Итоги сезона-2017 премии «Бизнес-Успех»: малый бизнес, меняющий мир вокруг

В уходящем году 13 российских городов приняли у себя в гостях конкурс «Бизнес-Успех», более 80 ярких проектов получили заслуженные «Золотые домкраты». Об итогах делового сезона-2017 рассказала руководитель оргкомитета Национальной премии «Бизнес-Успех» Дарья Сунцова.

В 2017 году окружные форумы для предпринимателей и муниципальных чиновников «Территория бизнеса – территория жизни» собрали свыше 8 тыс. участников, а на соискание премии «Бизнес-Успех» претендовали более тысячи предпринимательских проектов со всей страны. Об итогах делового сезона-2017, новых проектах и планах на будущее мы беседуем с Дарьей Сунцовой, руководителем оргкомитета Национальной премии «Бизнес-Успех», членом президиума и руководителем комитета по развитию территорий «ОПОРЫ РОССИИ».

_MG_4039.jpg

- Одно из самых важных и запоминающихся событий конкурса в уходящем году – это прямое участие Игоря Ивановича Шувалова в проекте. Как Вы считаете, насколько изменилось взаимодействие власти и бизнеса за прошедший год?

- После семи лет проведения конкурса мы добились уровня прямой поддержки правительства: Игорь Иванович Шувалов, первый вице-премьер Правительства РФ, стал Председателем Попечительского совета премии «Бизнес-Успех». Изменилось и само отношение предпринимателей к проекту: они уверены, что участие в конкурсе – это выход на государственный уровень и возможность озвучить свои идеи, которые будут услышаны. Например, история Дмитрия Пищальникова из г. Краснокамска Пермского края, победителя премии «Бизнес-Успех» в 2015 году - в Государственной Думе в декабре проходили слушания его программы по повышению производительности труда, эту программу уже поддержал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Необходимо добавить, что новые губернаторы более внимательно относятся к предпринимателям, встречаются со всеми нашими победителями после проведения конкурса, спрашивают о проблемах, находятся с ними в постоянном контакте, тем самым помогая развитию бизнес-проектов региона. Мы отмечаем беспрецедентный уровень поддержки со стороны властей.

В этом году существенно расширилась география нашей премии: региональные этапы конкурса прошли в 13 городах, подано 413 заявок от администраций 78 регионов России. В связи с этим мы почти в два раза увеличили количество региональных этапов, изменили систему проведения конкурса без привязки к федеральным округам, обновили интерфейс и дизайн сайта премии. Мы получаем большую поддержку со стороны местных органов власти и конечно постараемся работать ещё более эффективно, отвечая на все запросы регионов.

- В этом году список конкурсных номинаций пополнился – для муниципалитетов появилась категория «Лучшая система закупок», для предпринимателей – «ЗОЖ» («Здоровый образ жизни») и «Лучший сельскохозяйственный проект». Расскажите пожалуйста подробнее об этих номинациях и о проектах, представленных на конкурс.

- Мы благодарны всем партнёрам, которые берут на себя труд поддерживать новые номинации. Вопрос не только в финансовой поддержке – и «Россельхозбанк», спонсор номинации «Лучший сельскохозяйственный проект», и Федеральная пассажирская компания, партнёр номинации «ЗОЖ», становятся для нас системными партнёрами, чтобы вместе поддерживать основные направления малого бизнеса. Безусловно, проекты, затрагивающие современные технологии или инновационные разработки, необходимы. Но особое внимание хотелось бы обратить на малый бизнес в сфере сельского хозяйства – это одна из приоритетных тем для государства в целом.

Это люди, обеспечивающие продовольственную безопасность нашей страны – те предприниматели, которые переехали или наоборот остались жить в сёлах и деревнях и решили развивать крестьянско-фермерские хозяйства. Они видят в российской глубинке потенциал и, что немаловажно, умеют зарабатывать в этом бизнесе. Это люди, которые, имея, например, большой молочный завод, ежедневно встают в 6 утра, чтобы самостоятельно контролировать утреннюю дойку коров и быть уверенным, что молоко, которое мы покупаем в магазинах, действительно высокого качества. Они вызывают большое уважение и, самое главное, их проекты восхищают применением самых современных технологий в, казалось бы, столь консервативной сфере бизнеса - наши предприниматели тоже применяют передовые технологии и перенимают успешный зарубежный опыт. На специально организованных совместно с «Россельхозбанком» выставках-дегустациях в рамках наших форумов можно попробовать вкусную продукцию талантливых российских фермеров.

Все истории премии «Бизнес-Успех» по-своему удивительны, однако всегда очень сложно сделать выбор среди сельскохозяйственных проектов. К примеру, предприниматель Алексей Ишкин из Волгоградской области ввёл новую систему земледелия в своём КФХ, что позволило сэкономить миллионы рублей и к тому же сохранить бережное отношение к природе. Или проект Натальи Якута, представленный на конкурсе в Котовске – в городе Фролово был небольшой хлебокомбинат, родители Натальи в 1990-е поднимали предприятие с нуля, а потом помещение просто сгорело. После окончания университета девушка решила вернуться и возродить производство хлебобулочных изделий: взяла кредит, закупила современное оборудование. И когда жюри спросило её про конкуренцию, она ответила, что ни в её родном селе, ни в округе уже никто сам не печёт хлеб.

Мы также благодарны Петру Валерьевичу Иванову, президенту Федерации триатлона России, который поддержал номинацию «ЗОЖ» и дал нам возможность рассказать о таких проектах на федеральном уровне: это детские лагеря, марафонские спортивные забеги, открытие ледовых катков и многое другое. В преддверии Чемпионата мира по футболу, который пройдёт летом 2018 года в России, и в связи с тем, что в последнее время в обществе наблюдается общий тренд на культуру здорового образа жизни, важно подчеркнуть, что это одна из ключевых социальных тем с прекрасным потенциалом, благодаря которому можно развивать бизнес.

Именно поэтому премия «Бизнес-Успех» - это примеры хороших проектов российского малого бизнеса, а появление этих новых номинаций в 2017 году ещё раз доказывает, что малому бизнесу важно не замыкаться в себе, а стремиться менять мир вокруг.

- По итогам этого года были ли замечены какие-то общие тенденции в развитии малого бизнеса России?

- Создаётся ощущение, что в предпринимательстве формируются два параллельных направления: с одной стороны, это идейность бизнеса в проектах, поддерживающих национальные традиции, или проекты, которые обращены к патриотическому настрою – бизнес, нацеленный не столько на прибыль, сколько на формирование особого мнения среди своих потребителей. С другой стороны, это бизнес-проекты, изначально ориентированные исключительно на международный уровень и выход на зарубежные рынки.

- В этом году «Общественная приёмная», организованная в рамках региональных форумов, получила свыше 2 тыс. онлайн-обращений от предпринимателей. По Вашим наблюдениям, какие темы волновали российских бизнесменов в уходящем году?

- Первые полгода в российском бизнес-сообществе наблюдалась эпопея насчёт введения закона об онлайн-кассах, также активно обсуждался вопрос кадастровой стоимости недвижимости, а сейчас всех волнует повышение налогов со следующего года. И, конечно же, правовое регулирование бизнеса. Необходимо отметить, что насчёт онлайн-касс ситуация для малого и микробизнеса улучшилась, во многом благодаря инициативе «ОПОРЫ РОССИИ» – были внесены поправки в закон и перенесены сроки его внедрения.

- Отдельным направлением компании в 2017 году стало обучение муниципальных чиновников, заявленное в онлайн-курсе «Территория бизнеса – территория жизни». Не могли бы Вы подробнее рассказать о деятельности данной образовательной площадки и о разработанных экспертами учебных модулях?

- Семь лет мы собирали лучшие муниципальные практики и в этом году решили, что пришло время тиражировать успешные примеры регионов на более системном уровне. Мы разработали образовательную программу и сейчас договариваемся с партнёрами о внедрении в каждом регионе данного курса повышения квалификации муниципальных служащих. Лучшие эксперты страны в формате дистанционного онлайн-обучения представят темы, напрямую затрагивающие работу муниципалитетов на местах: например, о территориальном брендинге или об управлении персоналом. На сайте академии любой желающий может пройти бесплатно один из 20-ти учебных модулей. Я считаю, что проект в перспективе должен изменить контур муниципального управления в России – на финале премии в Москве мы вместе с региональными партнёрами презентуем эту программу.

- Осенью состоялся старт акселератора «Бизнес-Успех». Что представляет собой этот проект и в каком направлении Вы планируете развивать данное направление?

- Миссия «Бизнес-Успеха» - это известность наших победителей, конкретных людей, формирующих экономику страны. Истории лауреатов премии вдохновляют многих из тех, кто пока не имеет собственного дела и только планирует делать первые шаги в мире бизнеса. Мне бы также хотелось, чтобы участие в премии являлось импульсом к развитию и для уже действующего бизнеса. Как известно, лучшие инвестиции – это инвестиции в образование. Много лет подряд наши победители проходили обучение в «Сколково», РАНХиГСе, посещали международные конференции. Мы придумали собственную образовательную программу для предпринимателей и назвали её акселератор «Бизнес-Успех». Помимо международного направления, в рамках программы акселератора мы предлагаем бизнесменам стажировки в крупных московских компаниях. Первая группа акселератора посетила столицу в сентябре, и мы признательны нашим партнёрам - «Эконике», «Додо Пицца», Henderson и SPLAT, - что они поддержали эту идею.

- В конце ноября 65-й региональный этап премии был отмечен проведением форума, ориентированного на представителей моногородов. Какие выводы были сделаны по результатам конкурсного отбора проектов из моногородов?

- Когда мы решили провести конкурс для моногородов, поначалу мы задавались вопросом, где же мы найдём этих предпринимателей из моногородов. Оказалось, что и в каждом моногороде есть свои бизнес-герои – на конкурс было зарегистрировано около 200 заявок, только из одного Котовска в финал вышло пять предпринимателей. Например, в числе финалистов регионального этапа в Котовске была Светлана Жукова из Вятских Полян, которая разводит дождевых червей и тоннами поставляет их на экспорт в Турцию. Тот же Котовск является победителем премии «Бизнес-Успех» за 2016 год - администрация города решила на призовые деньги конкурса провести такой форум. Подобные успешные проекты убедили нас в том, что важно поддерживать малое предпринимательство в городах с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. В 2018 году при поддержке Фонда моногородов мы надеемся во многих моногородах организовать подобный праздник для предпринимателей.

- Какие впечатления у предпринимателей остались после первой встречи Клуба победителей премии? Насколько изменились их предпринимательские судьбы?

- Клуб победителей премии - это сообщество доказавших свою успешность предпринимателей. Это была инициатива самих предпринимателей, лидеров премии «Бизнес-Успех» в различные годы. Я уверена, что Клуб должен быть самостоятельным и саморегулируемым движением, потому что, несомненно, подобные начинания важны для самих предпринимателей – в плане поддержки и обмена опытом. Я заметила, что многие предприниматели стали в большей степени вовлечены в общественные движения – это позитивная тенденция, когда после победы в премии люди задумываются над тем, что они могут сделать для общего бизнес-климата в стране.

Предприниматели-призёры премии «Бизнес-Успех» способствуют развитию российской экономики, ежедневно занимаются социально важной работой, помогая создавать новые или дополнительные рабочие места и разрабатывая уникальные продукты и услуги. Чаще всего это наиболее активные граждане нашей страны - люди, у которых получилось добиться позитивных результатов в собственном деле и которые способны изменить окружающую действительность. «Бизнес-Успех» действительно является проектом, благодаря которому предприниматели могут почувствовать значимость своего бизнеса.

- В феврале 2018 года состоится всероссийский финал конкурса. Что бы Вы сказали претендентам на победу?

- Те, кто не выиграет, не должны считать себя проигравшими, поскольку я убеждена, что участие в нашем конкурсе - это всё равно незаменимый опыт, это необходимые для бизнеса контакты, связи и возможности. Само участие в любом региональном финале – это уже победа.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр