно структурировать потребление. Теперь принято выделять 10-15 реальных людей, анализировать их потребление и делать предложения для каждого конкретного случая. Эффективность такого маркетинга в разы выше, хоть и даётся он сложнее.

5. Гуманизация брендов – люди устали от брендов, символы и буквы путаются в их головах. И именно поэтому мы сейчас активно рекомендуем представлять себе бренд как друга или делового партнёра клиента. Именно этими качествами должны наделяться бренды, чтобы они стали интуитивно понятными и действительно запали в душу.

5.jpg

- Можно ли рассчитать эффективность рекламной кампании?

- Эффективность рекламной кампании не просто можно, но и нужно рассчитывать. Это важнейший показатель, который демонстрирует, в правильном ли мы направлении движемся. Если действовать по наитию или не менять рекламные инструменты годами, то можно уткнуться в множество проблем, например: большие финансовые затраты, которые не отбиваются, потеря рыночного сегменты и даже потеря доверия целевой аудитории. А доверие, как мы знаем – ключевой фактор успеха в эпоху кризисных явлений.

- Есть ли какие-то бюджетные маркетинговые идеи для малого бизнеса?

- Мы живём в такое потрясающее время, когда границы между крупными корпорациями и малым бизнесом стираются. В моде ручная работа, лаконичность и экологичность. Также людям не хватает общения и доверительных отношений. Им хочется, чтобы их понимали и общались с ними напрямую. Такие возможности предоставляют социальные сети. Именно поэтому даже такие гиганты как Johnson&Johnson меняют структуру бюджета и инвестируют в адресную рекламу в YouTube.

- Анна, Вы также являетесь Членом Американской Ассоциации маркетологов. Расскажите, какие инструменты/направления маркетинга популярны в Америке? И есть ли сильные отличия между российским маркетингом и американским?

- К сожалению, отличия в маркетинге США и России складываются не в нашу пользу. Мы более архаичны, менее образованы в области маркетинга (надеюсь, констатация этого факта никого не обидит), более зависимы от финансовых и генеральных директоров. Во многом, именно это губит все позитивные начинания. Вместо того, чтобы вступить в диалог и найти решение, которое подойдёт под все задачи, маркетологи склонны соблюдать субординацию. Ещё одной важной проблемой является нежелание общаться с клиентами. Во многом, это связано с нашей национальной привычкой замыкаться в себе.

В США, наоборот, потребители раскрепощённо делятся мнением, и это позволяет американской ассоциации создавать по несколько ценнейших исследований в области маркетинга в год.

- Сейчас очень много говорят о внедрении современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, и область маркетинга это тоже не обошло стороной. Какие преимущества у цифрового маркетинга?

- Цифровой маркетинг – это, в первую очередь, возможность детального контроля расходов. Также он позволяет видеть всю воронку продаж и понимать, какие этапы стратегии или продаж «хромают». Только понимая, как крутятся шестерёнки, мы можем понять, как настроить двигатель. Цифровизация, в этом смысле, наше новое достояние, которое не только экономит бюджет на маркетинг, но и позволяет учиться на ошибках.

7.jpg

5 бизнес-советов от Анны Петуховой:

1. Планируйте маркетинг заранее. Оптимально проработать 2-3 стратегии в зависимости от цикла конъюнктуры и задач компании, и следовать им.

2. Будьте гибкими. Имея чёткий план, оставляйте за собой моральное право изменить своё мнение.

3. Общайтесь с клиентами и конкурентами. Вы увидите, что они охотно делятся мнением и отличными идеями. Тестируйте эти идеи.

4. Считайте расходы на маркетинг и наблюдайте за реакцией на ваши действия. Только так можно создать обдуманную концепцию.

5. Не мерьте потребителей по себе. Мотивов и желаний ваших клиентов – огромное многообразие.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр