В начале лета Правительство РФ утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года – документ, который стал основополагающим для развития бизнеса на ближайшее десятилетие.
Одним из направлений, отраженных в Стратегии, выделено раскрытие предпринимательского потенциала и формирование нового поколения предпринимателей. Мощнейшим потенциалом для развития малого и микро-бизнеса сегодня с уверенностью можно назвать женское предпринимательство.
Круглый стол «Женское предпринимательство» уже не первый год является постоянной площадкой форумов «Территория бизнеса – территория жизни». Женским проектам посвящена и отдельная номинация предпринимательской премии «Бизнес-Успех». Выделение женского предпринимательства в отдельное направление совершенно закономерно: согласно официальным данным, доля женщин предпринимателей в России составляет 27%, в то время, как развитие женского предпринимательства является одним из важных мировых трендов.
После того, как по инициативе комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» возникла «женская» номинация премии, стала очевидна необходимость в более широком охвате аудитории. «Женщины – это большая половина российских трудовых ресурсов и почти треть российского малого бизнеса, – отмечает автор проекта, член правления ВТБ24, член президиума «ОПОРЫ РОССИИ» Надия Черкасова. – Очень важно, что женщины-предприниматели сосредоточились на таких социально значимых сферах деятельности как образование, здравоохранение и воспитание молодого поколения. Сегодня перед нами стоит задача дальнейшего вовлечения женщин в малое и среднее предпринимательство. Главным здесь мне представляется внедрение бизнес-образования, программ развития лидерских качеств и повышения квалификации и сочетания этих программ с инструментами финансирования».
И, как показывают последние статистические исследования, женщины в этом остро нуждаются. Согласно последним исследованиям, сегодня заняться своим делом хотели бы 84% российских женщин. Наиболее важными факторами для открытия собственного дела женщины называют «наличие стартового капитала» (67%), «проработанный бизнес-план, оценка потенциального спроса» (66%), «личные качества, уверенность в себе» (55%). С этим связан повышенный интерес женщин-предпринимателей к образованию – 42% опрошенных заявили, что проходили курсы или тренинги в области организации и развития бизнеса.
Основным препятствием к началу собственного бизнеса, по мнению респондентов, является экономический фактор. 57% опрошенных сообщили об «отсутствии финансовых возможностей и сложностях в привлечении инвестиций». 52% пожаловались на нехватку знаний и опыта ведения бизнеса.
Сопредседатель комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Мария Щербаткина рассказывает, что сегодня женское предпринимательство выделяется в отдельный кластер на федеральном уровне. Следовательно, необходимо формировать специальные условия и вовлекать в предпринимательство все больше женщин.
Главной задачей в рамках круглого стола «Женское предпринимательство» организаторы ставят обсуждение актуальной повестки развития деятельности бизнес-вумен в регионе, анализ и рассмотрение действующих программ поддержки. По словам Марии Щербаткиной, много внимания уделяется программам поддержки социального предпринимательства, поскольку до 90 % социально-ориентированного бизнеса и бизнеса в сфере развития и образования детей формируется именно женщинами-предпринимателями. Однако информированность о возможной поддержке со стороны государства действующих бизнес-вумен и женщин, которые только думают открыть свое дело, очень невысока. «Есть программы поддержки субъектов социального предпринимательства, к которым относятся женщины с детьми до 7 лет, есть программы по субсидированию проектов групп кратковременного пребывания детей, организации дошкольного образования – все они преимущественно реализуются женщинами», - говорит Мария Щербаткина.
Чтобы восполнить этот информационный пробел, рассказать о возможностях бизнеса для женщин и проводятся дискуссии и круглые столы в рамках форума «Территория бизнеса- территория жизни». В обсуждениях также участвуют представители местной и региональной власти, организаций инфраструктуры поддержки.
«Нам интересно, как местные власти оценивают потенциал женского предпринимательства в регионе, какие на местах есть программы поддержки, и как женщины могут ими воспользоваться, - рассказывает Мария. – Кроме того, мы приглашаем для обсуждения центры занятости населения, с которыми обсуждаем потенциал развития женского предпринимательства, механизмы для вовлечения женщин, оставшихся без работы, выясняем, какой у них запрос, какие механизмы были бы эффективны».
В рамках круглых столов форума на уровне регионов транслируется федеральная повестка – это популяризация и продвижение женского предпринимательства, законодательные инициативы и программы господдержки, реализация образовательных программ и проектов, международное сотрудничество. И подключение к этой работе регионов особенно важно.
До недавнего времени женскому предпринимательству в регионах не уделялось достаточно внимания и в масштабном формате эту тему не обсуждали, уверена Мария Щербаткина. Площадки форума «Территория бизнеса – территория жизни» дают возможность заострить внимание регионов на этом вопросе. «Мы подключаем местную власть к этой теме и призываем к формированию внутреннего плана работы. Определяем стратегически важное направление, в котором нужно прилагать усилия. После чего мы уезжаем, а на месте остается работать региональный комитет по развитию женского предпринимательства, другие участники дискуссии, которые и должны прикладывать совместные усилия для реализации тех или иных наших общих идей», - рассказывает Мария.