Попробовать Сибирь на вкус: как запустить производство пюре из ягод-дикоросов

Александр Деев, победитель межрегионального этапа премии «Бизнес-Успех» в Иркутске, рассказал историю становления своего бизнеса, о том, как производить натуральные продукты, несмотря на сложности с сырьём и упаковкой, а также о планах на 2019 год.

Предприниматель из Иркутска Александр Деев развивал собственный бизнес в сфере продаж компьютерной техники и отделочных материалов. Дела шли успешно, бизнес приносил стабильную прибыль, но в какой-то момент Александр захотел производить что-то «местное» - и запустил производство пюре из ягод-дикоросов.

Ставка на локальный продукт

Александр Деев занимается предпринимательством с детства. Ещё будучи школьником, он организовал бригаду из восьми таких же ребят, с которыми собирал в лесу грибы и продавал их на трассе. Таким образом, за несколько недель он заработал себе на спортивный костюм и карманные расходы к новому учебному году. 

В 2012 году он открыл компанию по оптово-розничной торговле компьютерным оборудованием и отделочными материалами. Бизнес шёл неплохо, но Александру всегда хотелось продавать что-то «местное» - сделанное или выращенное в Иркутской области. 

В 2017 году у него появилась идея заняться эколого-ориентированным бизнесом. Предприниматель обратил внимание на местные дикорастущие ягоды и лесные растения. 

«Прибайкальская ягода отличается от ягод других регионов. Она имеет более яркий насыщенный вкус. Мы думаем, что причина этого – суровый климат и связанный с ним короткий цикл созревания, плюс особая вода Байкало-Ангарского бассейна», - говорит Александр.

Он принёс несколько килограммов ягод своему другу на кафедру химии в Иркутском госуниверситете и предложил «похимичить» с ними на лабораторном оборудовании.

Спустя неделю друг Александра представил ему пастообразное пюре, сушёный жмых, конфеты на основе концентрированного сока и два вида концентрата брусничного сока. Все эти продукты не требуют сложной технологии производства. Попробовав их, Александр Деев решил запустить производство концентрированного пюре.

1.jpg
Бизнес в тестовом режиме

В ноябре 2017 года предприниматель начал вести переговоры по привлечению инвестиций в свой будущий проект – компанию «Дикая Сибирь». Этот процесс занял около полугода.

«В Иркутске найти инвесторов было сложно. Я общался с крупными предпринимателями, но в основном мы не нашли понимания. В других регионах люди активнее откликались. В результате мы привлекли инвестиции из Краснодарского края, и теперь они работают на благо нашего региона», - рассказывает Александр Деев.

Во время поиска инвесторов Александр с командой из лаборатории выпускали небольшие партии пюре. Они использовали оборудование, которое отделяет концентрированный сок от взвешенных частиц.

Лаборатория могла производить около 6 килограммов пюре в день. Полученный продукт Александр использовал для тестирования рынка. Он фасовал пюре в маленькие 35-граммовые баночки и предлагал его организаторам различных бизнес-мероприятий, проходивших в Иркутске, Ижевске, Хабаровске, Ханты-Мансийске, Петрозаводске.

Реакция первых потребителей была в основном положительной: многие интересовались, где можно купить такой продукт. Это утвердило предпринимателя в мысли, что его продукт – востребованный.

Запуск производства

В июле 2018 года основной инвестор был найден, и Александр приступил к строительству полноценного производства. Его назвали мануфактурой, так как лабораторное оборудование, необходимое для выпуска продукции, – это не автоматизированная линия, и большая часть работ выполняется вручную. Технический запуск мануфактуры произошёл уже через 3 месяца – в октябре 2018 года.

Мануфактура находится в Иркутске в помещении площадью 60 квадратных метров, которое раньше занимала кухня бывшего кафе. Оно было готово для пищевого производства, но Александр переоборудовал его под более высокие требования, применяемые к фармацевтической деятельности. Для этого установили новые чистые потолки, лампы, воздухоочистители, дверь для чистых помещений. Стены покрасили специальной бактерицидной краской.

Оборудование, на котором перерабатывается ягода, заказывали из Германии и Италии. Немецкую технику пришлось ждать около 4,5 месяцев. Новую морозильную камеру австрийского производства выкупили у собственницы кухни по цене в полтора раза ниже розничной.

Общие вложения в оборудование составили около 1,3 млн. рублей. Всего на запуск производства было потрачено около 3 млн. рублей. 40% из них – личные средства Александра, а остальные 60% – инвестиции от партнёра. В таком же соотношении распределены и доли в компании. Окупаемость рассчитана на два года, но основатель «Дикой Сибири» рассчитывает выйти «в ноль» уже в 2019 году.

2.jpg
Поиск поставщиков

Для полноценного запуска мануфактуры требовалось решить ещё один важный вопрос – где брать ягоду в больших объёмах для производства пюре. Летом и осенью 2018 года несколько человек, включая самого Александра, занимались поиском поставщиков. Это оказалось непростой задачей. Выяснилось, что у большинства сборщиков нет подходящих условий для хранения ягоды.

«Сначала сборщики обещают нам собрать 5 тонн ягоды за месяц. Мы не против всё это купить, только чтобы ягода была из этого района. Заключаем контракт, но без предоплаты. Проходит месяц – тишина. Мы звоним, и нам говорят: «Не получилось ничего сохранить, ягода закисла». А нам надо на чём-то запускаться!» - вспоминает Александр Деев.

В результате оказалось, что Иркутская область не в состоянии обеспечить мануфактуру «Дикая Сибирь» качественным сырьём. Местный облпотребсоюз предоставил всего 2 тонны ягоды. Ещё несколько тонн купили в соседней Бурятии, но этого всё равно было недостаточно. Поэтому ягоду пришлось искать буквально по всей Сибири. Сырьё нужного качества удалось найти в Томской области: по словам Александра, в этом регионе процесс заготовки ягоды более-менее отлажен.

По оценке предпринимателя, закупленного осенью сырья должно хватить на годовой цикл производства, до следующего летнего сезона. Но поиски надёжных поставщиков, готовых предлагать качественную ягоду, продолжаются.

«В целом заготовка – это слабое место нашей отрасли. Сейчас мы поняли, что каких-то поставщиков нужно «доращивать»: знакомить их с требованиями ГОСТа, помогать им с поиском оборудования. Мы отправляем им информацию, как должен выглядеть современный заготовительный пункт, какие нужно приобретать установки», - замечает Александр.

Ягода поступает на мануфактуру в замороженном виде. При этом заморозка производится только один раз - при заготовке. Во время обработки ягоду перебирают вручную, измельчают в полупромышленном блендере, затем перемешивают в гомогенизаторе до однородного пюре.

Проблемы с упаковкой

Для первой партии пюре требовались 35-граммовые стеклянные баночки. Заказывать их пришлось в Китае. В Иркутске, по словам Александра Деева, стеклянного производства нет вообще, а в Центральной России не выпускают баночки объёмом менее 100 мл.

Первая партия пюре состояла из 12 000 ёмкостей. Александр забронировал этот объём в Китае, решив оплатить заказ через несколько дней. Но за это время всю партию выкупили другие производители, а следующую пришлось ждать около двух недель. Сама поставка заняла около полутора месяцев, так как товар везут из Китая в Сибирь через Москву. Из-за всех этих задержек с поставками запуск производства пришлось отложить на месяц.

С дизайном и изготовлением этикеток для продукции «Дикой Сибири» тоже не всё прошло гладко. «Как выяснилось, иркутские подрядчики не сталкивались с такой этикеткой и упаковкой, которые мы хотели. Они говорили нам, что таких сложных заказов у них ещё ни разу не было. У нас была очень высокая планка по исполнению, а все производители в основном хотят сделать попроще», - вспоминает Александр.

3.jpg
Ассортимент натуральных витаминов

Основной продукт иркутской мануфактуры – пюре из клюквы, брусники и черники. Розничная цена одной 35-граммовой баночки такого пюре – около 120 рублей. Именно это пюре Александр предлагает покупателям в европейской части России. В самом Иркутске эту продукцию закупают в основном организаторы бизнес-форумов и других мероприятий.

«В московском супермаркете я видел итальянский джем из инжира в такой же баночке весом 35 грамм. В отличие от нашего, он был с сахаром, и стоил 249 рублей – в два раза дороже, чем у нас», - сравнивает Александр Деев.

Второй вид продукции мануфактуры – пластиковые банки с пюре весом в 1 килограмм. Их маржа не такая высокая, как у 35-граммовых баночек, поэтому такую упаковку производят только для местного рынка. Один из потенциальных покупателей этой продукции – иркутская компания, которая обеспечивает продуктами местные рестораны.

Сейчас объём производства составляет около 100 килограммов в день. Это несколько меньше, чем возможности мануфактуры. Но Александр рассчитывает за декабрь и январь полностью обеспечить производство заказами.

«У нас только формируется понимание рынка и спроса. Как только мы закроем книгу заявок на производство, всем остальным будем вынуждены отказывать. Тогда возникнет первоочередная задача расширения. Наверное, мы приступим к этому в первом квартале 2019 года», - делится планами Александр.

Ещё один вид продукции «Дикой Сибири» – комплекты корпоративных подарков. Они состоят не только из ягодного пюре, в них входят и другие дары природы: иван-чай, вяленая клюква, кедровый орех. Компания покупает их у поставщиков и фасует в свою упаковку. Один такой набор из трёх-четырёх видов продуктов стоит от 615 до 850 рублей.

Кому это нужно

После запуска производства Александр начал искать рынок сбыта для продукции мануфактуры. Он провёл переговоры с крупными дистрибьюторами и производителями пищевой продукции. Первые контракты на поставку уже подписаны, ещё несколько – в стадии подготовки. К примеру, сейчас идут переговоры с несколькими московскими магазинами здорового питания.

«Мы уже отгружаем продукцию по Иркутску. Сделали первую отгрузку в Москву в один из интернет-магазинов. Производство ещё не обеспечено заказами на 2019 год. Но мы близки к заключению контракта с несколькими интересными стратегическими партнёрами», - говорит Александр Деев.

Своей целевой аудиторией предприниматель считает людей, ценящих здоровое питание и натуральные продукты. По его мнению, в Сибири интерес к качественному здоровому питанию постепенно растёт. Но пока своим основным рынком основатель «Дикой Сибири» видит крупные города в европейской части России. К тому же вдали от Сибири дары тайги ценятся совсем по-другому, чем в самом регионе.

«То, что растёт рядом, не так высоко ценится. Местные жители могут просто собрать в лесу или купить на рынке ягоду и заморозить её. Когда они видят наш продукт, то говорят, что это запредельно дорого. Но когда мы выставляем ту же продукцию по той же цене в московской сети, нам говорят, что это вменяемая цена. Москвичи понимают: сами они набрать или купить эту ягоду не смогут, если только не потратятся на перелёт в Сибирь и проживание там», - рассуждает Александр.

Также предприниматель рассчитывает продвигать свой товар как туристический продукт. По его оценке, каждый год только в Иркутскую область приезжает 1,2 млн. туристов, и эта цифра растёт.

4.jpg
Маркетинг и продвижение

В соцсетях «Дикая Сибирь» представлена страницами в Instagram и Facebook. В ближайшее время планируется начать рекламные кампании в обеих соцсетях.

На данный момент основным каналом привлечения клиентов остаются выставки и бизнес-мероприятия. К примеру, в декабре 2018 года компания участвовала сразу в нескольких форумах. В Москве Александр представлял свой бренд на презентации Иркутской области в Торгово-промышленной палате РФ. А в Иркутске представитель компании участвовал в выставке «Школа экологического предпринимательства».

В начале декабря компания победила на межрегиональном этапе национальной премии «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший проект в сфере ЗОЖ». Кроме путёвки в финальный этап конкурса «Дикая Сибирь» получила и потенциального оптового клиента. Это крупная региональная компания, которая производит в Сибири шоколадные конфеты.

«Представители этой компании взяли наше пюре на пробу. На следующий день после конкурса неожиданно позвонил заместитель гендиректора и попросил образцы продукции. Они хотят сделать начинки в шоколадные конфеты из нашей кислой ягоды. Надеюсь, что к финалу «Бизнес-Успеха» в 2019 году у нас уже будет заключён контракт, и появятся первые результаты совместной работы», - говорит Александр.

Команда, которая будет расти

Команда проекта состоит из шести человек. Помимо самого Александра это главный технолог, логист, штатный бухгалтер, исполнительный директор и его заместитель. Ещё примерно шесть человек подключаются к работе по мере необходимости в формате фриланса.

В качестве практикантов «Дикая Сибирь» привлекает студентов Иркутского аграрного университета - с этим вузом в ноябре был подписан договор о сотрудничестве. Мануфактура «Дикая Сибирь» стала базовым ресурсным центром для студентов университета на время учебной и преддипломной практики.

«В университете изучают правильное природопользование в лесу. А мы помогаем студентам увидеть, как «лесную» продукцию можно перерабатывать и упаковывать, чтобы она имела интерес для потребителей. За свою работу они получают зарплату», - рассказывает Александр.

Что дальше

В 2019 году Александр Деев планирует увеличить переработку ягод по сравнению с сегодняшним уровнем в два-три раза. Стратегический план – выйти в следующем году на второй инвестиционный раунд. Привлечение новых инвестиций позволит проекту развиваться гораздо быстрее. При этом, как рассчитывает основатель проекта, рост производства будет сопровождаться постоянным повышением уровня качества.

«Обычно у нас из ценной ягоды варят дешёвое варенье, растворяя её сахаром. Я работаю по-другому. Из ценной ягоды мы учимся делать ценные продукты, и мы их делаем. Качество превыше всего, а с ростом всё будет нормально. Тренд на здоровое питание мощный, его ничем не переломишь. Потребителей, которые предъявляют требования к экологичности, качеству и пользе товара, становится всё больше», - убеждён Александр.

Ссылка на источник.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр