Бокс оказался востребованной услугой, и партнёры (Вера Трушина и Наталья Акимова) решили открыть ещё два клуба - один в Ярославле, другой - в спальном районе Иваново. Но время показало, что новые клубы, хоть и приносят прибыль, требуют колоссальных затрат по времени. И тогда девушки решили закрыть три маленьких клуба и открыть один большой. Это позволило сосредоточиться на стратегии: все бизнес-процессы отточили, упаковали бизнес во франшизу - и сейчас в России и Казахстане работает 12 клубов под брендом Rocky Boxing Club.
Нашли «голубой океан»
Вера Трушина еще в юношестве получила мастера спорта по спортивной аэробике и в 16 лет пошла работать помощником тренера по фитнесу, вела групповые занятия в спортивном клубе. С 18 лет Вера начала учиться и параллельно устроилась работать инструктором тренажёрного зала, а затем пошла в World Class и за 5 лет выросла там до руководителя всего фитнес-департамента. В подчинении у девушки было 70 тренеров и менеджеров, при этом Вере было 24 года.
Вера часто посещала различные мероприятия «Международных фитнес-конвенций» и заметила, что индустрия движется в сторону моноуслуг. Ей всегда хотелось иметь своё дело и его развивать. На тот момент на рынке уже были популярны студии танцев, студии йоги как отдельные спортивные клубы. Поэтому она решила остановить выбор на клубе бокса. С одной стороны, она понимала, что не будет проблем с кадрами, так как много тренеров по боксу воспитала ещё советская школа. С другой, в Иваново клуба по боксу не было, и это могло быть хорошим новым форматом.
«Мне хотелось создать место, где люди смогут прийти и снять стресс, дать выход своей агрессии», - вспоминает Вера Трушина.
Вера уволилась из World Class. ООО открыли вместе с партнёром (доли распределены 50 на 50) – это была юрист и хорошая знакомая Веры – Наталья Акимова, которая вдохновилась идеей открытия клуба, так как обожает бокс.
Выбор локации сыграл ключевую роль в успехе клуба: место площадью 200 кв. м было в пешей прогулочной зоне центра города, вблизи от парка и школ. На открытие клуба ушли личные накопления Веры и Натальи - это было около 2 млн рублей. Почти все они ушли на ремонт, так как площадка (бывший общепит) была в плохом состоянии и в течение 20 лет не ремонтировалась. Пришлось заново делать полы (вместо пола была земля) и делать капитальный ремонт.
Вернулись в профессию
Клуб торопились открыть к сентябрю, ставили строителям рекордные сроки, и это получилось – ушло всего 2,5 месяца. Большое внимание партнёры уделили хорошей вывеске, чтобы она привлекала внимание и хорошо проглядывалась с ближайших пешеходных зон. Клуб назвали «Рокки».
Когда встал вопрос о найме сотрудников, Вере не хотелось переманивать бывших сотрудников: «Я всегда хотела плавать в «голубом океане». Мне хотелось дать такую услугу рынку и людям, чтобы она была интересна, и чтобы мне не пришлось бы переманивать людей откуда-то нечестным способом».
Тренеры шли устраиваться на работу сами. Открытие боксёрского клуба в Иваново стало событием. Для старта наняли двоих администраторов с графиком 2 через 2 (клуб работал без выходных с 9 утра до 9 вечера) и пять тренеров.
Чтобы набрать первых клиентов, Вера и Наталья дали провокационную рекламу на местном радио со слоганом «Ждём тебя в ринге». Мужская аудитория откликнулась. Интернет-рекламу на тот момент не использовали, это сейчас онлайн продвижение - главный и единственный маркетинговый инструмент.
«Тогда мы даже не продвигали себя в Яндекс.Директ, так как и так были номер один в городе», - говорит Вера.
Сарафанное радио работало идеально. В первый же день в клуб пришло 40 человек. Половину денег, которые хотели заработать за месяц, партнёры заработали в один день. Через 3 месяца после открытия боксёрский клуб был битком.
В клубе работали индивидуальные и групповые тренировки. Групповые тренировки – полностью разработка Веры и Натальи. Есть несколько градаций по занятиям в группах для начинающих и продвинутых. Бокс - травмоопасный вид спорта, поэтому девушки работают над занятиями внимательно. Вера Трушина говорит, что строили систему занятий таким образом, чтобы клиенты видели результат. Для этого в том числе проходят внутренние соревнования для клиентов клуба.
«Это эмоциональные встречи, - рассказывает Вера. – На профессиональных соревнованиях мы видим спортсменов, которые привыкли скрывать эмоции во время боя. А тут совершенно другая картина. Это и дети, и взрослые, которые переживают очень ярко победы и поражения».
Два года ошибок
Дальше у партнёров было два года проб и ошибок. Когда окупился первый клуб, девушки решили открыть ещё один клуб в городе, но теперь в спальном микрорайоне, а не в центре. На открытие потребовалось всего 500 тыс. рублей, по площади он был такой же, как и в центре. Клуб просуществовал год, и несмотря на то, что он никогда не был в минусе и приносил прибыль, партнёры с радостью его закрыли. Отношение «парней с района» к клубу было исключительно потребительское, каждый месяц залы и раздевалки приходилось ремонтировать.
Вскоре решили переехать в новый большой клуб в центре своего родного города. Площадь выросла до 330 кв. м, появились большие раздевалки, сауны для клиентов, отдельная зона для силовых тренировок, доминирующим стилем дизайна выбрали лофт.
В 2017 году девушки снова поменяли локацию клуба, переехали в деловой центр. Со сменой места поменялось и позиционирование – теперь это премиальный боксёрский клуб, членство в котором стоит 10 тыс. рублей в год. Остальные услуги не подорожали: разовое индивидуальное занятие стоит 800 рублей, а групповые тренировки в месяц – 2800 рублей. Залы стали намного комфортнее, полотенца в свободном доступе, появились премиальные предметы гигиены, оборудование стало лучше.
Вера и Наталья посчитали: чтобы клуб был прибыльным, в него должны ходить не менее 200 активных клиентов ежемесячно по 2 раза в неделю. Аудитория в новом клубе изменилась качественно. Клиенты стали брать больше индивидуальных тренировок. Если раньше рядом с клубом были школы, то теперь рядом только «белые воротнички». Стало ходить меньше детей. Но в деньгах клуб только выиграл: выручка стала больше на 30%.
Франшиза и рост
В целом с 2012 года оборот сети вырос с 7 млн рублей до 100 млн рублей в 2018 г. Сегодня в сети – 12 клубов, 2 из которых в Казахстане. Все клубы, кроме ивановского, работают по франшизе. Пакет франшизы разработала Наталья Акимова, юридический опыт пригодился и в собственном бизнесе.
Сначала франшиза стоила 300 тыс. рублей, теперь это 850 тыс. рублей.
В 2015 году, когда франшиза появилась, был бурный рост. Продукт был интересный, боксёрский клуб - востребованная услуга в регионах. Партнёры открыто показывают будущим франчайзи свои финансовые показатели. Главное во франшизе – проверенная финансовая модель, которая работает и приносит прибыль. Средняя окупаемость клуба – 12 месяцев.
Вера и Наталья сами ведут переговоры по стоимости аренды с площадками в регионах, так как от комфортной стоимости площади зависит успех бизнеса: лучше, чтобы квадратный метр стоил не больше 600 рублей. Они же ведут переговоры по арендным каникулам, просят проводить часть ремонта за счет арендодателя.
Несмотря на большую поддержку клубов во время открытия 8 клубов из разных городов предпочли расторгнуть договор концессии и продолжают вести бизнес, но уже со своей вывеской. Отчасти это было связано с системой выплаты роялти, а также с использованием системы учёта из США, которую никто не хотел использовать. Также был низкий уровень поддержки тренерского состава. Франчайзи были слишком самостоятельными.
И тогда пришлось взяться за глобальную работу над ошибками. Система роялти сейчас не привязана к квадратным метрам или к прибыли. Роялти напрямую зависит от количества услуг, которые оказывает головная компания франчайзи - это сумма от 20 до 100 тыс. рублей ежемесячно. Базовый пакет оплаты роялти - это использование ERP-системы (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), которая помогает управлять клубом, помощь менеджера, который консультирует по всем вопросам клуба и еженедельная планёрка со всеми франчайзи, на которой можно поделиться своими успехами и обсудить планы развития.
Также для франчайзи появились услуги, которых не было раньше. Это своя школа франчайзи для обучения персонала. Своя it-система управления, которая позволяет бизнесом управлять удалённо и видеть всё, что происходит с клубом. Теперь есть встречи с собственниками и управленцами клубов, чтобы контролировать точки роста бизнеса.
Также головная компания забрала на себя маркетинг – социальные сети, Яндекс.Директ, услуги по продвижению (деньги на рекламные кампании приходят от франчайзи). При открытии клубов первичный поток клиентов также на себя берёт офис. В головном офисе работает 25 человек.
«Мы настолько увеличили точки контакта с ними, что им комфортно, и я не вижу причин, почему они должны от нас уйти», - говорит Вера Трушина.