«Людей надо чем-то кормить»: как российский бизнес зарабатывает миллионы на продуктовом эмбарго

Пять лет назад Владимир Путин подписал указ о продуктовом эмбарго, который лишил российские магазины французских сыров, испанского хамона и других продуктов. Пока потребители били тревогу, малый бизнес учился замещать исчезнувшие товары.

«Мы с моим партнером и другом [Сергеем Николаенко] и представить не могли, что когда-нибудь создадим собственный молочный завод, — признается Александр Мельников, 46-летний сооснователь молокоперерабатывающего завода «Николаевская ферма». — Но после введения санкций все изменилось: огромное количество фальсификата, появившегося на полках магазинов, нас просто возмущало. Очень захотелось открыть свое пищевое производство». Раньше Мельников был далек от сельскохозяйственной отрасли: в 2001 году, окончив Московский технический автодорожный университет, устроился помощником генерального директора в «Лукойл-Коми». Менеджером в «нефтянке» он проработал семь лет, после чего решил запустить бизнес: стал продавать мебель из Италии. «У нас было несколько шоу-румов, мы обставляли даже гостиницу «Украина», — гордится предприниматель. Однако после валютного кризиса 2014 года, когда цены на итальянскую мебель поднялись в несколько раз, компанию пришлось закрыть.

Мельников принялся перебирать новые бизнес-идеи. В 2015 году вместе с давним приятелем Сергеем Николаенко, на тот момент советника секретариата министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а до того помощником замминистра в Министерстве экономического развития, придумал запустить молочное производство. Россия тогда из-за наложенного президентом эмбарго уже год как прекратила ввозить импортную молочную продукцию из Евросоюза — на нее приходилось 1,3% внутреннего потребления страны. «Санкции ведь уже не отменят, подумали тогда мы, и решили рискнуть», — вспоминает Мельников. Николаенко отказался от карьеры чиновника — уволился из ЕЭК и тоже бросил все силы на фермерство.

Партнеры решили не связываться с живыми коровами и остановились на бизнесе по переработке сырого молока в молочные продукты. Купили 6 га земли в городе Кувшиново Тверской области за 10 млн рублей. Место выбрали неслучайно: там Мельников провел свое детство. «Делать достойное дело на родной земле вдвойне приятно и ответственно», — поясняет он. Чтобы разобраться в тонкостях производства, пригласили двух экспертов из московского НИИ молочной промышленности, которые подобрали оборудование и полностью спроектировали устройство завода.

«Николаевская ферма» — молокоперерабатывающий завод площадью 1800 кв. м и проектной мощностью 130 тонн молока в сутки — выросла в чистом поле ровно за год. Еще столько же времени ушло на оснащение предприятия российским оборудованием (молочными танками-охладителями, сливкоотделителями и т. д.) и разработку рецептур производства молочной и кисломолочной продукции. Инвестиции в запуск бизнеса составили около 300 млн рублей (личные накопления основателей и 60 млн рублей кредита).

Молоко Мельников и Николаенко стали закупать у нескольких поставщиков из Тверской и Московской областей. После того как сырье поступало на завод, его проверяли на соответствие ветеринарному свидетельству и отправляли в переработку. Технология разнится в зависимости от типа товара. «Отделяем сливки, которые идут на масло, молоко разливаем в бутылки, заквашиваем кефир и сметану, потом разливаем и фасуем. Часть молока и обрата идет на творог, после процесса варки фасуем. То же самое с мягким сыром: варим и фасуем в вакуумную упаковку, — описывает Мельников. — Все это хранится в готовом виде в холодильной камере при температуре 4 градуса. В торговой точке продукция появляется на следующий день после производства, максимум через день».

Начать партнеры решили с регионального рынка — казалось, там должен быть хороший спрос и не должна мешать московская конкуренция. Заключили договор с сетью «Универсал» (около 30 продовольственных магазинов в Твери), но пожалели: некоторые магазины покупали всего по одной упаковке молока в день, сетует предприниматель.

Пришлось все-таки покорять Москву. Оказалось, конкуренция не такая уж и пугающая: сети «Алые Паруса» и «Твой дом» без колебаний взяли продукцию «Николаевской фермы», размещая ее в специальных фермерских уголках. Благодаря этому объем производства завода увеличился с нескольких сотен литров до пяти тонн молока в день.

На волне успеха новоиспеченные фермеры предложили сотрудничество лидерам столичного ретейлового рынка — X5 Retail Group, «Магниту» и «Ленте». Переговоры длились больше года. За это время предприниматели успели расширить ассортимент молоком разной жирности, йогуртами, творогом, адыгейским сыром и выйти в сети «Бахетле», «Мираторг», «Круста», «Соломка», а также «Гастроном №1» столичного ГУМа.

В начале 2019-го «Николаевская ферма» наконец появилась в 94 московских и петербургских магазинах «Перекресток» и «Карусель», принадлежащих X5 Retail Group. В июле ретейлер предложил предпринимателям начать продажи еще в 112 точках.

Завод приносит Мельникову и Николаенко по 10 млн рублей выручки ежемесячно, но о прибыли говорить рано — каждый месяц партнеры тратят на 7 млн рублей больше того, что зарабатывают (помогает пока еще не истощившаяся финансовая подушка). Основные расходы — закупка молока (средняя стоимость — 30 рублей за литр), электроэнергия и зарплата 67 сотрудников. «Крупные сети, конечно, диктуют свои правила: порой мы продаем им товар совсем без маржи, — признается Мельников. — Но надо потерпеть: в любой момент «Магнит» или «Лента» могут подписать с нами большой контракт, а это будут уже совсем другие цифры». По оценке предпринимателя, завод, работающий на полную мощность, сможет приносить по 350 млн рублей выручки в месяц.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр