Как студент Бауманки придумал автоматизировать уборку помещений (и почему считает, что это получится)

Михаил Артамонов, основатель проекта EAS, студент МГТУ им. Н.Э. Баумана и победитель Национальной премии «Бизнес-Успех» в специальной номинации «Лучший студенческий технологический проект», рассказал бизнес-изданию Rusbase, почему решил автоматизировать процесс уборки больших промышленных и гостиничных площадей, а также о развитии клининговой отрасли в России.

С чего я начинал

Какому молодому человеку не хочется иметь личные средства, чтобы поухаживать за девушкой? На втором курсе института я устроился работать водителем в строительную компанию. Однажды меня попросили начертить несколько несложных проектов для стройки. Руководству понравилось, я там работал год и отвечал за один строительный объект.

Но этого мне не хватало. На третьем курсе друг предложил мне организовать производство кожаных аксессуаров. Мы хотели развивать бренд и выпускать целую линейку изделий. Нашли дизайнера, начали работу.

Я испытывал огромное удовольствие от того, что мы делаем, ведь это не просто «купи-продай», а целое, хоть и маленькое, производство и свой интернет-магазин!

В апреле прошлого года стартовали продажи. Пошли первые деньги. Через некоторые время я заметил, что мои партнеры выключаются из работы над производством и продажами. Я предложил им выйти из проекта. Они отказались. Тогда я решил выйти сам, так как считаю, что команда должна работать вместе, а не сваливать всю работу на одного.

Я точно знаю, что это была не неудача, а опыт, который в будущем мне будет полезен, что я точно не остановлюсь и пойду дальше. Мне понравилось заниматься бизнесом. Меня начали вдохновлять на свое дело другие предприниматели, успешные люди.

Почему я решил делать технологический проект

В прошлом году я получил степень бакалавра по специальности «Экология и промышленная безопасность» в МГТУ им. Н.Э. Баумана и поступил в магистратуру на «Инновационное предпринимательство». Попал в окружение бизнеса, экономики, менеджмента и всего, что с этим связано. Понял, что следующий проект будет технологический, инновационный. Хотелось создавать будущее самому!

Меня давно интересовала IT-сфера, я начал изучать технологии программирования, ROS-разработку, технологии компьютерного зрения и машинного обучения. На кафедре часто были предприниматели, рассказывали свои истории.

Я слушал про стартапы и тоже хотелось чего-то такого. Стал изучать рынок клининговых услуг. Еще во время учебы на эколога интересовался проблемами клининга. Про свой интерес я рассказал преподавателям. Они меня познакомили с директором клининговой компании и президентом Ассоциации русских уборочных компаний Юрием Рябичевым.

О развитии клининговой отрасли в стране

Клининговая отрасль в нашей стране отличается крайне низким уровнем автоматизации и использованием низкоквалифицированного труда. Я предложил Ассоциации сделать программу по автоматизации клининговых услуг в крупных производственных помещениях, офисных зданиях, гостиницах и отелях.

Темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 27-30% в год. А количество компаний на этом рынке достигло 1500.

Общий объем рынка оценивается в $3 миллиарда. Клининговые услуги будут продолжать активно развиваться. Спрос на них будет расти. Объектов недвижимости с каждым годом становится все больше, а уборка является важной составляющей привлекательности объекта.

Больших компаний на этом рынке много, среди них можно выделить такие как «Абсолют Клининг Сервис», «Атлант-Клининг» и «ИРИС». Все они используют свои методы автоматизации и, естественно, не раскрывают свои методики полностью, но большая часть из них использует сложные таблицы Excel для расчета и составления смет заказчику.

Как я нашел команду проекта

Я собрал команду и привлек ментора проекта — преподавателя и моего научного руководителя. Ведущим разработчиком стал мой одноклассник и студент Высшей Школы Экономики, он участвовал в разработках программ для «Лаборатории Касперского».

С ними я вел переговоры об идее и перспективах проекта, они согласились развивать его. Мы планируем расширять команду разработчиков, привлекая еще более опытных специалистов, а также у нас есть ROS-разработчик, готовый подключиться к работе.

Зарплату пока никто не получает, идет поиск инвестиций. Все мы верим в идею проекта. Параллельно выполняем заказы производственных компаний по автоматизации.

Продукта пока нет. Но я вижу перспективу. Технологически это должно выглядеть как стойка на колесах, на которой размещены RGB-D камеры, stereo-камеры, дополнительные сенсоры, а также монитор для контроля сканирования.

Сейчас мы занимаемся формированием технического задания — прописыванием всех алгоритмов работы программы, блок-схем, взаимодействием между программной и аппаратной частью.

Параллельно мы оформляем компанию юридически, уже есть название — «EAS» Efficient Automation Systems.

Какой продукт мы разрабатываем

Работа клининговых компаний в России на объекте начинается с ручного измерения площадей и определения объема работ, условно говоря, «на глаз». Зачем ходить измерять рулеткой и считать площади, площади заставленности помещения, если исходя из опыта можно сказать, что это помещение 250 квадратных метров и его заставленность составляет 60%? Отсюда — перерасход материалов, финансов, проблемы с заказчиком.

Если говорить о главных проблемах в отрасли, то это будет низкая производительность труда. По данным клининговой компании «Примекс», в России норма уборки 110 квадратных метров в час, в Китае — 310 квадратных м/ч, в США — 570 квадратных м/ч, в Германии — 420 квадратных м/ч.

Отчасти это от недостаточной квалификации персонала и непрозрачных экономических процессов (компании платят зарплату в конвертах). Отчасти это отсутствие как раз автоматизации: расчет стоимости работ производится по субъективным ощущениям менеджера.

Я предлагаю разработать систему автоматизации из трех составляющих. Первая оцифровывает, вторая контролирует, третья делает отчетность. Ничего лишнего. Все три элемента работают друг с другом по принципу Machine-to-Machine на основе технологий машинного обучения и компьютерного зрения.

Первая составляющая — это система сканирования и автоматического расчета работ на объекте. Программа сможет сама строить 3D-карту помещений, включая стены, пол, потолок, распознавая типы поверхностей на основе технологий компьютерного зрения, позволит получать точную картину по объему и структуре необходимых клининговых работ как с точки зрения стоимости выполнения, так и в части технологических операций.
Вторая составляющая будет синхронизировать информацию с датчиков на уборочной тележке и с помощью систем локального позиционирования контролировать перемещение персонала по помещению согласно технологической карте. А по времени и трекам работы инструмента, сверяя с нормами работы, определять насколько хорошо убрана поверхность.
И, наконец, система автоматического составления документации ускорит процесс составления смет, отчетных документов и предоставит доступ к облачному сервису из любой точки мира.

При привлечении 30 миллионов рублей я рассчитываю завершить разработку всей системы в течение года. В ближайшее время отправляю заявку в Фонд содействия инновациям на программу «Старт-1». Стоить продукт будет от 2 до 7 миллионов рублей. Саму программу планируется продавать клининговым компаниям.

Почему нашу систему могут не понять

Только на опыте клининговых компаний мы сможем реально оценить масштаб проблем в отрасли для их устранения. Именно поэтому мы сейчас согласовываем с Ассоциацией русских уборочных компаний техническое задание, чтобы система работала максимально понятно и удобно для потребителя. Иначе нашу разработку не поймут и не будут ей пользоваться.

Ассоциация помогает информационно. Именно члены Ассоциации — клининговые компании — могут предоставить данные, которые будут нужны для создания программы. Техническое задание не то чтобы согласовывается, скорее, оценивается Ассоциацией. Исходя из потребностей клининговых компаний будет создаваться продукт. Совместно запускать проект мы пока не будем.

Почему я переживаю, что систему могут не понять и не принять разработку? Главная сложность в создании проекта — научить систему точно распознавать типы поверхностей, поскольку технически камеры видят отражение солнца от кафеля как черную дыру.

Но этого можно избежать с помощью дополнительных сенсоров и некоторых технологий машинного обучения.

Из-за этого веду работу с Ассоциацией: они помогут заложить в программу максимально большой массив данных, составить правильно алгоритмы расчета и назначения технологических операций, так как теории по этому вопросу нет. На основе их опыта можно понять полную картину, как это делается на практике, доработать и внедрить в алгоритмы и в архитектуру программы. На этапе разработки я хочу съездить в Европу и США, чтобы изучить их технологии в клининговой отрасли.

Зарубежные аналоги вдохновляют меня разработать систему быстрее

Набрать массив данных о материалах, текстурах и фактурах поверхностей, о технологических операциях работников компаний нам помогает компания — наш партнер и потенциальный покупатель первых партий системы.

Партнера для набора массива данных я нашел через Школу технологического предпринимательства в Бауманке. Я говорил преподавателям, что мне было бы интересно сделать проект для клининговых компаний. В Школе часто бывают бизнесмены — выступают с лекциями, проводят обсуждения по проблемным вопросам.

И вот однажды проходил круглый стол с участием Ассоциации русских уборочных компаний, преподаватель пообещала меня познакомить с предпринимателями из клининга — и так и сделала. У нас состоялась встреча с директором компании «Примекс», и я договорился сотрудничать с ней, чтобы готовить свой проект.

При доработке системы планируем выйти также на рынки девелоперских и туристических услуг. Это на уровне идеи. Подобная оцифровка помещений может прийти на замену существующим технологиям VR-проектирования для демонстрации объектов.

Существуют и иностранные аналоги системы. Например, немецкая разработка VERMOP System One позволяет оцифровывать помещения лишь частично. Компания анонсировала свою систему в сентябре 2017 года на выставке по клинингу в Германии. В будущем она окажется сильным конкурентом. Но так как их разработка еще не вышла на рынок и является иностранной, мы планируем занять рынок России. Большой плюс, что нашу разработку можно будет  использовать на режимных объектах, а зарубежную нет.  

Электрооборудование, которое делает в Нидерландах I-team, является полуавтоматическим и позволяет отслеживать качество выполняемых работ только по местонахождению оборудования.

После того, как я узнал об иностранных аналогах, мне не пришлось ничего менять в проекте. У меня изначально была другая концепция. Зарубежные аналоги меня вдохновляют сделать свою программу быстрее.

Меня привлекает большой объем рынка клининговых компаний и то, что он ежегодно растет. Это значит, что автоматизация услуг будет нужна все большему числу компаний. За высокотехнологичными компаниями — будущее.

Ссылка на источник

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр