Российские микрофоны покорили мировую индустрию звукозаписи

Тульский предприниматель Павел Баздырев организовал в родном городе производство советских студийных микрофонов «Союз», которые теперь известны во всём мире под лейблом Soyuz Microphones. Необычный экспортный проект был отмечен как лучший на региональном этапе конкурса «Бизнес-Успех» в Калининграде.

DSC_2946.jpg

Когда речь заходит об экспорте, в непростой российской бизнес-среде чаще всего упоминается отрасль агропрома или сырья. А что насчёт электроники? Скорее всего, большинство людей удивятся, услышав такой вопрос. Тем не менее, за 2016 год отмечен рост объёма поставок звукозаписывающих деталей и техники за рубеж, однако эта сфера по-прежнему остаётся нишевой и во многом неизведанной для российского бизнеса. Ламповые, широкомембранные, конденсаторные, ленточные, динамические – все тонкости профессиональной студийной аппаратуры стали известны Павлу Баздыреву, молодому предпринимателю из Тулы, когда он решил заняться производством качественных студийных микрофонов для узкоспециализированной клиентской аудитории.

В 2013 году Павел вместе с Дэвидом Брауном (вокалистом и лидером американской инди-группы Brazzaville) основали в Тульской области компанию «Байкал майкрофонс». В том же году знакомство фаната и музыканта переросло в выгодное сотрудничество, и всего за четыре года фирма добилась поразительных результатов - микрофоны «Союз» появились в продаже во многих зарубежных странах, включая США, Великобританию, Германию, Японию, Китай.

Отсутствие опыта в специфической звукозаписывающей индустрии совсем не помешало Павлу открыть собственное небольшое производство, отказавшись от первоначального плана задействовать в проекте старинный тульский завод «Октава», также выпускающий технику звукозаписи. Как и при любом начинании, положительных результатов удалось достигнуть только спустя годы: «Сомнения, конечно, были. Любой новый проект подобного рода - это всегда риск. Слишком много факторов должны сложиться вместе, чтобы всё получилось, поэтому на 100% уверенным быть невозможно, - вспоминает первые шаги становления предприятия Павел. - Если бы всё было просто и понятно, то тогда все бы этим занимались - но в этом и прелесть моего дела. Это сложная техническая продукция, которая рассчитана на нишевый рынок – единицы из компаний всерьёз рассматривают производство микрофонов как бизнес».

Окончательно решив вступить в сложный мир звукозаписи, оставалось дело «за малым» - найти финансовую поддержку для воплощения смелой и материально рискованной идеи. В среде малого предпринимательства заинтересовать потенциальных инвесторов – это большая удача, поэтому, что было ожидаемо, вкладывать деньги в дорогостоящий и ограниченный в масштабах реализации проект никто из финансистов не торопился: «Целый год мы обивали пороги различных фондов, агентств и просто богатых людей, но наш проект никого не впечатлял. Основным фактором отказа для потенциальных инвесторов был маленький объём рынка и отсутствие у меня серьёзного опыта ведения бизнеса и работы на этом рынке. Нам пришлось вложить несколько миллионов рублей в покупку станков, оборудования и разработки, прежде чем мы смогли создать первую серийную партию из 10 микрофонов», - говорит предприниматель.

Специфика изготовления микрофонов «Союз» заключается в полностью ручной сборке, причём по техническим характеристикам аппаратура максимально приближена к свойствам раритетной. И это вовсе неудивительно – с середины прошлого века при создании звукозаписывающей техники используются те же принципы.

«Общаясь с музыкантами и лучшими студиями звукозаписи, мы выяснили, что больше всего ценятся старые винтажные микрофоны, которые были произведены 30-40 лет назад. Именно они дают самый приятный и чарующий звук. Но их проблема в том, что, ввиду возраста, они часто выходят из строя и требуют регулярной профилактики, - делится нюансами производства Павел. - Поэтому мы решили использовать только те технологии, которые применялись раньше. Нам удалось воссоздать именно винтажный стиль звука, но в новом, современном обличии. Все микрофоны делаются на станках с ручным управлением, собираются и пакуются вручную. У нас на производстве работают инженеры, токари, фрезеровщик, слесарь, маляр, полировщик и сборщицы. Есть и административные специалисты, координирующие работу подразделений, финансы и логистику».

DSC_0052.JPG

Добившись в техническом плане идеально мягкого звучания без лишних шумов с передачей яркого, живого вокала, команда Павла взялась за разработку внешней «упаковки». Микрофоны «Союз» можно с первого взгляда узнать по одному только внешнему виду – это стильный золотой или серебристый корпус нестандартной для подобной техники формы. Визуальную визитную карточку «Союза» придумал Дэвид Браун: «Дэвид хотел создать микрофон, который был бы красив внешне и одновременно имел прямое отношение к месту его происхождения. Он представил, что люди на Западе думают о России и первое, что пришло на ум – золотые купола православных церквей, «Спутник», ракета «Союз» и шарм эпохи российских царей. Дэвид постарался объединить эти образы в дизайне нашего SU-017. Для того, чтобы сделать всё визуально сбалансированным, мы использовали пропорции золотого сечения», - рассказывает Павел.

Целью Павла было не просто возобновить и осовременить микрофонное производство с уникальным звучанием (как для записи вокала, так и для радиовещания), но и сделать марку известной за рубежом. Когда был налажен серийный выпуск микрофонов, «Союз» осуществил успешный выход на международный рынок. Coldplay, Radiohead, Paramore, Shawn Mendes, The Lumineers – лишь неполный список известных групп и музыкантов, записавших свои песни на микрофонах «Союз». Всемирно известные звукоинженеры и продюсеры Найджел Голдрич (Radiohead, Paul McCartney, Beck), Райан Хьюит (Red Hot Chili Peppers, the Lumineers, Lady Gaga), Силвиа Масси (Prince, Johnny Cash), Бутч Уокер (Pink, Katy Perry, Taylor Swift, Avril Lavigne) и многие другие уже оценили качество российских микрофонов в звукозаписи.

Конечно, присутствие маленькой российской компании в студиях популярных рок-групп нельзя в полной мере назвать случайностью, поэтому Павел не лукавит, утверждая, что найти путь к целевой аудитории оказалось возможным во многом благодаря контактам Дэвида: «Дэвид знал Найджела Годрича, музыкального продюсера Radiohed, ещё с юности, когда он играл на саксофоне у Beck (Бэк Хэнсен, американский музыкант, певец и продюсер, известен как Beck – прим. ред.). Найджел любезно согласился протестировать наш микрофон, а когда сравнил его с лучшими микрофонами в мире, то настолько был впечатлён звучанием, что стал нашим первым клиентом и заказал сразу два микрофона! Тогда я лично привёз наши микрофоны в Лондон для него».

SU013AC-B (3).jpg

Так «Союз» появился в звукозаписывающих студиях, на концертных площадках и радиостанциях по всему миру. Однако случается, что бюрократические проволочки служат препятствиями в реализации экспорта. Как отмечает Павел, в случае с экспортными поставками на азиатские рынки (например, в Китай и Тайвань), помимо бумажной волокиты с таможенными документами, ситуация осложняется обязательным условием получения заключений независимой идентификационной экспертизы. Курьёзно, но факт – предоставление таких доказательств необходимо для того, чтобы убедить таможню в том, что микрофоны не являются «оружием массового поражения». Но, преодолевая подобные трудности, компания продолжает успешное сотрудничество и в Азии.

Нишевая среда, которая несколько лет назад являлась препятствием для развития интересного бизнеса Павла, после первых контрактов с зарубежными студиями стала его основным маркетинговым двигателем, предоставляя широкие возможности для дальнейшего продвижения «Союза» на международном уровне. По словам предпринимателя, «В первую очередь, важно определить свободную нишу на рынке. Реальность такова, что в условиях высокой конкуренции и господства крупных корпораций практически нереально потеснить устоявшиеся бренды. Но если вы создаёте продукцию или услуги, спрос на которые ещё не достаточно удовлетворён, либо просто делаете что-то лучше других, то шансы на успех возрастают. Как только вы определили свою нишу и создали качественный продукт, очень важно правильно его позиционировать. Нужно чётко сформулировать и уметь рассказать собственную «продуктовую историю» - особенную и уникальную».

DSC_0029.JPG

Крупные компании Telefunken и Neumann, основанные в Германии ещё в начале 20 века, по-прежнему являются авторитетными лидерами в производстве профессиональной аудиотехники. Вдохновляющий старт «Союза» позволяет предположить, что российская марка имеет хороший шанс заявить о себе всерьёз в этой сфере. Кроме великолепного чистого звучания микрофонов при записи, у фирмы есть несколько выгодных преимуществ для потенциального роста экспортных объёмов. Во-первых, конкурентоспособная цена – одно из коммерческих преимуществ микрофонов «Союз»: самая высокая розничная стоимость составляет 3 с половиной тыс. долларов, по сравнению с аналогами немецких марок, цена которых варьируется на отметке 6-8 тыс. долларов, а в случае раритетной модели доходит до 15-20 тыс. долларов. Во-вторых, звёздный список имён, пользующихся микрофонами из Тулы, позволяет практически не полагаться на затратные маркетинговые приёмы, поскольку имиджевой рекламой «Союз» уже обеспечен.

«У нас получилось правильно использовать конкурентные преимущества, которые есть в России. И это очень помогает. До сих пор мы использовали самые разные каналы продвижения – Facebook, Instagram, Youtube, видеоблоги. Но большей части продаж мы обязаны «сарафанному радио» - наш продукт очень высокого качества, и когда люди покупают его, они всегда оставляют положительные отзывы. Именно эти отзывы генерируют значительный спрос», - поясняет Павел.

SU019-with-box and mount (1).jpg

По мнению предпринимателя, для успешного развития бренда на мировом уровне важно знать и понимать рынок, который вы хотите завоевать, и добиваться перфекционного подхода не только от сотрудников, но и от себя лично: «В 1963 году Акио Морита, основатель SONY, переехал с семьёй в США только для того, чтобы лучше понимать интересы и предпочтения своей целевой аудитории. Российским компаниям-экспортёрам предстоит много работать над этим. Зачастую компании делают продукт без привязки к конечному покупателю на Западе - в долгосрочной перспективе это приводит к проблемам с позиционированием, с продажами. Благодаря нашему партнёрству с Дэвидом мы всегда имеем прямой контакт с целевой аудиторией и получаем регулярную обратную связь. Это помогает нам лучше понимать нашего клиента и правильно выстраивать свой бренд за рубежом. Иностранцы помогают нам взглянуть на всё с другой точки зрения, и это всегда даёт положительные результаты.

Ещё один немаловажный фактор – это качество продукта. Всё должно быть идеальным на 100%. Мы много работали с нашими сотрудниками, чтобы добиться внимания к каждой мельчайшей детали. Можно сделать лучший микрофон в мире, но если от него вдруг отвалится шильдик, то в глазах клиента он уже не будет лучшим, несмотря на все остальные характеристики».

Несмотря на занятость делами фирмы, Павел по-прежнему увлекается музыкой и старается уделять ей каждую свободную минуту. Профессиональная среда не сильно повлияла на его личные музыкальные предпочтения: «В основном я слушаю не новую музыку: очень люблю Red Hot Chili Peppers, Боба Марли, the Beatles, 5Nizza, Мумий Тролль. Из свежего мне нравятся работы Twenty One Pilots, Imagine Dragons и The Black Keys. А с рождением дочери даже начал слушать классику».

История тульской компании продолжается - сейчас команда Павла и Дэвида концентрирует усилия на новых разработках и продумывает линейку микрофонных предусилителей, запуск которой намечается на 2018 год. Согласно предварительным планам Павла, в ближайшие два-три года «Союз» должен занять 1,5%-ную долю на мировом рынке профессиональной студийной звукозаписи с объёмом выручки в 120 млн. рублей и зарекомендовать себя как поставщик высокотехнологичной продукции премиум-класса.

наши Партнеры

Финтех-партнер
Генеральный партнёр
Интеллектуальный партнер
При поддержке
Организатор
Партнёр
Спонсор награждения
Спонсор награждения
Партнёр
Генеральный инфопартнёр
Информационный партнёр
Генеральный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Информационный партнёр
Постоянный инфопартнёр
Постоянный инфопартнёр
Официальный медиапартнёр
Информационный партнёр