Дарья Сунцова о развитии МСП на малых территориях: «Политика открытости принесла результаты»

Своим взглядом на поддержку малого бизнеса в регионах поделилась Дарья Сунцова, член президиума, руководитель комитета по развитию территорий «ОПОРЫ РОССИИ» и руководитель оргкомитета премии «Бизнес-Успех», в персональной колонке «Российской газеты».

Из местных отделений к нам поступают тысячи историй о том, как к предпринимателям относятся чиновники. В какой-то момент мы поняли: мало говорить о том, что бизнес «кошмарят», нужно изучить и положительный опыт. Почему где-то получается поддерживать деловую активность, а где-то нет? Иногда на ситуацию влияют скорее объективные факторы. Но очень часто решающую роль играет личная позиция руководства. Можно ли такие ноу-хау тиражировать?

Седьмой год мы собираем лучшие муниципальные практики в рамках премии «Бизнес-Успех». Лучшие – с точки зрения местных предпринимателей, а не кого-то еще. Встречаясь на отборочных турах премии, чиновники признаются, насколько ценно само осознание того, что ты не один. Ведь ответственности у муниципалов масса, бюджета на всё не хватает… И всё-таки кому-то удаётся развивать территорию – при том же федеральном законодательстве, при сходных ограничениях.

Возможности поощрить финалистов, конечно, скромные. Подарки, статуэтка «Золотой домкрат» на память, за первое место – миллион рублей (прошлогодний победитель – моногород Котовск Тамбовской области – на эти деньги провёл форум «Бизнес-Успех»). Понятно, что это не те призы, которые изменят ситуацию. Но призами мы и не ограничиваемся!

По итогам года издаётся толстый «Атлас лучших муниципальных практик», где можно почерпнуть идеи для развития бизнеса на своей территории. Везде обстановка разная, однако расширить горизонт восприятия никогда не вредно.

Какие тут могут быть истории успеха? Не могу не упомянуть Котовск. Там реализовали ряд инициатив, связанных с вовлечением жителей в решение общих проблем. Придумали бизнес-завтрак у мэра, проект «Народный бюджет» (люди голосованием выбирают объекты для благоустройства). Глава города сам отвечает на вопросы в соцсетях – никто не верит, а он правда это делает! Политика открытости принесла результаты. Возникают новые предприятия, развиваются старые. А главное – меняется настроение жителей.

В России 25 тысяч муниципалитетов, и не всем повезло иметь скважину с нефтью, не всем «светит» принимать у себя Чемпионат мира по футболу или Олимпиаду. Для развития малых городов можно и нужно использовать малый бизнес – он быстро реагирует на потребности людей. И ему достаточно небольшой поддержки – допустим, помещения дать на льготных условиях.

Знаете, меня приятно поразила позиция замглавы администрации одного муниципалитета. Там закрылось градообразующее предприятие, возникла огромная безработица. Этой женщине поставили задачу – развивать малый и средний бизнес. И вот она стала принимать меры, придумывать разные программы – обучающие, развивающие, акселерационные. Появились новые предприятия. Но, говорит она, к сожалению, процент вовлечения в предпринимательство всё равно около 12%. В мире этот показатель составляет два процента, понимаете? А тут 12! Ну как им это удаётся? Только за счёт адресной работы с каждым проектом.

Недавно мы запустили программу повышения квалификации муниципальных служащих, где тоже изучается реальный опыт поддержки бизнеса в России. Жёсткой мотивации для местных властей нет. Наоборот, условия таковы, что если у тебя в районе расцветёт предпринимательство, то зачастую это повод уменьшить дотации из регионального бюджета. Кроме того, любой руководитель вынужден преодолевать естественное сопротивление людей любым изменениям при каждой своей попытке что-то улучшить. Премия «Бизнес-Успех» - это такое большое публичное «спасибо» от бизнес-сообщества тем администрациям, которые заботятся о предпринимательском климате.

Опубликовано в «Российской газете», №269 (7435), 28 ноября, раздел «Экономика Центрального округа».

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр