Проект осовременить внешний вид традиционного элемента русского костюма возник у Татьяны в феврале 2015 года, когда у современной молодой девушки возник вопрос: «А что мы персонально делаем для страны, чтобы родина относилась к нам хорошо?». Патриотический настрой постепенно привёл Татьяну к планам создания собственного бизнеса, но направление деятельности оставалось неясным. Открытие очередного салона красоты – слишком банально, дизайн одежды – высокая конкуренция. «На сегодняшний день ты либо вдохновляешься чем-то новым и делаешь похожее, либо просто хочешь сделать что-то лучше. Я подумала о том, что хочу создать что-то национальное, что-то значимое», - делится историей проекта основательница «Патриотки».
Идея материализовалась довольно быстро: однажды Татьяну с мужем пригласили на празднование дня рождения в ресторан, и она внезапно решила, что хочет прийти в традиционном русском головном уборе - кокошнике. В интернете продавались только стилизованные под старину кокошники, но ни один из представленных в продаже аксессуаров не был настолько визуально гармоничен, чтобы спокойно выйти в нём на улицу и появиться на публике. Спрос рождает предложение: Татьяна решила сделать современный кокошник своими руками, несмотря на отсутствие необходимых навыков: «Первый кокошник я сделала сама – белый, кожаный, с шипами, в стиле Леди Гаги. Я пришла в таком образе в ресторан – и собрала множество комплиментов. И тут же в голове зажглась лампочка – я могу это делать».
Девушка самостоятельно написала бизнес-план и в августе 2015 года зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Первая коллекция была создана всего спустя два месяца и насчитывала около 70 экземпляров. Для запуска «Патриотки» как полноценной фирмы пришлось потратить деньги из семейного бюджета. «Мы обычная среднестатическая семья – всё, что заработали, то и потратили: у нас маленький ребёнок, нужно оплачивать квартиру, машину. Однажды мне моя знакомая подсказала, что существуют государственные меры поддержки. В апреле я создала свою первую коллекцию, а уже в конце месяца обратилась в Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства – там мне рассказали, что есть возможность получения субсидий на развитие производства в размере полумиллиона рублей, на которые можно открыть свой бизнес. Когда я пришла на защиту проекта, я поразила комиссию и доказала, что кокошники действительно необходимы для современных женщин в повседневной жизни. Я выиграла первые 500 тысяч, на которые открыла производство, закупила швейные машинки. По условиям я должна была официально оформить людей – так как у нас появлялись первые заказы, я могла себе позволить нанять сотрудников. Также я взяла субсидию в Комитете по развитию предпринимательства Ленинградской области – на дополнительные 350 тысяч я полностью закупила фурнитуру на создание первой коллекции кокошников», - делится опытом получения господдержки молодая предпринимательница.
Начальный капитал позволил Татьяне вкладывать деньги и в рекламу: она завела страничку в Instagram, запустила сайт компании. Однако, несмотря на все, казалось бы, комфортные для успешного старта условия, окупаемость продукции была низкой: на первых этапах развития фирмы новинка совсем не продавалась.
«Я задумалась - почему нет продаж? Ответ я нашла быстро - ну как это почему. Сам по себе товар новый, поэтому идея его не просто продать, а внушить девушкам, что это нужно носить. Привить культуру ношения кокошника – это была основная цель», - рассказывает предпринимательница. Кокошник из обычной джинсовой ткани не привлекал покупателей, поэтому Татьяна решила создавать расшитые и инкрустированные кокошники, специально сшитые под вечерние наряды.
Когда Татьяна сделала шесть расшитых кокошников, раздался звонок из Москвы: «Патриотку» пригласили к участию в столичном конкурсе, где на съёмках присутствовали звёзды российского шоу-бизнеса. Многие из них обратили внимание на необычный и роскошный аксессуар и сделали фирме бесплатную звёздную рекламу. С тех пор спрос на кокошники значительно вырос, и количество заказов с каждым днём только увеличивалось.
Изюминкой кокошников «Патриотка» стала их легко узнаваемая форма, в отличие от разнообразия старинных вариантов символа русского национального костюма. Первоначально изготовленные кокошники были чуть выше и больше похожи на венец. Но однажды, когда Татьяна садилась в автомобиль, она задела кокошник и повредила его – после этого случая для удобства было решено ограничить максимальную высоту аксессуара до 5 сантиметров. Кроме того, владелица целенаправленно придерживается одной-единственной формы кокошника, потому что хочет превратить её в узнаваемый фирменный знак «Патриотки», хотя по пожеланию заказчика мастерицы могут изменять размер кокошника. Так, однажды в компанию поступил заказ из Африки для создания кокошника высотой 18 см, а на профессиональные модные съёмки по запросу создаются самые нестандартные версии.
Современный кокошник одевается на голову как обруч и по естественным причинам не может быть таким же тяжеловесным, как его древнерусские прототипы. «Если мы говорим о том, чтобы внедрить кокошник не просто как аксессуар, который ты можешь одеть единожды на свадьбу или на любое другое торжественное мероприятие, а чтобы ходить в нём по улице либо пойти в кино или ездить в нём на машине, то он должен быть максимально современным и удобным. Я не просто создала этот бренд – я задала целое модное веяние, настолько форма «Патриотки» уже узнаваема», - отмечает основательница «Патриотки».
Действительно, многие девушки стали копировать дизайн «Патриотки», как это можно легко заметить по страничкам в Instagram, а некоторые даже продавать онлайн свои варианты. Татьяна придерживается жёсткой позиции относительно плагиата, акцентируя внимание на качестве своих кокошников и оригинальности проекта: «Если другие фирмы будут придумывать кокошники, я «за», но я за то, чтобы не копировали полностью дизайн. Я делюсь своим опытом, но новизна всегда берёт верх. Это должны быть ваши личные идеи, а не когда тебе всё показали и рассказали».
В связи с этим особая технология производства хранится в строгом секрете – Татьяна оберегает авторскую задумку, на разработку которой ушло 2 месяца. Прочная основа кокошника вырезается лазером, а над готовой формой в течение 3-5, а порой и 7 дней трудятся швеи. Получая свой экземпляр украшения, покупательницы могут быть уверены в кропотливой и тщательно выполненной ручной работе: каждая бусинка или камень кокошника закрепляется отдельно.
При пошиве есть где разгуляться фантазии и творчеству дизайнеров: существуют и джинсовые варианты, и меховые, и бархатные, и из натуральной кожи, и под отличительную ткань Chanel в стиле букле или под фирменный стиль французского дома моды Balmain, и украшенные стразами Swarovski. Татьяна принимает непосредственное участие в разработке дизайна головных уборов, намеренно отказываясь от заимствования традиционных русских узоров, орнаментов и стилистики прошлого. По мнению питерской бизнес-леди, для узнаваемости на рынке, прогрессивного развития бренда и его коммерческого успеха важно придерживаться инновационной стилизации аксессуара: «Дизайн должен быть таким, чтобы он соответствовал современному образу».
В ассортименте «Патриотки» представлена и детская линия кокошников, рассчитанная на маленьких модниц даже годовалого возраста: Татьяна считает, что для эффективного внедрения нововведений необходимо прививать культуру ношения обновлённой версии головного убора с детства. Первая детская коллекция «Патриотки» была запущена в 2016 году – школьные кокошники были сшиты из шерсти и специально подобраны под стиль школьной формы. Сейчас школьные кокошники шьются из экокожи и декорированы различными элементами, например, формулами или таблицей умножения.
Как объясняет Татьяна, «Цель создания детской версии кокошника - не для того, чтобы они носили его ежедневно, а для того, чтобы девочки могли стоять на школьной линейке в кокошниках. Учитывая русский менталитет, я точно знаю, что нельзя нас заставить что-то делать. Но я на 100% уверена, что детям кокошники очень нравятся. Мы стали сотрудничать с детскими магазинами - в этом году к 1 сентября было раскуплено много кокошников, а на августовской выставке Ленэкспо «Школьный базар» более 70 кокошников родители приобрели буквально за пару дней. Сами девочки говорят, что кокошник для них как ободок. Когда я вижу школьниц в опрятных и статных кокошниках, сразу возникает чувство гордости за Россию».
Помимо продажи украшений для волос, Татьяна запустила арт-терапию для участников любого возраста – на мастер-классе можно самостоятельно расписать кокошник акриловыми красками и украсить его по собственному желанию. Организованные девушкой занятия также нацелены на популяризацию обновлённых кокошников, чтобы и дети, и взрослые воспринимали их как необходимый в повседневной жизни аксессуар.
Кроме того, в прошлом году «Патриотка» установила рекорд России под названием «Максимальное количество девушек в кокошниках на мероприятии в России», вызвавший широкий общественный резонанс и придавший новый импульс позитивной энергии Татьяне для воплощения творческих идей. После такого масштабного события владелица «Патриотки» поставила целью установить и рекорд Гиннеса в данном направлении. «На волне эйфории от первых успешных начинаний я задумалась: прошёл всего лишь год, а я уже стала молодым предпринимателем. У компании есть обороты, рост, развитие, мы не уходим в ноль. Меня это сильно воодушевило, и я задалась вопросом - а сколько нас уже? Как отблагодарить людей, которые начали покупать и носить мои кокошники? Ведь именно благодаря их поддержке и интересу я стала молодым предпринимателем, – говорит Татьяна. - Я подумала о том, что мы должны собраться вместе – наша общая встреча установила рекорд по стране, а каждая девушка получила сертификат участника. Специально для рекорда я создала кокошники из металлизированной кожи, 1000 штук. Это было очень интересное новостное событие - когда на мероприятии собралось множество женщин в наших кокошниках, они выглядели гармонично, красиво и стильно. А ещё полгода назад они, возможно, сомневались, как будут смотреться в кокошнике на улице».
Как член Ленинградской областной торгово-промышленный палаты, Татьяна придерживается принципа, что лучше участвовать, чем просто смотреть со стороны: «Не могу сказать, что сложно быть женщиной-предпринимателем, но и не просто. Конечно, для предпринимательского успеха должен быть сильный дух, желание, должна быть цель, к которой нужно идти. Я могу поимённо назвать женщин, которые и не задумывались о том, чтобы открыть собственное дело. После общения со мной они зарегистрировались как ИП и получили поддержку от государства. Успешная женщина – это и успешная мать, и успешная семья. Это правильные ценности».
Татьяна убеждена, что очень важно при первых коммерческих успехах сохранить планку достижений и задействовать отличительные особенности бренда в полную меру, поэтому всегда стремится к совершенствованию «Патриотки». В дальнейшем и фурнитура на производстве будет не металлическая, а из серебра, а для украшения кокошников будет использоваться натуральный жемчуг и янтарь. В мечтах предпринимательницы – сотрудничество с крупными ювелирными домами и создание кокошников с драгоценными и полудрагоценными камнями, что позволит повысить статус марки.
Более того, в компании рассматривается возможность и выхода на экспортный рынок: пока есть единичные заказы в Америку, Германию, Италию, Норвегию, Болгарию, Армению. Зачастую заказывают русские эмигранты. Но Татьяна не желает превращать свой товар в туристический сувенир и рационально оценивает свои силы за рубежом: если даже в будущем мы не встретим бутик «Патриотка» на главной торговой улице Милана, то, как минимум, будут налажены поставки кокошников в европейские свадебные салоны.
Уже через год Татьяна планирует масштабно расширить линейку современных аксессуаров с национальным уклоном, чтобы популяризировать бренд. Предварительный запуск в продажу кушаков и манжеты не имел такого успеха, как кокошники, и тем не менее целеустремлённая бизнесвумен ставит амбициозные задачи и хочет заняться созданием коллекции одежды и даже выпустить кокошник из стекла: «У меня есть все возможности и ресурсы – мы не будем сидеть на месте и сделаем так, чтобы кокошник был для всех. Мы часто слышим, что самая качественная обувь – итальянская, хорошие автомобили – немецкие. А я хочу всем доказать, что самые лучшие кокошники сделаны в России».