С миру по нитке: альтернативный поиск спонсоров через краудфандинг

Поиск средств финансирования бизнеса порой находит любопытные формы инвестирования. Эффектным и популярным примером является краудфандинг, объём рынка которого стремительно растёт как за рубежом, так и в России.

К 2025 году глобальные инвестиции в краудфандинг достигнут 93 миллиарда долларов, согласно прогнозам Всемирного банка. Краудфандинг (от англ. crowdfunding) или коллективное финансирование - это официальный сбор небольших сумм денег от всех, кто индивидуально пожелает инвестировать в любое бизнес-начинание. Тенденция, базирующаяся на онлайн-платформах, уже несколько лет служит хорошим подспорьем не только для стартаперов, но и для любого бизнеса, которому не хватает полезных для промо-целей связей, ресурсов или выхода на крупные рынки. В качестве примера часто приводится самый занятный проект краудфандинга, когда предприниматель искал денежные средства для внедрения в сетевые продажи овощного салата, прося внести минимальный взнос в 10 долларов, а в итоге получил сумму в десятки тысяч долларов от большого количества ресторанов и кафе, заинтересовавшихся новым рецептом.

Для краудфандинга обычно используются просторы социальных сетей и специализированные вебсайты краудфандинга, которые аккумулируют заявки предпринимателей на финансирование проектов и всех потенциальных инвесторов, которые выбирают, куда вкладывать деньги. Различают инвестиционный краудфандинг и благотворительный (donation-based, или, как выражаются в сообществах рунета, «донат») краудфандинг. Инвестиционный краудфандинг позволяет стартовать проекту с небольшими инвестициями от большого числа спонсоров, когда собственник не в состоянии самостоятельно полностью выплатить кредит по затратным бизнес-вложениям. Спонсоры проекта в этом случае могут получить соответствующую долю в бизнесе компании или стать её кредитором.

Популярные веб-платформы инвестиционного краудфандинга за рубежом - это SeedInvest и FundersClub, для микро-займов - LendingClub и Prosper. Благотворительный краудфандинг предполагает получение денег для проекта через запросы небольших сумм от крупных спонсоров со значимыми именами, для которых подобное публичное финансирование будет престижно. Например, таким «благотворительным» краудфандингом можно назвать сбор средств на выпуск нового альбома популярной группы. На первый взгляд забавный проект овощного салата, упомянутого выше, - это своеобразная форма предварительной продажи нового рецепта ресторанным сетям. Благотворительный краудфандинг в зарубежных странах обеспечивают такие веб-платформы, как Kickstarter, Indiegogo, CrowdFunder и RocketHub.

Россия в сегменте краудфандинга занимает уже 6-ое место в мире с объёмом транзакций в 180 миллионов рублей. Лидирующая позиция в сфере «доната» принадлежит Китаю, за ним следуют США, Великобритания, Франция и Япония. Среди российского краудфандинга доминируют проекты инновационных технологий, а также связанные в той или иной степени с миром искусства и киноиндустрии.

Лидерами интернет-сервиса по привлечению финансирования в нашей стране являются веб-платформы Planeta.ru и Boomstarter.ru, аналоги зарубежных Kickstarter и Indiegogo. Эти сервисные сайты краудфандинга были созданы ещё в 2012 году и в настоящее время содержат информацию о тысячах проектов, требующих материальных вложений со стороны. Платформы предоставляют широкий спектр услуг для краудфандинга и обычно взимают комиссию с суммы сбора (кроме благотворительных проектов).

Среди российских благотворительных площадок для реализации социального предпринимательства выделяются Добро Mail.Ru и Благо.ру. Платёжные сервисы (например, такие, как Яндекс-деньги) также открывают услуги для краудфандинга. Тренд пользуется и государственной поддержкой: так, Правительство Москвы несколько лет назад открыло краудфандинговую площадку Crowd.Mos.Ru.

Интерес к краудфандингу постоянно растёт, и, как ожидается, краудфандинговые платформы для развития малого предпринимательства будут более широко применяться, чем просто в качестве сбора средств на выпуск нового альбома. По прогнозам экспертов, многие проекты могут получить уже после первого тестового сбора надёжное и долгосрочное финансирование, а платформы будут специализироваться на различных сегментах рынка и основывать целые краудфандинговые фонды. Будущее российского краудфандинга обсудят и на региональном форуме «Территория бизнеса – территория жизни» в Ижевске, который пройдёт 12-13 октября.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр